Смекни!
smekni.com

Россия – многонациональное государство. (стр. 1 из 2)

Московский Государственный Университет Культуры

факультет УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Реферат

на тему:

“Россия - многонациональное государство”

Студента 1 курса 112 гр.

Мещерякова Олега

Москва, 1998

История распорядилась так, что русский народ всегда занимал особое положение в ряду других народов. Сразу оговорюсь – в данном случае речь идет не о какой-то исключительности или богоизбранности. Нет, признание особого места русского народа в истории человечества – это только констатация общеизвестного. И в этом небольшом очерке я остановлюсь всего лишь на нескольких моментах, подчеркивающих и иллюстрирующих сказанное выше.

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только западным, ни только восточным. Конечно, Россия воспринимала, и, надо сказать, чутко воспринимала, влияние и той и другой стороны. Недаром историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных, и восточных соседей.

Это влияние сказывалось прежде всего в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов, одним из главных передаточных звеньев между западной и восточной цивилизациями. Дело даже не в торговых контактах, которые происходили на территории России между Западом и Востоком. Главное – в столкновении двух разных культур, двух разных миропониманий. И Россия выступала перед лицом Запада представителем культуры Востока, а перед Востоком – представителем культуры Запада.

Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде татаро-монгольских орд, а затем два столетия противостояла турецкой империи. А с другой стороны, Россия остановила католическую экспансию Запада на Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему Евразийскому континенту.

Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались от их соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.

Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, “чужаки”, могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая “чужие” обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

Самый простой пример связан с именем самого русского народа. Дело в том, что слово “русский” – вовсе не славянского происхождения. Это название одного из народов, живших рядом со славянами и ставших у них княжеским родом. Но “русы”, хотя и были правящим родом среди славян, в конце концов были теми же славянами ассимилированы, т.е. поглощены. И, оставив славянам свое имя, “русы” растворились в историческом небытии.

В процессе же формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим соединение вроде бы несоединимого.

Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование православия. Связано это было в первую очередь со своеобразием славянского мировоззрения. Христианство ведь внедрялось на Руси не на пустом месте – у славян к тому времени существовала развитая система языческих верований.

И получилось так, что христианство на Руси довольно долгий исторический период уживалось с язычеством. В домонгольское время вообще сложилось двоеверие, когда за язычеством и христианством сохранялись самостоятельные, достаточно обособленные сферы. Так, сохранялось основное содержание язычества – обожествление природы, и на эту область христианство, по существу, не распространялось.

Конечно, христианская церковь боролась с остатками язычества, но и приспосабливалась к нему, как, например, приспосабливала чисто христианские праздники к языческим. И некоторые языческие обряды в народе отправляли на протяжении веков, а отдельные из них дожили и до наших дней.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. 22 народа, насчитывающие более 1 млн. человек каждый, образуют 96,3% всего населения страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн. человек каждый составляют вместе 3,4% всего населения. Таким образом на долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны.

Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют данные о числе народов России, зафиксированные при переписях населения. При проведении переписи 1926 г. было выявлено 194 этнических единиц, во время переписи 1959 г. – только 109, переписи 1970 г. – 104 народа. В переписи населения 1979 г. выделены те же народы, что и в 1970 г., но в первой публикации приведены данные по 101 народу (в графу “другие национальности” включены данные о наиболее мелких народах, а также народах, живущих в основном за пределами России)

. За прошедший более чем тридцатилетний период в России бурно шли процессы этнической консолидации – слияние близкородственных территориальных, племенных и других групп людей в крупные народности и нации. Особенно интенсивно протекали эти процессы в прежде отсталых в социальном и экономическом отношении районах Средней Азии, Казахстана и Сибири. Да и многие давно сформировавшиеся народы нашей страны стали монолитнее, обособленность их отдельных групп уменьшилась или вообще исчезла. Например, некоторые группы казаков, камчадалы и ряд других этнографических групп к моменту установления Советской власти зачастую еще не осознавали себя частями русского народа и существенно отличались по диалекту, культуре и быту от основной массы русских. Теперь их лишь с большим трудом можно выделить даже в качестве этнографических групп. Быстро стираются также различия между бойками, лемками, гуцулами и остальными украинцами; латгальцами и собственно латышами. Мишари, кряшены и нагайбаки, выделенные переписью 1926 г. в качестве самостоятельных народов, слились с татарами, мегрелы, сваны и лазы – с грузинами; кыпчаки, тюрки и кураминцы растворились среди узбекского народа; около 20 малочисленных этносов Алтае-Саянского нагорья объединились в два более крупных народа – алтайцев и хакасов. Таким путем характерные для нашей страны процессы этнической консолидации привели к сокращению общего числа народов.

Русские (в XIX – начале XX в. употреблялось также название великорусы, или великороссы) – крупнейший народ России, образующий более 85% населения страны. Они расселены по всей стране – от берегов Баренцева, Белого и других морей Северного Ледовитого океана до побережья Черного и Каспийского морей; на западе русские поселения выходят к балтийскому морю, на востоке – к побережью Тихого океана. В районах своего исконного расселения (большинство областей европейской части России) они составляют свыше 95% всего населения.

Русский народ на протяжении многих веков составлял основное ядро многонационального Русского государства. Он всегда играл ведущую роль в экономике и общественно- политической и культурной жизни страны. Высокоразвитая русская культура оказала большое влияние на культуру других народов страны, русские помогли ранее отсталым народам поднять свой материальный и культурный уровень. Русский язык стал вторым языком для многих народов России.

По своему происхождению русские связаны с восточнославянскими племенами, которые во второй половине I тысячелетия н.э. занимали нынешнюю территорию европейской части России; в их формировании принял участие и ряд неславянских народов этого региона. В IX в. в Восточной Европе сложилось Древнерусское государство (Киевская Русь); в IX –XIII вв. из многочисленных славянских племен сложилась единая древнерусская народность, на основе которой после распада Древнерусского государства (начало XII в.) начали формироваться три родственных народности – русская, украинская и белорусская.

Русская народность складывалась в XIV – XV вв. в области Великого Новгорода и Волго – Окского междуречья в процессе ожесточенной борьбы против татаро-монгольского ига. С начала XIV в. происходит постепенное возвышение Москвы и сплочение вокруг нее население северо-востока и севера Руси. С образованием Русского единого государства происходит непрерывное расширение этнической территории русских за счет слабозаселенных восточных, северных и южных районов. Особенно значительно расширились границы Русского государства в XVI – XVII вв., когда русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь. В XVIII – XIX вв. расширение границ России сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке. Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали на них большое влияние и в хозяйственном, и в культурном отношении, в то же время воспринимая достижения культуры и хозяйственные навыки местных этносов. С зарождением и развитием капиталистических отношений русская народность консолидируется в буржуазную нацию (XVII – середина XIX в.).