В целях обеспечения интересов ребенка закон вообще не допускает усыновления одним из супругов, если другой супруг является душевнобольным и вследствие этого признан судом недееспособным (ст. 127 СК). В таких случаях брак может быть расторгнут по одностороннему заявлению здорового супруга в органах ЗАГС, и только после этого можно ставить вопрос об усыновлении ребенка.
Усыновление производится судом (ст. 125 СК) по правилам особого производства, установленным в ГПК. Граждане, желающие усыновить ребенка, должны обратиться с соответствующим заявлением в районный суд по месту жительства (нахождения) ребенка. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за ее пределами, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить российского ребенка, подают заявление соответственно в верховный суд республики, краевой (областной) суд, судгорода федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суд автономной области или автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Заявление, подаваемое в суд, должно содержать сведения о самих усыновителях, о ребенке, которого они желают усыновить, известные им данные о его родителях, братьях и сестрах, сведения о соблюдении условий усыновления (с приложением необходимых документов), а также по желанию усыновителей — просьбу об изменении фамилии ребенка, его отчества и имени, даты и места рождения, о записи усыновителей в качестве родителей ребенка.
Суд в порядке подготовки дела к рассмотрению обязывает орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка представить в суд свое заключение об обоснованности данного усыновления и его соответствии интересам ребенка с приложением необходимых документов (свидетельства о рождении ребенка, медицинского заключения о его здоровье, физическом и умственном развитии и др.).
В целях обеспечения тайны усыновления дела об установлении усыновления рассматриваются в закрытом судебном заседании.
Если соблюдены все условия усыновления и суд придет к выводу, что оно отвечает интересам ребенка, он выносит решение об установлении усыновления. В решении также отражаются все изменения в лично-правовом статусе ребенка (изменение его фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, запись усыновителей в качестве родителей ребенка).
Отказ суда в установлении усыновления, а также отказ в просьбе усыновителя произвести указанные выше изменения могут быть обжалованы гражданином в вышестоящий суд в течение десяти дней после вынесения решения. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу.
Усыновление устанавливается со дня вступления решения суда в законную силу, т.е. возникают соответствующие права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка. Усыновление ребенка подлежит регистрации в органах ЗАГС.
2. Правовые последствия усыновления
Дети усыновленного приобретают правовое положение внуков усыновителя, внуки усыновленного — правнуков усыновителя. Усыновленный ребенок, в свою очередь, ставится в положение внука отца и матери усыновителя, а дети усыновленного — правнуков родителей усыновителя. Одновременно усыновленные дети утрачивают личные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим кровным родителям и другим родственникам.
Кроме того, усыновленный ребенок, а также усыновитель (и его родственники) приобретают в результате усыновления не только права и обязанности, вытекающие из семейных отношений, но и все те права и обязанности, которые предусмотрены нормами других отраслей права и основанием возникновения которых является факт родства. Так, при наследовании по закону усыновленные по отношению к усыновителям, а усыновители по отношению к усыновленным являются наследниками первой очереди (т.е. приравниваются в наследственных правах к родителям и детям).
Закон допускает также возможность сохранения правоотношений ребенка и с другими его близкими родственниками. По просьбе родителей умершего отца (матери) ребенка, т.е. дедушки или бабушки ребенка, могут быть сохранены отношения между ними и их внуком (внучкой), если этого требуют интересы ребенка (п. 4 ст. 137 СК).
Если к моменту усыновления ребенок имел право на пенсию или пособие, полагающееся ему по случаю потери кормильца (после смерти родителей или одного из них), он сохраняет это право и после усыновления.
3. Тайна усыновления
Создание для усыновленного ребенка условий жизни и воспитания, в наибольшей степени совпадающих с условиями жизни и воспитания родных детей, в значительной степени облегчается, если ребенок считает усыновителей своим родителями по происхождению или если о факте усыновления (хотя и известном ребенку) не осведомлены посторонние люди. Оберегая покой усыновленного ребенка и семьи, его принявшей, закон обеспечивает сохранение тайны усыновления (ст. 139 СК). Сохранение тайны усыновления является обязанностью всех должностных лиц, участвующих в вынесении решения об усыновлении и его последующем оформлении, а также других лиц, иным образом осведомленных об усыновлении. Разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (Ст. 155 УК РФ).
4. Отмена усыновления
Усыновление может быть отменено, если усыновитель ненадлежащим образом осуществляет возложенные на него родительские обязанности или по каким-либо другим причинам ребенок плохо себя чувствует в его семье и усыновление перестает отвечать его интересам.
Отмена усыновления возможна только в судебном порядке (ст. 140 СК). В целях защиты прав усыновленных детей дела об отмене усыновления рассматриваются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.
В соответствии со ст. 141 СК, определяющей основания для отмены усыновления, такая отмена производится, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них родительских обязанностей, злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются алкоголиками или наркоманами, т.е. когда установлено виновное поведение усыновителя, нарушающее интересы ребенка.
Суд также вправе отменить усыновление и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Основанием для отмены усыновления могут послужить отсутствие взаимопонимания между ребенком и усыновителем, объективная невозможность последнего выполнять свои обязанности (тяжелая болезнь, изменение семейных обстоятельств и т.п.), выздоровление тяжело болевших родителей, к которым ребенок был привязан и которых не может забыть после усыновления, и др.
Заключение
Постепенно происходит все большее сближение семьи, основанной на родстве, и семьи, основанной на усыновлении. Ранее это сближение в основном происходило за счет приближения правового регулирования отношений между усыновленными и усыновителями к правовому регулированию отношений между родителями и детьми, а само усыновление конструировалось по модели кровнородственной семьи. В настоящее время правовые основания отношений между родителями и детьми все более приближаются к правовым основаниям усыновления. Если ранее кровнородственная семья всегда основывалась на биологическом происхождении, то в настоящее время, как уже отмечалось ранее, в случаях, установленных законом, родителями ребенка считаются лица, не имеющие с ним генетической связи. Например, при применении технологии искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, при признании отцовства лицом, знающим, что в действительности он не является отцом ребенка. Таким образом, социальное отцовство и материнство получает такое же право на существование, как биологическое. С точки зрения социологии усыновление также является одной из разновидностей социального отцовства или материнства. Однако, если права и обязанности усыновителей практически идентичны родительским, то фактические отношения, возникающие в процессе усыновления, не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения ничем не отличаются от родственных. Если же ребенок знает о том, что усыновители не его родители, фактические отношения между ними могут быть несколько иными. Безусловно, знание об отсутствии биологической связи приобретает в настоящее время все меньшее значение. Если усыновители воспитывали ребенка в течение всей его жизни, само по себе обнаружение факта отсутствия кровного родства, как правило, ничего не изменяет в отношениях между ними и ребенком. Однако, если ребенок усыновлен уже в подростковом возрасте, естественно, что он не может считать таких усыновителей своими родителями. Поэтому законодательство должно, с одной стороны, путем сохранения тайны усыновления обеспечить возможность там, где это возможно, создания видимости кровнородственной семьи. С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, законодательство не должно искусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи.
В связи с вышесказанным нормы действующего Семейного кодекса касающиеся института усыновления, одинаково удачны. Заслуживает поддержки сохранение правовых гарантий, обеспечивающих тайну усыновления. Сложности с тайной усыновления возникли потому, что в соответствии со статьей 7 Конвенции о правах ребенка, ребенок имеет право, «насколько это, возможно, знать своих родителей». Это положение Конвенции сформулировано достаточно мягко, оно не налагает на государства-участники безусловной обязанности предоставить ребенку право получить информацию о своих биологических родителях. Тем не менее, Конвенция формулирует такое право и призывает государства обеспечивать его осуществление. В результате сохранение тайны усыновления оказалось проблематичным. Однако доводы за ее сохранение по-прежнему перевешивают аргументы в пользу ее отмены. Сохранение тайны усыновления в подавляющем большинстве случаев отвечает интересам и усыновителей, и ребенка. Усыновляя ребенка, усыновители часто заинтересованы в том, чтобы у ребенка и у всех окружающих не возникало сомнений в том, что они его родители. Раскрытие этих сведений помимо их воли может причинить непоправимый вред их отношениям с ребенком и причинить им и ребенку тяжелую травму.