Смекни!
smekni.com

Неволинские пояса в системе международных связей (стр. 2 из 2)

Вполне вероятно предполагать, кстати, что и сам термин "permi" возник как наименование этих торговцев-посредников. Он может пониматься лишь как весский (древневепсский) географический термин, обозначавший дальнюю окраину финно-язычного мира - "Per-maa" - "задняя земля; земля за рубежами". Выходцы из этой земли на окраине финского мира и были теми купцами посредникам, которые в разное время ввозили неволинские накладки, гривны глазовского типа, шумящие подвески и биметаллические кресала прикамско-предуральского типа на запад. Это вполне логично объясняется и размещение Перми между Заволочской чудью и Печерой. В X-XII вв. обозначение "Пермь" относилось к южной части Кольского полуострова и к бассейну р. Северная Двина (Агеева, 1990, с. 62), вероятно и более ранее размещение "permi" на этой территории вполне допустимо. Интересно, что еще в XIV-XVвв. какая-то область на западном берегу Белого моря именовалась в новгородских источниках как Колоперемь (Голопьрьмь). Пути продвижения неволинских поясов и иных прикамских предметов на Север Европы маркируют их находки на Вычегде и на Ладоге- по северному пути, и Камскому и Волжскому торговым путям (нижнекамские, верхнеокские, ладожская находки). Характерно, что оба пути, вероятнее всего, замыкались на Ладогу и роль Старой Ладоги в продвижении на Балтику и в Северную Европу купцов "permi" выступает достаточно явно. Посредники "permi" не могли знать особенностей использования неволинских поясов на их "родине", а если и знали, то считали, что для торговли это не имеет особенного значения. Правда, если считать такие пояса важной частью этнического стереотипа, т.е. подлинным этномаркером, сложно представить себе ситуацию, когда они становятся предметом торговли. Уже это дает основание предположить, что центр производства комплектов для неволинских поясов находился не в Прикамье. Во всяком случае, не на территории неволинской культуры, или это производство "по образцу" было налажено где-то еще в Предуралье. Судя по имеющимся публикациям, прямых свидетельств о производстве таких поясов на поселениях неволинской культуры не найдено. И основание считать их неотъемлемой частью материальной культуры именно неволинцев дает только география их распространения.

На Севере Европы неволинские пояса по меткому замечанию Д.А. Мачинского "меняли пол" (Мачинский Д.А., 1997, с. 161), становились принадлежностью мужских воинских и достаточно богатых погребений. Связано это было не только с "особой сакральностью" финно-угорского мира востока Европы для жителей Скандинавии и Балтии, но и с тем, что ношение иноэтничного, а значит обладающего "непробиваемой магией" предмета, имело обереговое значение. Он был непостижим для местной по этническому происхождению магии и мог уберечь от любой роковой встречи с иноэтничной магией в бою, где такие встречи в эпоху раннего средневековья не редкость. Принадлежность таких поясов в Предуралье женскому костюму, о которой могли рассказывать купцы "permi", лишь укрепляла веру в их особую магию, увеличивающую воинскую силу - параллели с поясом силы великанши Грид достаточно прозрачны. Интересно, что в Пермском Предуралье наборные пояса в эпоху раннего средневековья вообще устойчивый признак женского костюма, где в женских погребениях их встречено почти в три раза больше, чем в мужских (Крыласова Н.Б., 2000). В одновременных прикамским североевропейских и степных древностях наборный пояс, напротив, признак костюма мужского. Исключение, пожалуй, составляет древнемадьярский женский костюм (Больше-Тиганский могильник), а так же костюм турбаслинок и кушнаренково-караякуповок (Казаков Е.П., 2000; Барынина Т.В., 2000). Таким образом наборный пояс в женском костюме - типичная черта угров Предуралья. Для "героических" североевропейцев женщины в наборных поясах могли ассоциироваться только с воительницами, чему способствовала и такая черта женского костюма Предуралья, как ношение у пояса ножа в богато украшенных накладками ножнах или имитационных ножен.

Распространение угорских неволинских поясов посредниками финнами "permi" указывает не только на заметное место Предуралья в системе европейской торговли, но на роль Предуралья, как поставщика особого рода "эксклюзивных" товаров, игравших важную роль в жизни североевропейских воинов и знати. Поэтому будет не удивительно если в каком-нибудь из североевропейских могильников будет обнаружено мужское захоронение например с шумящей биконьковой или арочной подвеской.

Список литературы

1. Агеева Р.А. 1990. Страны и народы: происхождение названий. М.

2. Барынина Т.В. 2000. Истоки декора костюма Приуральских угров конца VI-IX вв.// Культуры степей Евразии второй половины 1 тысячелетия н.э. (из истории костюма). Самара.

3. Голдина Р.Д. 1999. Древняя и средневековоя история удмуртского народа. Ижевск.

4. Голдина Р.Д., Водолаго Н.В. 1990. Могильники неволинской культуры в Приуралье. Иркутск.

5. Голдина Р.Д., Голдина Е.В. 1997. Скандинавния и Верхнее Прикамье: контакты во второй половине 1 тыс. н.э.// Шведы и русский Север: историко-культурные связи. Киров.

6. Казаков Е.П. 2000. Об этнокультурнорй специфике костюма народов Урало-Поволжья в VI-X вв.// Культуры степей Евразии второй половины 1 тысячелетия н.э. (из истории костюма). Самара.

7. Крыласова Н.Б. 2000. Костюм средневекового населения Пермского Предуралья (VII-XI вв.). Авторефрат …кандидата исторических наук. Пермь.

8. Мачинский Д.А. 1997. Ладога/ Aldeigia: религиозно-мифологическое сознание и историко-археологическая реальность (VIII-XII вв.)// Ладога и религиозное сознание. ПАМ 3. Санкт-Петербург.