Известны три линии, по которым шло развитие форм раннефеодальнойсобственности и обращение сельского населения в зависимое от господс-твующего класса. Во-первых, происходило "окняжение" земли и обложениесвободных общинников данью, перераставшей в феодальную ренту. Такскладывалась государственная собственность, получившая впоследствиинаименование "черной". Во-вторых, наблюдалось расслоение соседской об-щины, из которой выделялись крестьяне - землевладельцы, превращавшиесязатем в феодалов, и безземельные люди, труд которых присваивался зем-левладельцами. Наконец, в-третьих, собственники феодалы сажали на зем-лю рабов, становившихся зависимыми крестьянами. До середины 11-12 вв. господствующей формой феодальной собственнос-ти была государственная, господствующим видом эксплуатации - взиманиедани. К 11 в. складывается землевладение княжеское (домениальное), бо-ярское, церковное, основанное на присвоении прибавочного продукта,произведенного трудом зависимого крестьянина и посаженного на землюхолопа. Процесс расслоения древнерусского общества (в том числе и об-щины) дает заметные результаты уже к началу 10 в. Так, в договорах Ру-си с Византией 10 в. упоминаются "светлые и великие князи", "князи","великие бояре", "бояре". Наиболее ранней формой эксплуатации крестьян киевскими князьями яв-лялась дань (продуктами сельского хозяйства, промыслов, деньгами), ко-торой они облагали сельское население.
Присоединенные территории начинали рассматриваться верховными пра-вителями как государственная собственность. Право на сбор дани с опре-деленных территорий получали дружинники князя. Так "мужу" Игоря Све-нельду была пожалована для этих целей земля древлян. Первоначальновзыскание дани производилось посредством "полюдья", то есть поездоккняжеских дружинников в подвластные земли, где они кормились за счетместного населения до тех пор, пока не соберут дани. Термин "полюдье" имел два значения: форма взыскания дани и кормле-ния дружинников. Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с "двора", "дыма","рала", "плуга", т.е. с отдельных крестьянских хозяйств. В связи сэтим погосты, как поселения соседских общин, приобретают новое значе-ние - административно-фискальных округов. С именем княгини Ольги лето-пись связывает проведение в 946-947 гг. ряда мероприятий, направленныхна укрепление княжеской власти в пределах сельских территорий: норми-рование повинностей, получавших регулярный характер, устройство погос-тов как постоянных центров сбора дани. Система "полюдья" постепенносменяется системой "своза" - доставки дани на погост. Смерды и данники стали подчиняться княжеским судебным органам. Сис-тема штрафов в княжескую казну вытеснила платежи в пользу потерпевших.
4.3. Культура
История русской культуры начинается с крещения Руси. Языческое вре-мя остается за порогом истории. Это совсем не значит, будто не былоязыческого прошлого. Оно было, и очень яркие его следы сохраняются впамяти народа, в быту, в самом народном складе. Наиболее древний пласт язычества - одухотворение природы, вера влеших, водяных и т.п. Следующий пласт представлен общинными аграрнымикультами и семейно-родовым культом. В период, предшествовавший приня-тию христианства, господствовали племенные культы. Каждое племя имелосвоих богов-покровителей. У полян таким покровителем был Перун, у сло-вен - Велес и т.д. С образованием единого государства была, видимо, предпринята перваяпопытка превратить Киев в религиозный цент восточных славян. В догово-ре Олега с греками (907 г.) упоминаются и Перун, и Велес. В это времяпочти все восточнославянские племена были присоединены Киевом. В договоре Игоря с Византией (944 г.) назван только Перун, хотя впоходе участие принимали те же племена. Скорее всего, здесь наблюдает-ся попытка поставить Перуна выше всех богов: Киев - центр государстваи Перун - главный бог. В середине 10 в. отношения Киева с "примученными" племенами резкоменяются. После казни князя Игоря древлянами в вопросе религии киевс-ким властям пришлось отступить. В договоре 971 г. Святослава с Визан-тией Велес вновь упоминается наряду с Перуном. Однако в 980 г. князь Владимир предпринял новую религиозную реформу- "Постановление кумиров". Это было еще одно возвеличивание Перуна, афактически - попытка перейти к единобожию. Она оказалась неудачной,так как верховенство Перуна навязывалось силой союзным племенем. Неу-дача этой реформы предопределила необходимость новых преобразований,нужно было единобожие. Это не было прихотью Владимира или его бояр идружинников.
Летописец Нестор сообщает подробно, как была крещена Русь. КнязьВладимир выслушал представителей разных вер - иудейской, магометанскойи христианской, учел, что христианство могло осуществляться с ориента-цией на Рим или на Византию. Каковы же причины выбора православия ? В 9 веке наиболее важным и злободневным был вопрос взаимоотноше-ния христианского мира с исламским Востоком. Мусульманство, торжествуяна Востоке и в Африке, пыталось утвердиться и в Европе.
Из бассейнаКаспийского моря мусульманское влияние проникает в Хазарию, где всту-пает в борьбу с христианством и иудаизмом, и по Волге устремляется насевер. Создававалась угроза флангового охвата Европы исламом, в связис чем славянский мир, и прежде всего Русь, приобрел первостепенноезначение для судеб европейской христианской цивилизации. не случайнопоэтому в 9-10 веках не только Константинополь, Рим, Ингельгейм, но иБагдад стремились разыграть славянскую и русскую карту. об этом свиде-тельствуют переходы некоторых славянских на сторону арабов. По мнениюИ.Экономцева, нападение Руси на Константинополь в 860 г. было спрово-цировано арабами, против которых в это время выступил византийский им-ператор Михаил III. Очарованны й исламской культурой князь СвятославИгоревич в свое время даже хотел перенести столицу в низовье Волги.Так что запечатленная в "Повести временных лет" легенда о выборе верыкнязем Владимиром исторически глубоко оправдана. Кроме того были и другие причины Римская церковь признавала бо-гослужебным языком только латынь. Римский папа требовал полного подчи-нения себе королей и императоров и тем самым возвышался над ними, какв религиозном, так и в политическом отношении.
Патриарх Константино-польский признавал определенную зависимость от императора и ставилцерковь на службу государству. Константинопольская православная цер-ковь допускала возможность использования любых языков. Киевский князьвыбрал6 естественно то, что ему было выгоднее. Определяя ориентиры, Русь учитывала еще и территориальную бли-зость Византии и то, что родственные русичам болгары уже приняли пра-вославие. Выбор исторически был предрешен в пользу Византии - госу-дарства, аналогичного по социальной сущности и по политическому уст-ройству растущему Древнерусскому государству. По данным летописи крещение киевлян было летом 988 года. Оно яви-лось официальным началом христианизации Древней Руси. Новую веру, ставшую государственной, необходимо было распространитьна всю территорию. Это оказалось не так-то просто, хотя кроме визан-тийских священников в крещении активное участие принимала княжескаявласть. Судя по летописям, редко где крещение народа обходилось без наси-лия. Новгородцев в 991 г. крестили при помощи дружины из Киева. Первыедва епископа Федор и Илларион (11 в.) ничего не могли сделать с рос-товчанами-язычниками. Жителей Мурома не смогли приобщить к православиюни сын Владимира Глеб, ни его преемник. И так было по всей руси. Дажеобращенные в христианство люди часто сохраняли веру в древних богов.
Принятие христианства имело важные последствия. Князь и его окруже-ние получили идейную основу для единства древнерусского государства.Крещение укрепило связи Руси с Европой. Владимир был женат на сестре византийского императора Василия Анне.После ее смерти он вступил в брак с дочерью немецкого графа Куно фонЭннингена. Князь Святополк был женат на дочери польского короля Болес-лава, князь Ярослав Мудрый - на дочери шведского короля Олафа, князьВладимир Мономах - на дочери английского короля Геральда. Дочери киев-ских князей были замужем за правителями многих государств. Контакты с Европой пробуждали и интерес к изучению европейских обы-чаев, традиций, языков. О Ярославе Мудром нам известно, что он зналгреческий язык и сам делал с него переводы: "Ярослав же любим бе кни-гам и прилежа им почитая е часто в нощи и в дне и собра писце многы ипрекладаше от Грек на словеньское письмо и списаша книгы многы". Сын Ярослава Всеволод "дома седя пять язык умеяше", а внук Владимир(Мономах) доказывает сыновьям необходимость знания иностранных языков"в том бо, - пишет он, - честь есть от иных земель".
Византийское религиозное и гражданское влияние на древнерусскуюкультуру очевидно. Но ни о каком засилии Византии в древнерусскойкультуре говорить не приходится. Русь не была пассивным объектом егоприложения. Даже заимствованные культурные достижения подвергалисьглубокой трансформации под воздействием местных традиций.Наиболее ин-тенсивным было воздействие византийской культуры на высшее слои об-щества, гораздо меньше его испытывали народные массы. Принятие христианства способствовало широкому распространению ибыстрому развитию письменности и письменной культуры. Вместе с богос-лужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, при-нявшей христианство на 120 лет раньше, проник и межславянский литера-турный язык - старославянский. Он стал языком культа и религиозной ли-тературы. На местной восточнославянской основе сформировался древнерусскийлитературный язык. Это язык деловой письменности, исторической и по-вествовательной литературы. На нем написаны "Русская Правда", "Слово ополку Игореве", русские летописи, "Поучения" Владимира Мономаха и т.д.О распространении письменности среди городского населения свидетельст-вуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и другихгородах. Их выдающееся культурное значение, по мнению акад. М.Н.Тихо-мирова, можно сравнить с египетскими папирусами. Первые фрагментарные летописные записи появились в Киеве вскорепосле изобретения славянских письмен Кириллом и Мефодием. Они относят-ся ко времени княжения Аскольда (867-875 гг.).