Введение. 2
Глава 1. История развития законодательства о судебном установлении отцовства. 4
Глава 2. Сущность и порядок установления отцовтсва. 8
Глава 3. Основания установления отцовства в судебном порядке. 11
Глава 4. Особенности установления отцовства в судебном порядке. 19
Заключение. 25
Приложения. 27
Библиографический список. 30
Гражданский брак, то есть брак без официального оформления в органах ЗАГСа, сейчас довольно распространенное явление. Поэтому все больше детей рождается в таких незарегистрированных браках. Соответственно, встает вопрос о том, каким образом оформить отношения такого ребенка и второго родителя - отца ребенка.
Основанием возникновения прав и обязанностей является факт рождения ребенка у родителей, как состоящих, так и не состоящих в зарегистрированном браке. Поэтому для подтверждения родительских прав необходимо, чтобы происхождение детей было удостоверено в установленном законом порядке. Таким образом, основанием возникновения прав и обязанностей у родителей являются кровное родство родителей и ребенка; государственная регистрация рождения ребенка.
Порядок государственной регистрации рождения ребенка установлен Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» (ст.1423). Запись о родителях, произведенная органом загса, является доказательством происхождения ребенка от указанных в ней лиц и может быть оспорена только в судебном порядке.
Запись сведений об отце, если мать состоит в зарегистрированном браке, производится исходя из установленной в законе презумпции (предположения) отцовства лица, состоящего с нею в браке. Муж матери записывается в качестве отца родившегося у нее ребенка по заявлению любого из супругов.
Произведенная запись об отце (отцовство) может быть оспорена в судебном порядке. Отцовство может быть оспорено в любое время (срок исковой давности в этом случае не установлен), когда лицу, записанному в качестве отца, стало известно, что он не является биологическим отцом данного ребенка. При недееспособности отца его отцовство может быть оспорено его опекуном (ст.48, 51 и 52 СК РФ).
В тех же случаях, когда родители не состоят в браке между собой, закон предусматривает два способа установления отцовства: добровольное установление отцовства и установление отцовства в судебном порядке.
В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка (пункт 4 статьи 48 Семейного Кодекса – далее СК) происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.
Итак, целью контрольной работы будет рассмотрение установления отцовства в судебном порядке.
Глава 1. История развития законодательства о судебном установлении отцовства
В числе первых декретов Советской власти были и декреты о браке и семье, провозгласившие новые принципы семейно-брачных отношений (введен гражданский брак и устранены такие ограничения при вступлении в брак, как зависимость от вероисповедания, национальной принадлежности и т.п.).
Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 20 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о, ведении книг актов состояния» провозглашена свобода заключения брака и равенство супругов в личных и имущественных правах, отменено гражданское неравенство внебрачных детей. Ст.10 Декрета предусматривала возможность судебного установления отцовства по иску матери ребенка, его опекуна или самого ребенка.
Первый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР, принятый в 1918 г., конкретизировал и углубил положение декабрьских декретов. Кодекс провозгласил равноправие детей и родителей по отношению друг к другу независимо от наличия или отсутствия брака между родителями. «Основой семьи признается действительное происхождение. Никакого различия между родством внебрачным и брачным не устанавливается» (ст.133). Судебное установление (удостоверение) отцовства происходило по правилам ст. ст.140-144 Кодекса 1918 г. в случае, когда отсутствовало добровольное признание отцовства по иску матери и других лиц, указанных в законе. В качестве ответчиков могли быть привлечены все предполагаемые отцы ребенка, на которых могла быть возложена обязанность по содержанию ребенка.
Отменялись все дореволюционные законы, порабощавшие и унижавшие личность, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье и в отношении к детям. «Советская власть первая и единственная в мире уничтожила полностью все старые, буржуазные, подлые законы, ставящие женщину в неравноправное положение с мужчиной, дающие привилегии мужчине, например, в области брачного права или в области отношений к детям. Советская власть первая и единственная в мире, как власть трудящихся, отменила все, связанные с собственностью, преимущества, которые сохранились в семейном праве за мужчиной во всех, даже самых демократических, буржуазных республиках».
19 ноября 1926 г. в РСФСР был принят новый Кодекс законов о браке, семье и опеке, который, наряду с зарегистрированным браком, придавал правовое значение фактическим брачным отношениям, причем «фактическое» сожительство служило препятствием для вступления в брак с другой женщиной (ст.6). Кодекс обеспечивал широкую защиту интересов матери и детей, и в полной мере сохранил исключительное значение действительного происхождения для определения прав ребенка и полная свобода доказывания происхождения (ст.25). Матери предоставлялось право обращаться в суд с иском об установлении отцовства (ст.31).
При рассмотрении дел о взыскании алиментов, а также об установлении отцовства возникли вопросы о возможности отказа истца от иска и допустимости мировых соглашений. Эти распорядительные действия сторон судебная практика неразрывно связывала с необходимостью всемерной защиты прав и законных интересов трудящихся.
Согласно ст.32 Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г., если при рассмотрении дела об отцовстве суд установит, что мать ребенка в период зачатия находилась в близких отношениях, кроме лица, указанного ею в качестве отца ребенка, еще и с другими лицами, то суд выносит решение о признании одного из них отцом ребенка и возлагает на него обязанности, предусмотренные ст.31 того же Кодекса. В связи с этим возник вопрос о возможности привлечения по инициативе суда в качестве ответчиков всех предполагаемых отцов ребенка,
В этот же период появился, однако, и ряд научных работ, посвященных экспертизе сходства в целях удостоверения отцовства. Научному исследованию экспертизы сходства немало способствовало то, что судам вменялось в обязанность помогать матери найти отца ребенка. Так, И. Поляков писал: «В большинстве случаев, на основании анатомических особенностей строения, мы можем решить вопрос о возможной принадлежности данного ребенка тому или иному лицу. Но в некоторых случаях решение этого вопроса затруднительно и даже невозможно».
Разработке экспертизы сходства были посвящены также работы В. Надеждина, В. Попова и других авторов, Л. Гусаков.
В те же годы появляются труды, посвященные научной разработке проблемы дифференцирования крови и применению исследования групп крови в делах об отцовстве. Продолжается и научная разработка экспертиз об установлении способности данного лица к оплодотворению.
Однако, учитывая уровень развития пауки в 30-х годах, Наркомат здравоохранения (НКЗ) и Наркомат юстиции (НКЮ) в своем циркуляре от 5 июня 1925 г. № 127 признали преждевременным введение в судебную практику исследования крови в делах спорного отцовства и предложили органам юстиции не пользоваться таковыми в качестве судебного доказательства. В дополнение к названному НКЮ СССР 20 февраля 1926 г. принимает еще один циркуляр, в котором судам рекомендуется воздерживаться от использования экспертизы по признакам внешнего сходства, наследственных примет, антропологических измерений и т.п. Между тем суды продолжали применять экспертизу по сходству вплоть до 1939 г. Уже к 1935 г. были сделаны крупные научные открытия, касающиеся групповой специфичности крови, тканей и выделений человеческого организма, открыта наследуемость антигенов А и В.
В период Отечественной войны издан ряд актов о браке и семье. Центральное место среди них занимает Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. Будучи принят в условиях Отечественной войны, он имел определенную целевую установку - укрепление семьи, поощрение многодетности, увеличение народонаселения и т.п., что было особенно важно для Советского Союза, потерявшего за годы войны 20 миллионов граждан. Указ отменил установление отцовства как в регистрационном, так и в судебном порядке в отношении детей, родившихся вне зарегистрированного брака.
К 1968 г. был подготовлен проект Основ законодательства о браке и семье и после широкого всенародного обсуждения принят новый общесоюзный закон - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Этот закон явился обобщением многолетней практики применения законодательства. В него вошли лишь те нормы, правильность и полезность которых подтверждены самой жизнью. Основы (ч. I ст.16) и кодексы о браке и семье союзных республик (в РСФСР - ч. I ст.47 КоБС) зафиксировали положение, согласно которому основанием возникновения семейно-правовых отношений между родителями и детьми является происхождение детей (кровное родство), удостоверенное в установленном законом порядке. В соответствии с этим законодатель предусмотрел возможность как добровольного признания отцовства в ЗАГСе, так и судебного установления отцовства в отношении детей, рожденных вне брака.