Смекни!
smekni.com

Древний Новгород (стр. 4 из 5)

В 12 -13 веках на руси одновременно правили несколько 4сильных князей . Новгородцы заключали союз с каким - либо из 4них и принимали к себе родственника то смоленского , то черни- 4говского , то владимиро - суздальского князя . Недовольные тем 4или иным князем горожане изгоняли его , как нередко говорилось 4в летописи " Указывали ему путь " , что было осуществлением на 4деле " Вольности в князьях " . 4Смена князей на Новгородском престоле происходила доволь- 4но часто . За 2 столетия (1095-1304) князья менялись 58 раз , 4иные продерживаясь всего несколько месяцев . Ослабление вели- 4кокняжеской власти приводило к постепенному усилению роли 4посадников и расширению их функций . Они не только контролиро- 4вали действия князей , но и становились главными магистратами 4республики , сосредоточившими в своих руках всю полноту испол- 4нительной власти . 4

Следует отметить , что в отдельные периоды власть князей 4усиливалась , и чаще всего это происходило во времена военной 4опасности . Так , например , в середине 13 века , когда с за- 4пада Новгороду угрожали немецкие рыцари - крестоносцы и шве- 4ды , а с юга татары . 4В годы княжения Александра Невского новгородцы были вы- 4нуждены мириться со своеволием князя , сильной рукой и осмот- 4рительной политикой охранявшим новгородскую землю . Когда 4Александр Невский покинул Новгород , чтобы занять великокня- 4жеский престол , новгородцы признавали его власть , вернувшись 4к древней традиции признавать господином Новгорода великого 4князя , как было во времена Киевской руси . 4Таким образом до падения новгородской самостоятельности в 41478 году новгородским князем считался тот , кто получал от 4татарских ханов особый документ- ярлык на великое княжение 4.

При этом новгородцы добились от князей признание своих воль- 5ностей 3 :

1князья не вмешивались во внутрение дела республики , 1ограничивались причитающимся им сбором налогов и только изред- 1ко приезжали в Новгород , оставляя там своих посадников . 1

ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО КРАЯ

Православная вера была идеалогической и морально - нравствен- 4ной основой жизни средневнкового общества . Во главе Новго-родской церкви стоял архиепискои , следует отметить , что дру- 4гие русские епархии управлялись епископами . Ещё одна отличи- 4тельная черта - выборность поста архиепископа . В 1156 году 4новгородцы впервые избрали своим духовным пастырем Аркадия и с 4тех пор после смерти или отречения от кафедры очередного архи- 4епископа на вече происходили выборы владык . 4Интересно , что обряд избрания архиепископа проводился по 4двухступенчатой системе .

Сначала на обычном месте вечевых 4собраний - Ярославовом Дворе , новгородцы называли трёх канди- 4датов , чьи имена записывались на листках пергамента ("Жре- 4бии") и запечатывались посадником . Затем новгородцы переходи- 4ли на противоположный берег Волхова и собирались у стен Со- 4фийского собора , где служилась литургия ." Жребии "во время 4службы находились на престоле собора , и после её окончания 4слепец или ребёнок наугад брал один из них . Имя написанное в 4" Жребии " немедленно оглашалось собравшимся . 4В 14 веке стали считать , что более угоден богу тот, чей 4жребий остался на престоле , поэтому протопоп Софийского собо- 4ра брал с престола сначала один " жребий " , а затем другой , 4и зачитывал имена . И только потом оглашали имя нового владыки 4, которого тут же с почётом возводили на сени Святой Софии . 4Чаще всего это были авторитетные лица из настоятелей мо- 4настырей или представителей приходского белого духовенства . 4Однако бывали случаи , когда избранный в архиепископы не имел 4даже сана священника .

Так в 1359 году архиепископом был про- 4возглашён Алексей - ключник собора Святой Софии. 4Архиепископы имели высокий авторитет - не раз они пре- 4дотвращали кровопролитные столкновения , благославляя против- 4ников и уговаривая стороны не проливать кровь своих сограждан. 4Благословение владыки было обязательным реквизитом всех 4договоров Новгорода с русскими князьями и иностранными госу- 4дарствами . Мощь церкви подкреплялась огромными материальными 4благами , которые , в основном , состояли из земельных угодий 4, доходов от них , пожертвований частных лиц и других доходов. 4К ним , в частости , относились доходы от владычего суда , ко- 4торый разбирал преступления против морали и нравственности.

4Любое преступление против церкви искупалось только боль- 4шим денежным штрафом , шедшим в пользу архиепископа . Кроме 4того было обязательным скрепление разных поземельных актов печатью-
владычного наместника ,за что , естественно ,собиралась 4пошлина в три белки . 4Богатейшая казна новгородских владык , именовавшаяся со- 4фийской , не раз использовалась для общегосударственных нужд - 4строительство первых каменных стен Новгородского Кремля , ук- 4репления Торговой стороны , возведение церквей , выплату конт- 4рибуций , выкуп взятых в плен новгородцев и.т.д. 4

Для древних новгородцев вера в Бога была близким и важным 4делом , не случайно именно в Новгороде , впервые на Руси в се- 4редине 14 века появилось еретическое движение стригольников , 4просуществовавшее около ста лет . Стригольники , подобно 4последующему движению Боголюбцев , боролось за чистоту веры. 4Новгородское искусство эпохи политической самостоятель- 4ности занимает выдающееся место в истории русской культуры . 4Ранние новгородские храмы во многом напоминают одновременные 4им киевские постройки , однако уже тогда начали появлятся спе- 4цифические новгородские черты . Во второй половине 12 века 4новгородские зодчие создают новый тип храма . Заказчиками 4строительства выступают уже , как правило , не князья , а боя- 4ре . 4Самые значительные достижения Новгородского зодчества - 4церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1360-1361) год , Спаса Пре- 4ображения на Ильине (1374 год ), Петра и Павла в Кожевниках 4(1407 год ) . В отличие от ранних памятников новгородской 4церкви второй половины 14 века , более поздние церкви отлича- 4лись богатым убранством , а внутри расписывались фресками . 4

Следует отметить , что и новгородская живопись весьма са- 4мобытна - яркая покраска , сильная , смелая , с мазками , по- 4ложенными уверенной рукой . Пример тому - яркие , сочные цвета 4иконы " Никола " , написанной в 1294 году Алексой Петровым ; 4иконы " Битва новгородцев с суздальцами " созданной в 15 веке 4неизвестным художником . 1

ВОЕННАЯ СЛАВА НОВГОРОДА

4В течение многих столетий Новгород вёл вполне самостоя- 4тельную внешнюю политику . Вначале основной её целью было 4расширение государственной территории . В 13 - 15 веках глав- 4ной задачей стало сохранение в непрекосновенности границ нов - 4городской державы и защита государственной самостоятельности 4новгородской республики . Для того , чтобы добиться выполнения 4указанных задач Новгороду приходилось вести войны , отправлять 4осольства , заключать договора , вступать в союз и расторгать 4союзнические отношения . В целом , несмотря на отдельные неу- 4дачи сила новгородского войска и искусство новгородских дипло- 4матов обеспечивали выполнения обеих задач . 4

Особенно тяжёлые испытания выдержал Новгород в 13 веке . 4Выдающейся была роль новгородцев в отражении крестоносной аг- 4рессии с Запада . Не прекращались попытки немецких и шведских 4рыцарей овладеть русскими землями и в дальнейшем . Первые века 4существования Новгорода сильных врагов у его границ не было , 4поэтому новгородское войско главным образом совершало походы 4на север , восток и юго-восточную Прибалтику с целью расшире- 4ния территории Новгородских земель . В то же время новгородцы 4на стороне одного или другого князя иногда участвовали . Вспо- 4помним как новгородское войско помогло Ярославу Мудрому завла- 4деть великокняжеским престолом . 4Во второй половине 12 века - первой четверти 13 века нов- 4городцы сталкивались с Владимиро- Суздальскими князьями , 4стремившимися подчинить Новгород своему влиянию . 4

Например в 1170 году огромное войско , посланное Андреем 4Боголюбским подошло к неукреплённому тогда ещё Новгороду . По- 4беда новгородцев у стен города самим победителям казалась чу- 4дом . Они считали , что выиграли битву только благодаря помощи 4пресвятой Богородицы . С тех пор икона Знамения Богородицы , 4которая , по приданию , спасла Новгород , стала одной из самых 4почитаемых реликвий . 4В 1216 году новгородцы вмешались в борьбу между сыновьями 4владимиро-суздальского князя Всеволода Большое гнездо . Войско 4, основу которого составляли новгородцы под предводительством 4князя Мстислава Удалого , наголову разбило многочисленную вла- 4димирскую рать в битве на реке липецы . 4

Каким же было новгородское войско , в чём секрет его по- 4бедоносности ? Основу новгородского войска составляло ополче- 4ние : бояре , житьи люди , ремесленники , крестьяне . В него 4не входили только не свободные жители и священнослужители . 4Люди посостоятельнее отправлялись воевать на конях . Бедные 4бились в пешем строю . Впереди войска располагались лучники , 4осыпавшие врага градом стрел . 4

Вместе с ополчением в походы выступал и князь . Наличие в 4новгородском войске нескольких сотен княжеских дружинников , 4хорошо вооружённых и обученных укрепляло его боеспособность . 4Общая численность войска , которое могла выставить новго- 4родская земля было 30 - 40 тысяч человек. Но это было только в 4последний период новгородской независимости , и причём в кри- 4тические моменты . Обычная же численность войска при походе 4составляла 5 - 10 тысяч человек . 4Из защитного вооружения особенно распространены были 4кольчуга и щит , много образцов которых нашла археологи . 4В 13 веке кольчугу стал вытеснять "доспех" - рубашка с 4надежно закреплёнными на ней , заходящими друг на друга метал- 4лическими пластинками наподобии чешуи . Судя по летописям , 4"доспех" имел каждый свободный новгородец и при случае пользо- 4вался им . Для защиты головы использовались разнообразные шле- 4мы. 4Наступательное оружие было двух видов - дальнего и ближ- 4него боя .