Изумленная Европа, в началецарствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существованииМосковии, застигнутой между Литвой и татарами, -была ошеломленавнезапным появлением огромной империи на ее восточных границах,и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервыеот московитов надменные речи". Став из "великого князя" "государем всея Руси",Иван III этимтитулом подчеркивал, что отныне существует не Москва, Рязань,Тверь,Ярославль и т.д.,а Русь,т.е. Русское государство.И действи-тельно,его княжение было тем отрезком времени, в течение которо-го в основных чертах складывается государство великорусскойнародности. Москва перестает быть центром княжества и становитсястолицей государства. Укрепление национального государства приИване III в свою очередь было обусловлено созданием централизо-ванной власти, установившей систематическую феодальную эксплуата-цию крестьянства, власти, способной организовать борьбу с внешнимврагом и ликвидировать феодальную раздробленность. Эта централи-зованная власть,власть "государя всея Руси" и "самодержца" опира-лась на хорошо организованную военную силу и государствнный аппа-рат. Иван III старается подчеркнуть все эти перемены. Следствиемвозвеличивания княжеской власти и результатом заимствованиявизантийских придворных обычаев было прежде всего изменение еготитула. Он уже не Иван, а Иоанн, "божией милостью государь всеяРуси и великий князь Владимирский, и Московский,и Новгородский,и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский ииных. "В ряде грамот Иван именуется "царем всея Руси" и "само-держцем"."Самодежцем" "царем" он стал со времени падения татарс-кого ига (1480), так как до сего времени русские князья получалисвои владения "из рук" хана, который и был "царем". При Иване вводится ряд новых придворных чинов: посельничий,сокольничий,Ясельничий и т.д., складывается придворная иерархия."Государь всея Руси" почитается как наместник бога. Иван, ставмужем "царевны царегородской", почитался теперь и как глававосточно-христианского, "истинно равославного" мира. И московс-кие книжники начали старательно доказывать "божественность"царской власти.В начале XVI века духовенство сложило легенду отом что Рюрик,потомками которого были, по летописным преданиям,Московские князья, -четырнадцатое поколение от Прусса, братаизвестного римского императора Августа. Таким образом, род рус-ских князей начали выводить ни много ни мало, как из... Рима.Вспоминали и о Владимире Мономахе, внуке византийского импера-тора Константина Мономаха, которого якобы дед "благословил"царской котоной (отсюда и знаменитая "шапка Мономаха"). Орело "божественности" окружает Ивана, его чтут, как зем-ное божество, как царя и самодержца,преемника и наследника не-когда могучей и грозной Византии. Иван III, Подчеркивая своиправа на византийское наследство, которое так помогло укрепле-нию авторитета его власти, вводит даже древнеримский, позднеевизантийский герб-двуглавого орла. Изменился и сам характер правления Ивана. Он все меньше и меньшесчитался с боярством. Ранее князь совещался с боярской думой,решал всевопросы вместе с боярами и многим был обязан именно боярству.Теперьизменился и характер боярства и отношение к нему князя. Политическиепретензии заносчивых бояр-княжат, выражавшиеся в попытке провести своюлинию в боярской думе,приводят к тому,что Иван стремится обойти думу иокружает себя дворянами и дьяками,которые зачастую становятся подлин-ными советниками князя.Дворянство складывается в серьезную экономичес-кую и политическую силу,на которую опирается Иван.Большое значение на-чинает приобретать и чиновная бюрократия: дьяки, подьчие, повытчики. Таким образом, к началу второй половины XV века укрепляется помест-ное войско, постепено вытесняющее к концу столетия народное ополчение. Дворянство понимало,что только свергнув бояр-княжат,толпящихся утрона,оно может возвысится до правящего сословия стать монополистом вобласти политической власти, во владении землями и крестьянами. В этомотношении у дворянства с самодержавием был общий враг. Самодержавиеопиралось на дворянство,а дворянство искало себе опору в царе.Так наз-ревала борьба между двумя прослойками внутри самого гоподствующегокласса феодалов-дворянством и боярами-княжатами,развивавшаяся в началевторой половины XVI века в форме так назуваемой "опричнины". Изменилась система управления государством в центре и на местах,порождая новую группировку чиновничьей бюрократии. Наряду с древнейбоярской думой появляются "избы" или приказы". Начальником приказа был"судья", боярин или князь, но фактически делами приказа ведали дь-яки, подьячие и повытчики,приказные чиновники, которые только и моглиразбираться в сложном и запутанном делопроизводстве и писать витиева-тым и трудным специфически "приказным" языком.Дьяк был подлинным хозя-ином приказа. Судебник Ивана III,составленный в 1497 году дьяком Владимиром Гу-севым, не только регулирует деятельность приказов, но и управление наместах. Таким образом,все мероприятия в области перестройки управлениягосударством укрепляли великокняжескую власть,власть "самодержавную". Поместная система и поместное войско, создание централизованногоаппарата, уже отделившегося от собственно княжеского дворцового управ-ления,"посошное" обложение и ямская повинность-все это,ложась главнымобразом на плечи крестьянства, в то же время способствовало усилениюмощи Русского национального государства. Основным же результатом деятельности Ивана III было создание го-сударства, ликвидация уделов и успешная оборона Русской земли.
Литература :
1. М.Н.Зуев "История России." М.,1995г.
2. В.О.Ключевский "Исторические портреты."М.,1990г.
3. В.В.Мавродин "Образование Русского национального государс-
тва."М.,1941г.
4. Ш.М.Мунчаев "Отечественная История."М.,1994г.
5. С.М.Соловьев "Чтения и рассказы по истории России."М.,1995г.