Смекни!
smekni.com

Политика турецкого правительства в восточных вилайетах страны и освободительная борьба курдского народа (стр. 7 из 9)

В 1994 г. А. Оджалан обращается с посланием к международной научно-практической конференции в Брюсселе по курдскому вопросу, а также к участникам встречи глав государств-членов ОБСЕ, которых подтвердил готовность ПРК к мирным переговорам. Призывы ПРК к прекращению огня и перемирию совпадают с моментом проведения Турцией крупномасштабных операций на востоке страны.

Европейское общественное движение «Ганноверский призыв» выступил в 1996 г. с требованием к турецкому правительству откликнуться на предложение ПРК (второе с 1993 г.) о прекращении огня с целью мирного решения курдского вопроса. Одновременно они обратились ко всем странам, входящим в Европейский Союз, с призывом оказать давление на правительство Турции и побудить его перейти к мирным демократическим методам решения проблемы, к диалогу с курдскими политическими организациями (предполагало немедленное прекращение истребительной войны против курдского народа, в ходе которой в турецком Курдистане было уничтожено более 3 тыс. населенных пунктов). Вскоре после выхода «Ганноверского призыва» в мае 1996 г. группа его инициаторов посетила находящегося в эмиграции генерального секретаря ПРК А. Оджалана, который заявил о стремлении партии положить конец войне, отверг обвинения в сепаратизме, подчеркнул цели движения – полное политическое, социальное равенство и культурная автономия курдов в рамках федеративной демократии в Турции.

На конференции в Бонне «Курдистан: перспективы мира» в 1996 г. ПРК была названа организатором и вдохновителем курдского повстанческого движения восточной Турции. На Западе долгое время шла пропаганда против ПРК как организации преимущественно террористической, крайне левацкого толка. В Бонне было опровергнуто это одностороннее мнение, доминировал тезис о том, что ПРК готова к немедленному прекращению огня при условии предоставления курдам всех тех гражданских прав, которыми пользуется турецкое население. Боннская конференция, таким образом, сделала важный шаг на пути интернационализации курдской проблемы, еще раз обратив внимание на репрессии в турецком Курдистане.

В декабре 1995 г. Европейский парламент принял резолюцию, осуждающую репрессии в Турции против курдов. Официальные круги стран НАТО очутились в крайне неудобной позиции между необходимостью поддерживать своего союзника по военно-политическому блоку Турцию и считаться со все возрастающим нажимом общественности, а также значительной части парламентариев, протестующих против вопиющего нарушения прав человека в Турции.

Итак, надежды Абдуллы Оджалана на всенародное восстание курдов в Турции были утрачены. В вооруженной борьбе участвовало не более 25 тыс. курдов, которые, несмотря на отчаянное сопротивление, долго противостояли силам регулярной турецкой армии. Одной из причин ослабления АОНК и ПРК можно считать отсутствие общекурдского единства, о необходимости которого было заявлено ещё в середине 1990-х гг.

Турция требовала от Сирии выдачи А. Оджалана, угрожая войной с целью уничтожения руководства партии и всего курдского освободительного движения. А. Оджалан вынужден был покинуть территорию Сирии и прилететь в Москву. 13 ноября 1998 г. лидер ПРК А. Оджалан прилетел в Рим, а 15 февраля 1999 г. он был арестован в столице Кении Найробы.

Итак, Партия Рабочих Курдистана выполнила к концу ХХ в. свою историческую миссию, организовав массы, определив стратегию и тактику борьбы и поняв, что вооруженные методы борьбы себя исчерпали. ПРК своими успехами в борьбе сопротивления превратилась в реальность.

Арест А. Оджалана в 1999 г. и новые исторические условия сопротивления вынудили руководство ПРК изменить стратегию борьбы. В апреле 2002 г. на VIII съезде деятельность ПРК была приостановлена. На съезде был определен дальнейший демократический путь решения курдской проблемы через создание во всех частях Курдистана и на территории сопредельных государств организаций, соответствующих конкретным условиям региона и призванных служить делу практической реализации чаяний народа, а также координирующего центра, наблюдающего за реализацией этой стратегической линии – Конгресса свободы и демократии Курдистана как законного правопреемника ПРК (КСДК). Цель КСДК – создание демократического общества на основе объединения всех свободолюбивых сил курдского общества, создание Демократического союза Среднего Востока, формирование новой международной системы, основанной на принципах мира, демократии и справедливости.

Как бы ни утверждали, что у курдов нет собственной государственности, что курдская нация недостаточно сформировалась и давно перестала существовать как фактор, но сами курды считают, что в многомиллионном количестве они сконцентрированы на определенной территории, несмотря на диалектные различия, как и остальные общества, говорят на одном языке и, хотя не достигли уровня высокоорганизованной нации и государственности, тысячелетиями живут в форме сильных родоплеменных сообществ, в селах и городах, сопротивляются гнету, подвергаются преследованиям и не только настойчиво стремятся продолжить свое существование, но и не теряют надежды на свободу. Ни отсутствие государственности, ни отставание процесса формирования нации, ни подверженность ассимиляции и отсутствие какого-либо союза не могут приостановить движения курдов за свободу своего народа. Репрессии, применение которых на протяжении многих десятилетий сопротивления продемонстрировали свою бесперспективность, вряд ли можно считать успешной мерой борьбы в современную эпоху безграничной власти информационной и коммуникационной техники, когда спокойно можно доказать, что сторонники этого метода непременно будут разоблачены и осуждены за нарушение международных прав человека. Будущее курдов во многом зависит от их единства. Однако как минимум еще два фактора могут оказать влияние на него – демократизация режима и гарантия безопасности курдов со стороны международного сообщества.

Без удовлетворительного политического урегулирования курдского конфликта не представляется возможным достижение прочной стабильности ни в Турции, ни на Ближнем Востоке. Уравнение в правах курдского населения само по себе не решает конфликт, необходима функциональная интеграция курдов в общество вместе с признанием самоценности курдского этноса и культуры и созданием возможностей для их раскрытия. Более гибкая политика в курдском вопросе прежде всего предполагает политические и правовые меры, которые разорвут замкнутый круг насилия, откроют пути к политическому представительству и интеграции, создадут условия для свободного и открытого диалога. При этом следует учитывать, что без помощи извне шансов на мирное разрешение конфликта нет, так как он приобрел характер международного.

В заключении подведены основные итоги диссертационного исследования и формулируются выводы:

1. Политика турецкого правительства была направлена на социально-экономическую эксплуатацию восточных вилайетов Турции, использование региона в качестве аграрно-сырьевого придатка растущего турецкого капитализма. Господствующие на территории турецкого Курдистана государства не давали курдскому народу возможностей ни для формирования внутреннего рынка, ни для развития национальных и политических связей. Отсутствие государственных программ экономического и социального развития курдских провинций, их остаточное финансирование предопределили медленные темпы социально-экономического развития Северо-Западного Курдистана. Эксплуататорская система, внедрившая невиданный в истории запрет на использование родного языка, формирует обстановку сепаратизма и насилия. Негативную роль в истории курдского народа сыграло стратегическое положение его земель, наличие нефтяных ресурсов, что превратило регион в яблоко раздора между странами Запада и Востока.

2. Курдское национальное движение в Турции на протяжении всего периода своей освободительной борьбы не раз меняло политические ориентиры. С усилением в начале ХХ в. курдского национализма сформировалась главная политическая цель движения – борьба за единый независимый Курдистан. Организатором этой борьбы в ХХ в. стали курдские националисты, выходцы из феодально-клерикальной среды, в значительной мере сохранившие присущий ей менталитет, но проживающие большей частью в эмиграции, в культурном отношении европеизированные и политические ориентировавшиеся на помощь Запада, но главная движущая сила борьбы – народ. Стремление любыми путями уничтожить курдский народ неизбежно превратило его в источник угрозы.

3. Освободительное движение Северо-Западного Курдистана было важным фактором развития курдского общества, а процессы, происходившие в нем, придавали им социально-политическую окраску. Восстания курдов если и достигали успеха, то только временно. Поражения курдских движений предопределялись раздробленностью сил повстанцев, как правило локализованных в пределах отдельных частей Курдистана и военно-политическим превосходством противников курдской свободы. Однако трудности и неудачи, с которыми сталкивалась борьба курдов, использование новых методов подавления курдского национального движения турецким правительством в послевоенные годы не пресекли волю курдов продолжать борьбу, не погубили курдское национальное сопротивление. Напротив, оно продолжало развиваться под воздействием прогрессивных изменений, происходивших в самом Курдистане, в других странах Ближнего Востока и на мировой арене.

4. Курдский народ в Турции был лишен элементарных конституционных прав и подвергался дискриминации и ассимиляции. Консервативные элементы в Турции считают признание прав курдского народа на образование, использование средств массовой информации на родном языке и др. попустительством сепаратизму, угрозой национальной безопасности. Сторонники подобного мировоззрения сами превратили проблему, которую можно было бы решить в русле демократического консенсуса, в тяжелейшую проблему в масштабе всего государства.