Смекни!
smekni.com

Брусиловский прорыв (стр. 2 из 2)

Наступление ЮЗФ началось, как и было установлено, 4 июля 1916 г. и продолжалось 70 суток. Замысел главнокомандующего, тщательная подготовка войск, твердое и непрерывное управление армиями, эффективное использование возможностей собственного фронта обеспечили успех боевых действий. Фронт противника был прорван на всю глубину, продвижение составило от 80 до 15 км. Наибольшего успеха добились фланговые 9-я и 8-я армии. Противник понес большие потери: более миллиона убитых и раненых, 400 тыс. пленных; русские войска захватили 581 орудие, 1800 пулеметов, 450 бомбометов. Безвозвратные потери ЮЗФ в живой силе - около 0,5 млн. человек.

Фронтовая операция по своим результатам приобрела черты стратегической значимости. Наступление потрясло Австро-Венгрию, лишило ее войска возможности вести активные действия до конца войны; Румыния была выведена из союза с Германией, вступила в войну на стороне Антанты. Брусиловский прорыв заставил австрийские войска приостановить наступление на итальянском фронте и тем, по сути дела, спас итальянскую армию от разгрома. Существенно облегчилось положение английских и французских войск, когда немцы ослабили удары под Верденом и на Сомме: с Западноевропейского и Итальянского театров военных действий против Брусилова было переброшено 30 пд и 3 кд.

Операция ЮЗФ стала крупным достижением русского военного искусства: она открыла новую форму прорыва позиционного фронта, наиболее успешного для того времени. Она положила начало перелому в ходе войны в пользу Антанты. Перспективы окончания войны, достижения победы получили реальную основу, прервали застой, дали импульс успеху других операций, кампаний. С определенными оговорками можно утверждать, что развитие успеха ЮЗФ другими русскими фронтами, всеми фронтами Антанты могло создать условия для окончания войны против Германии и ее союзников уже в 1916 г. К глубокому сожалению, этого не произошло. Перед исследователями давно стоит вопрос, почему Брусилова, ЮЗФ оставили один на один с противником, свободно маневрирующим резервами на всем Восточном фронте: под Ковель шли корпуса не только с Итальянского, но даже с Северного фронта. Почему ЗФ (Эверт) вместо начала июня перешел в наступление месяц (!) спустя и обнажил правый фланг ЮЗФ (8А), заставил Брусилова непрерывно опасаться контрудара немцев в стык 8А и ЗА, лишил его возможности маневрировать кавалерийскими корпусами, которые вынуждены были действовать на фланге 8-й армии? Ставка оказалась верна своему слову: за 70 суток наступления ЮЗФ получил в виде подкреплений... один корпус и один дивизион тяжелой артиллерии. Переподчинение ЗА и Особой армии Брусилову было осуществлено с опозданием. Вскоре это объединение вновь передали в ЗФ с той же задачей - наступать на Ковель.

Отсутствие согласованности на уровне Антанты и внутри России не дало возможности Брусилову развернуть успех и вынудило его после того, как противник уравнял силы за счет переброски подкреплений, прекратить наступление и перейти к обороне. Взяли верх ограниченность мышления, консерватизм, зависть к чужим успехам и другие пороки членов Ставки и высшего командования. Ставка оказалась бессильной заставить тех, на кого возлагалась главная задача, выполнить принятые решения. В этих условиях говорить о переносе усилий с Западного фронта на Юго-Западный не имеет смысла: Ставка не была способна на такие стратегические решения. Чужие ошибки, чужие провалы не могут заслонить в истории светлого имени выдающегося полководца, преуменьшить его заслуги и величайшее значение подвига вверенных ему солдат.

80 лет прошло со времени Брусиловского прорыва. 17 марта 1996 г. исполнилось 70 лет со дня кончины Брусилова. И как это бывает нередко в судьбах выдающихся людей, историки до сих пор продолжают спор вокруг имени А.А. Брусилова. Рассматриваются различные черты и аспекты его личности и деятельности. Все же главным остается вопрос: что двигало Брусиловым, каковы подлинные мотивы его деятельности? Одни историки утверждают: честолюбие, тщеславие, карьеризм. Другие подчеркивают свойства натуры полководца, его резко отрицательное отношение ко многим военачальникам, особенно вышестоящим. Третьи указывают на влияние обстоятельств войны, стремление к самоутверждению. Четвертые... Четвертые вообще склонны не признавать таланта Брусилова, равно как и его выдающихся успехов, а все написанное о нем считают мифом... Трудно отвергать доводы критиков - у каждого свой источник и своя цель. В то же время было бы несправедливо ограничиться в ответе на вопрос, что двигало Брусиловым, только выше приведенными суждениями.

Главное, по нашему мнению, заключается в том, что мы имеем дело с военачальником нового качественного уровня: как и другие выдающиеся полководцы, он достигал высоких успехов за счет органического единства ума, таланта, воли и нравственной основы решений и мотивов работы. Он перерос свое время - глубже других постигал сложившуюся на фронте обстановку, с наибольшей полнотой и реальностью оценивал возможности подчиненных. Он дальше и глубже других видел, обладал даром предвидения. Думается, феномен Брусилова, его неукротимой жизнедеятельности, стремления переломить ход войны объясняется еще одним качеством - его чувством долга перед Отечеством, при этом он имел сугубо свое понимание (измерение) этого долга на высоком посту. И эта позиция не была кратковременным порывом, проявлением инициативы, рвением по службе. Собственное понимание высшего смысла долга было постоянным качеством Брусилова, которое в последующем проявилось и в период двух революций (Февральской и Октябрьской) 1917 г.

Всем своим опытом служения Отечеству, своей прирожденной мудростью и высокой нравственностью, патриотизмом, внутренним интуитивным ожиданием перемен к лучшему для своего народа Брусилов был подготовлен к восприятию изменения государственного строя, власти. Он не нуждался в совете, на чьей стороне сражаться: без колебаний пошел на службу в Красную Армию и отдал все свои силы, знания, опыт ее становлению, ее укреплению.

В день похорон на гроб Брусилова Реввоенсовет СССР возложил венок с надписью: "Честному представителю старшего поколения, отдавшему свой боевой опыт на службу СССР и Красной Армии". Брусилов в исторической памяти нашего народа стал и ныне остается одним из тех, кто служил и служит связующим звеном в сменяющихся поколениях российских военачальников, истинных защитников Отечества, умножающих традиции и славу Вооруженных Сил России.