Смекни!
smekni.com

Русская артельность (стр. 1 из 2)

Е. Троицкий

Известно, какую благотворную роль в отечественной истории, приращении могущества Государства Российского сыграли община, артель. Пагубные последствия уничтожения общины предвидели великие мыслители России. "Уничтожьте у нас общину, и народ тотчас же будет у нас развращен в одно поколение... Мы легкомысленнейшим образом проповедуем уничтожение общины, одного из самых оригинальных и существенных отличий сути народа", - писал Ф. М. Достоевский.

Поэтому правы те политики и идеологи, которые призывают к повсеместному - в деревне и в городе - воссозданию русских артелей, общин, функционирование которых позволит соотечественникам самоорганизоваться, оказывать всестороннюю поддержку друг другу, материальную, духовную, физическую и иную, практиковать взаимную помощь в защите русских интересов. Общины нужны для всех слоев русского общества - рабочих, крестьян, интеллигентов, военных, священнослужителей, предпринимателей, студентов. Ведь в нынешней бедственной ситуации речь идет о спасении нации от деградации, полуколониального порабощения и гибели (Тойнби А. Дж. Постижении истории. М., 1991. - С. 485.).

Нельзя забывать, что идеологи современного неоколониализма делают особую ставку на разобщение и противопоставление людей. Как отмечалось в одной из передач "Народного Радио", Комиссия Фонда Дж. Сороса рекомендовала не допустить возрождения социального коллективизма в России (1998 г., 19 октября).

Индивидуализм и коллективизм - неотъемлемые биопсихические качества людей. Оба этих свойства в благоприятной социальной, национальной, государственной атмосфере дают позитивные творческие, даже альтруистические результаты. Поэтому необходимо их гармоничное взаимодействие, а не противопоставление. Им, к великому сожалению, в XX веке фактически занимались и многие руководители Государства Российского, начиная со времен П. Столыпина и далее Н. Хрущева до наших дней.

Противостояние войне "всех против всех", другим человеконенавистническим проектам требует тщательного изучения исторических истоков русофобских концепций и действий. Вместе с тем нужны разработка и осуществление эффективных способов соборного сплочения и укрепления российского общества.

В XX столетии цивилизационные основы русской жизни подверглись вредоносным разрушениям, причем особенно пагубным в годы так называемых реформ. Безработица, своекорыстное хозяйничанье чужаков, принудительное навязывание порядков, чуждых национальной психологии, - все это порождает пьянство, наркоманию, самоубийства, преступность, разврат. Подчас люди дезориентированы, не знают, что делать, куда идти.

А идти надо к спасительному возрождению устоев собственной цивилизации, обычаев, традиций, общин, артелей, в целом достаточно эффективно воплощавших национальную самобытность народа, направлявших и организовывавших совместные трудовые усилия русских людей. В Толковом словаре В. Даля при разъяснении слова община говорилось: "Складчина, братчина, общее именье или достояние, артельщина. Общество как нечто отдельное и цельное, приход, волость или населенье, состоящее под общим управлением. Община выбрала в сельские старосты..." (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955. - Т. II. - С. 634). Крупнейший русский и мировой научный авторитет Д. И. Менделеев писал: "Общинное крестьянское земледелие, господствующее в России, заключает в себе начала, могущие в будущем иметь большое экономическое значение, так как общинники могут, при известных условиях, вести крупное хозяйство, допускающее множество улучшений... а потому считаю весьма важным сохранение крестьянской общины, которая со временем, когда образование и накопление капиталов прибудут, может тем же общинным началом воспользоваться для устройства (особенно для зимнего периода) своих заводов и фабрик. Вообще в общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыш возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение, так как, по моему мнению, после известного периода предварительного роста скорее и легче совершать все крупные улучшения, исходя из исторически крепкого общинного начала, чем идя от развитого индивидуализма к началу общественному" (Менделеев Д. И. Собр. соч. - М., 1952. - Т. 20. - С. 326).

Община, сельский сход, мир обеспечивали экономически рациональное и вместе с тем нравственное решение насущных проблем сельского населения, гарантировали помощь погорельцам; семьям, потерявшим кормильца; крестьянам, строившим дом, убиравшим урожай, спасавшимся от природных бедствий. И такие общины в современной бедственной обстановке надо повсеместно возрождать, причем не только в деревне, но и в городе, в целях благополучия психологического тонуса, взаимопомощи людей.

Срочной необходимостью является и возрождение артели. Их производственной эффективностью, сложившейся моральной атмосферой, взаимопомощью восхищались не только славянофилы, но и известные западные обществоведы А. Гакстгаузен, Г. Шульце-Геверниц (См.: Шульце-Геверииц Г. Очерки общественного хозяйства и экономической политики России. - СПб., 1991. - С. 122-124), российский демократ-либерал прошлого века А. Герцен, называвший артели передвижными общинами. "Община спасет народ русский", - восклицал он.

В Толковом словаре Вл. Даля при разъяснении понятия "артель" говорилось следующее: "Артель, артель и рота с перестановкою, как рожь и аржаной и др., одно и то же древнее слово, от решиться, обетовать, клясться, товарищество за круговой порукой, братство, где все за одного, один за всех: дружина, соглас, община, общество, братчина; также для работы сообща и раздела заработков за вычетом расходов...

Артель суймом крепка, суйм, суем, сейм - общая сходка.

Артельно - людно, народно: артельно на столе, вдоволь пищи. Артельно за столом, артельно на столе".

Известный исследователь М. Слобожанин отмечал, что российские артели составляли четыре основные группы: I. Духовные: II. Правовые: III. Хозяйственные или экономические: IV. Общежительские.

I. Бытовые артели духовного характера. Они принимали характер: а) религиозный: б) развлечений и увеселений; в) удовлетворения умственных потребностей (совместная выписка газет, книг, совместный наем учителя и т.п.).

II. Бытовые артели правового "характера для поддержания уровня заработной платы, условий труда. По сути дела эти артели содержали в себе зачатки рабочих профессиональных союзов.

III. Бытовые артели с хозяйственными экономическими задачами. Сюда относились две самые большие группы российских артелей - промысловые и сельскохозяйственные. А промысловыми артелями и товариществами назывались обычно артельные объединения в области обрабатывающей промышленности.

IV. Общежительские товарищества и артели объединяли лиц, как занятых производительной трудовой деятельностью, так и не занятых ею.

Высокие идеалы, национальный дух правды, социальной справедливости, экономической целесообразности - все это вызывало и вызывает у русских патриотов немалые надежды на то, чтобы частично связать с артелью будущие организационные формы бытия на многострадальной Родине. Приведем следующие слова М. Слобожанина: "Жизнь, конечно, далеко не всегда осуществляла во всей полноте такие именно основы артельных организаций, какие были отмечены нами выше: такими они были в отвлечении, в идеале, созданном народным творчеством, к таким он (народ. - Е. Т.) стремился в своих исканиях правды жизни и, ради этой правды, не мог отказаться от них. В этих идеалах воплощал он не только стремление к улучшению своего материального положения, но и стремление личности к освобождению... к равноправию, к народоправию и сознательности, к уважению человеческого достоинства в себе и других, к дружбе, братству и т.д. Все эти прогрессивные течения, оставшиеся таковыми до сих пор, народ облек без посторонней помощи в понятие об идеальной артели и, естественно, крепко держался за нее и, несомненно, будет идти к ней до тех пор, пока она не станет для него действительностью, реальностью. Стремление к лучшему не только в экономическом, но и в нравственном отношении неистребимо в человечестве, и русский народ, издавна создавший себе идеал этого лучшего, несомненно, никогда не изменит ему. Это было бы противно человеческой природе" (Слобожанин М. Историческое развитие идеи артельного движения. - Боровичи, 1919. - С. 14).

Необходимость воссоздания артелей и общин с учетом изменившихся условий более чем востребована в современной России. Это позволило бы решать как местные, так и общегосударственные проблемы страны на основе коренных интересов русского народа.

Русский потребитель уже давно убедился в том, что броская дизайнерская обертка импортных изделий отнюдь не соответствует качеству многих из них. Повсеместно отмечаются настроения, характеризующиеся отвращением русских людей к импортной синтетической продукции, зачастую буквально нашпигованной химикатами, вредными для здоровья, ностальгией по отечественным товарам. Последние больше отвечают как проявлениям национальной психологии, так сплошь и рядом климатическим условиям России. Такого рода спрос - предпосылка для развития артелей, фабричного и ремесленного производства на традиционной национальной основе. Естественно, что то и другое нуждается в технической модернизации, развитии местной сырьевой базы. Но относительная дешевизна труда - залог успешного развития традиционной русской экономики, ее общинно-артельного потенциала. Естественно, что власти призваны содействовать этим позитивным многообещающим процессам.

Безработица, вызванная деструктивным реформированием, конкуренцией импортных товаров, деморализует русское общество, толкает молодежь к разврату, пьянству, наркомании, преступности, создает у людей настроения безысходности. А ведь молодежь - это наше будущее, лишить которого Россию усиленно стремятся наши недруги. Исконно сложилось так, что наша цивилизация не торгово-спекулятивная, а производственная, трудовая. "Без труда нет добра", - гласит русская пословица.