Французское правительство вынуждено было пойти на пересмотр "дела Дрейфуса", хотя генералы и грозили отставкой всего генштаба. Круговая порука высшего офицерства создавала для сторонников пересмотра "дела Дрейфуса" почти непреодолимый барьер. В феврале 1899 г. внезапно умер президент Фор, поддерживавший "антидрейфусаров". Попытка реакционной "Лиги патриотов" совершить государственный переворот в день его похорон еще ярче показала остроту ситуации и привела к консолидации республиканских элементов. Выборы нового президента шли под знаком отчаянной борьбы сторонников и противников Дрейфуса.
7 августа 1899 г. в цитадели "антидрейфусаров" г. Ренне военный суд начал процесс по пересмотру "дела Дрейфуса". Суд протекал в атмосфере чрезвычайного напряжения. Через неделю после начала суда было предпринято покушение на защитника Дрейфуса Ф. Лабори. Вопреки всякой логике, но к великому торжеству клерикалов, реакционеров и антисемитов, присяжные пятью голосами против двух признали Дрейфуса виновным. С учетом смягчающих обстоятельств суд приговорил его к 10 годам заключения.
Образованное в июне 1899 г. правительство П.М. Вальдека-Руссо, стремясь к стабилизации внутриполитической обстановки, пошло на урегулирование "дела Дрейфуса". 19 сентября 1899 г. новый президент Франции Э. Лубе по предложению правительства помиловал Дрейфуса. 14 декабря 1900 г. Вальдек-Руссо провел через парламент закон об амнистии всех причастных к этому делу.
Лишь в июле 1906 г., после политического поражения клерикалов и иезуитов, кассационный суд Франции отменил приговор военного суда, вынесенный в 1899 г. в отношении Дрейфуса. Дрейфус наконец был признан невиновным и восстановлен в воинском звании. В том же месте, где в 1894 г. проходила процедура разжалования, Дрейфусу торжественно вручили высшую награду Франции орден Почетного легиона.
"Дрейфусары" победили. Армия окончательно перешла под контроль республиканцев; антисемиты и воинствующие клерикалы были посрамлены. Было официально признано, что нерушимость прав человека и гражданина является высшим принципом Французской республики; этот принцип должен соблюдаться повсюду, в частности в армии. Провозглашалось, что "защита прав человека стоит впереди государственных интересов, что правда и справедливость являются абсолютными приоритетами, которые не сможет отодвинуть на второй план никакой приказ, с какой бы высокой инстанции он ни исходил" [22].
Список литературы
1 В новом сборнике материалов помещены статьи, воспоминания, речи судебных ораторов, карикатуры по этому делу. - Дело Дрейфуса и Россия. М., 2006.
2 Дрейфус А. Пять лет моей жизни (1894-1899). СПб., 1901.
3 Zola E. J'accuse. - Lettre a m. Felix Faure. Le verite en marche. Paris, 1969, p. 123.
4 Лянуар П. Немецкое шпионство во Франции. СПб, 1910.
5 "Записки полковника Шварцкоппена" были опубликованы во французской газете "Л'Эвр" в июне 1930 г. Шварцкоппен доказывает, что Дрейфус не был германским агентом. 20 июля 1894 г. в германское посольство в Париже явился майор французского генштаба Ф. Вальсен-Эстергази, который и предложил Шварцкоппену свои услуги. Эстергази доставил Шварцкоппену несколько мобилизационных документов французских воинских частей. В сентябре 1894 г. он принес в германское посольство список секретных документов генштаба Франции, которые он может достать. Но германского военного атташе в тот момент в посольстве не оказалось. Тогда Эстергази оставил пакет у привратницы. Последняя же, вместо того, чтобы вручить пакет Шварцкоппену, доставила его во французскую контрразведку. - Звонарев К.К. Агентурная разведка. Архив контрразведки, кн. 2. М., 2003, с. 27.
6 Опись документов или ценных бумаг.
7 Еврейкой была бабушка Дрейфуса.
8 Военные агенты союзных держав - Германии, Австро-Венгрии и Италии - координировали свои действия и обменивались разведывательной информацией. - Звонарев К.К. Указ. соч., с. 26.
9 Тамже, с. 27.
10 Libre parole, 01.XI.1894.
11 Эстергази жил на широкую ногу и всегда нуждался в деньгах. Женившись на богатой аристократке, он промотал все ее состояние. Затем стал владельцем фешенебельного дома терпимости. Но, так как этого было недостаточно, чтобы вести роскошный образ жизни, он решил заработать на продаже германскому генеральному штабу французских военных секретов.
12 Звонарев К.К. Указ. соч., с. 28.
13 Zola E. Op.cit.,p. 121.
14 Ibid., p. 121-124.
15 Всемирная история, т. 7. М., 1960, с. 100.
16 Шарль К. Интеллектуалы во Франции: вторая половина XIX в. М., 2005, с. 328.
17 Слово "интеллектуал" вошло во французский, а затем и другие языки в связи с "делом Дрейфуса": один из главных "антидрейфусаров" М. Баррес иронически назвал солидарных с Золя ученых, литераторов, художников, написавших в защиту Дрейфуса статью под названием "Протест", "Протестом интеллектуалов". Слово "интеллектуалы", прозвучавшее из уст противника фактически как оскорбление, "дрейфусары" приняли в качестве своего имени.
18 Буланжисты - сторонники реваншистско-антиреспубликанского движения, получившего название по имени своего лидера генерала Буланже.
19 "Антисемиты, называвшие себя патриотами, ввели в употребление новый вид национального чувства, который состоит в полном обелении собственного народа и в огульном охаивании всех прочих". - Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996, с. 157.
20 “Новый лозунг антисемитов - «Франция для французов» - казался магическим паролем, способным «согласовать», наконец, массы с правительством Третьей республики”. - Хейфец М. Ханна Арендт судит XX век. История Дрейфуса. - Еврейская Старина, 2004, № 19.
21 Matin, 18.VII.1899.
22 Berstein S., Milza P. Histoire de la France au XX siecle. Paris, 1995, p. 31.