Смекни!
smekni.com

Киевская Русь (стр. 2 из 5)

Последняя точказрения представляется более конструктивной, чем остальные. В отличие от всех исследователей И.Я.Фроянов выдвигает концепцию покоторой Русь, по крайней мере до конца 10 века, остается еще не госу-дарством, а племенным союзом, т.е. переходной к государственной орга-низации формой, соответствующей этапу военной демократии. Дань онрассматривает, не как вид феодальной ренты, а как военную контрибуцию,наложенную на покоренные племена, в пользу государственной власти илиего агентов, никак не соотнося ее с классовой эксплуатацией трудовогонаселения. Само государство со второй половины 11-12 вв. вырастает наобщинной форме и принимает общинную форму "городских волостей - госу-дарств", князья и знать, как связанная с князьями, так и земская, всвоей политической деятельности выражают, по крайней мере, интересы ипотребности свободных членов общества таких государств / т.е. свобод-ных горожан и свободных крестьян /, причем союза общин в этих госу-дарственных образованиях возглавляет торгово-ремесленная община глав-ного города. Вассалитет /княжеский, боярский/ и иммунитет носят дофео-дальный характер. Л.В.Черепнин предложил концепцию государственного феодализма вКиевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянскогонаселения как феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин,компенсировалось распределением дани среди дружинников, как совокупно-го господствующего класса.

4.2. Социально-политический строй и экономика. Для характеристики социально-политического Древней Руси можно ис-пользовать такие источники, как свод законов "Русская Правда", лето-пись "Повесть временных лет", в которую включены договора Олега/907,911 гг./, Игоря /944 г./, Святослава /971 г./ с Византией, а так-же свидетельства византийских арабских и европейских авторов. На осно-вании указанных источников можно дать характеристику населения ДревнейРуси. "Русская Правда" называет основным населением страны свободных об-щинников - людинов или людей, / отсюда: сбор дани с крестьян общинни-ков - полюдье/ "Русская Правда", рассматривая людинов указывает, что они объеди-нялись в сельскую общину - вервь. Вервь обладала определенной террито-рией, в ней выделялись экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, несвобод-ные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел оставлять свое-го имущества наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодаль-ных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободныхобщинников.

Третья группа населения - рабы. Они известны под разным названи-ем: челядь, холопы. Челядь - это раннее название, холопы - более позд-нее. "Русская Правда" показывает рабов полностью бесправными. Раб неимел права быть свидетелем на суде, за его убийство хозяин не нес от-ветственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и всекто ему помогал. Рабство было двух видов - полное и неполное. Источники полногорабства - плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выходзамуж за раба, поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратай-ным старостой и незаключение при договора и т.п. Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов вы-полняла черную работу. Их головы оценивались в пять гривен. Рабы -надсмотрщики,управляющие, ключники были на одной ступеньке социальнойлестницы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, он мог ужевыступать свидетелем на суде.

В 12 веке появляются неполные рабы - закупы. Закуп по Русскойправде - разорившийся общинник (смерд), пошедший в долговую кабалу заопределенную ссуду, либо - сельский житель, работающий на землевла-дельца и отдающий ему одну треть урожая (ролейный закуп). Он работалслугой или в поле. закуп был лишен личной свободы, но у него сохраня-лось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг. И в то же время,если закуп пытался бежать, он становился полным холопом. Большинство историков считает, что рабство на Руси не получилоширокого распространения. Но есть и другие мнения, Так, М.Н.Покровскийназывает первых русских князей и их дружины "вооруженными шайками раз-бойников". "Захватывать рабов и торговать ими, - продолжает он, - былопромыслом первых властителей русской земли. Отсюда непрерывные войнымежду этими князьями, войны, целью которых было "ополониться челядью",т.е. захватить много рабов. отсюда их сношения с Константинополем, гдебыл главный тогда ближайший к России невольничий рынок". Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Ихжизнь также была защищена пятигривенным штрафом. Судя по

Русской прав-де это были слуги в княжеском доме. Другая небольшая и довольно пестрая группа группа - изгои, люди,лишившиеся своего социального статуса - выкупившийся на волю холоп,общинник, изгнанный из верви, разорившийся купец или ремесленник и да-же князь, потерявший княжество. Довольно большой населения Руси были ремесленники. Города по мерероста общественного разделения труда становились центрами развития ре-месла. К 12 веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальнос-тей, русские ремесленники производили более 150 видов железных изде-лий. На внешний рынок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и ль-няные ткани, изделия из серебра, пряслица, оружие. С ростом городов, развитием ремесел связана деятельность такойгруппы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договорпозволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профес-сии. Следует помнить, что в те времена каждый купец был и воином. И увоинов и у купцов был один бог покровитель - Велес (бог скота). Черезрусь пролегали важные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцыторговали с Византией, с арабскими и европейскими государствами.

Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, какдружинники ("мужи"). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали ввоенных походах и сборе дани. Княжеская дружина - это составная частьаппарата управления. Дружина была неоднородна. наиболее приближенныедружинники составляли постоянный совет, "думу". они именовались бояра-ми. С ними князь советовался по важным государственным делам. Старшиедружинники могли иметь и свою дружину. Впоследствии бояре выступали вроли воевод.

Младшие дружинники выполняли обязанности судебных исполнителей,сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли основу нарож-дающегося класса феодалов. Дружина была постоянной военной силой, ко-торая пришла на смену всеобщему вооружению народа. Конечно, в большихпоходах участвовало время от времени и ополчение, составленное из ря-довых общинников, но все же главной княжеской силой являлась дружина. В источниках прослеживается установление и усиление власти киевс-ких князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединялславянские земли как с помощью насилия, так и согласия. Древлян Олегприсоединил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей.Северяне были присоединены под флагом освобождения от хазар и т.д. Ко времени Святослава с князьями племен было покончено. Их свелина степень посадников князя Киевского. Князь Владимир посадил своихсыновей по землям: Вышеслава - в Новгород, Изяслава - в Полоцк, Свя-тослава - в Туров, Ярослава - в Ростов, Глеба - в Муром, Мстислава - вТмутаракань, Всеволода - во Владимир. Практически все княжества оказа-лись в руках семьи князя Владимира. Все они подчинялись князю Киевско-му. А на него возлагались задачи военного руководства, дипломатическихсношений, поддержки военно-политического господства над соседями.Н.М.Покровский называет первых русских князей "предводителями шаек ра-боторговцев", которые ничем не управляли и только с 11 века начали по-немногу заботиться о порядке в городах.

Однако Л.В.Черепнин утвержда-ет, что на Руси уже в начале 10 века существовал правовой кодекс -прототип "Русской правды". Функции князя были определены уже в легендео призвании варягов. Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть былаограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активнодействовало народное собрание - вече - в 9-11 вв. ( в Новгороде иПскове значительно дольше). Народные старейшины принимали участие вкняжеской думе. Время появления феодального землевладения остается в историческойнауке спорным. Проблема зарождения феодального строя в древней Руси иего классовой структуры была поставлена в советской историографии вдискуссиях конца 1920-х годов и получила решения в исследованияхБ.Д.Грекова и С.В.Юшкова. Изучение этой проблемы в последующие годыБ.А.Рыбаковым, Л.В.Черепниным и другими учеными выявило расхождение впонимании влияния "дофеодальных факторов" на развитие общества, егоструктуры, внешних и внутренних источников формирования зависимого на-селения. М.В.Свердлов разделяет мнение Л.В.Черепнина о разложении у восточ-ных славян первобытнообщинного строя в 8 - 9 вв. и постепенном утверж-дении на протяжении 10 - первой половины 11 вв. раннефеодальных отно-шений. Согласно этой точке зрения, во второй половине 11-12 вв. завер-шается становление всех основ социально-экономических и политическихинститутов феодального строя.

И.Я.Фроянов считает, что в Древнерусском государстве существовалопо крайней мере два социально-политических уклада. Были свободные об-щинники и значительный слой рабов. Этот же вывод поддерживает А.П.Пь-янков. Большинство историков считает, что в Киевской Руси было ранне-феодальное государство, сочетающее в себе элементы феодализма и пере-житки первобытнообщинного строя. Некоторые авторы отмечают, что сохра-нились даже элементы матриархата, что именно этим объясняется включе-ние князем Владимиром в пантеон богов богини Мокошь.