Развитию технической мысли способствовал рост промышленности. В области электротехники физик, академик Петербургской Академии наук В.В.Петров (1761-1834), демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о ее практическом применении для сварки и плавлений металлов. П.Л.Шиллинг (1786-1837) сконструировал и осуществил в1832 г. в Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Б.С.Якоби (1801-1874) успешно работал в области создания электродвигателя и основ гальванотехники. Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появления в этой области крупных специалистов. Выдающимся металлургом был П.П.Аносов (1799-1851). Сделанные им открытия положили начало металлургии высококачественной литой стали. Он раскрыл утерянный в середине века секрет изготовления булатной стали. В 30-е годы на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными механиками Е.А и М.Е. Черепановыми (отец с сыном), была построена паровая железная дорога. Быстрое развитие текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало успехам в химии. С именами профессоров Казанского университета Н.Н.Зинина (1812-1880), А.М.Бутлерова (1828-1886) связано создание химической школы, давшей науке много талантливых исследователей.
Русская наука первой половины XIX в. имела значительные успехи в развитии медицины, в частности в хирургии. Н.И.Пирогов (1810-1881), профессор Медико-хирургической академии, стал основоположником военно-полевой хирургии, анатомо-эксперементального направления в этой области медицины. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции на поле боя, неподвижную гипсовую повязку. Четырехтомный атлас Н.И.Пирогова “ Типографическая анатомия” получил мировую известность.
Общественные науки в первой половине XIX в., несмотря на зависимость от официальной идеологии и политики, отразили в своем развитии социально-экономические противоречия предреформенного времени. Это нашло выражение в обращении экономической науки к конкретному исследованию процессов, происходивших в экономике России. Интерес к отечественной истории, усиливавшийся в это время, был закономерным явлением национального самосознания. “ Никогда изучение русской истории не имело такого серьезного характера, какой приняло оно в последнее время, - писал В.Г.Белинский. - Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем”. 1
Событием не только в исторической науке, но и общественно-культурной жизни России в целом стали первые восемь томов “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина (1766-1826), вышедших в свет в 1818 г. Герцен впоследствии писал, что эта книга “весьма содействовала обращению умов к изучению отечества”. 2 К первой половине XIX в. относится научная деятельность крупнейшего ученого- медиевиста3 Т.Н.Грановского (1813-1855). В это время начинает свою исследовательскую работу в области российской истории С.М.Соловьев (1820-1879), научные труды которого связаны с развитием одной из ведущих школ отечественной историографии — государственной школой.
С 1832 г. в Академии наук присуждались Демидовские премии за научные изобретения, фундаментальные работы в различных областях знаний. Это было значительной материальной поддержкой и моральным вознаграждением нелегкого труда ученых. Фонд этой премии, существовавший до 1865 г., был учрежден одним из крупнейших русских промышленников П.Н.Демидовым.
2.3 Общественно-политическая мысль.
XIX век- время серьезных изменений в сознании людей, развития общественно- политической мысли. Ускорение темпа жизни, внутренние и внешнеполитические события несомненно влияли на этот процесс.
Отечественная война 1812 г. усилила идейное размежевание в русском обществе, привела к росту настроений против существовавших в России порядков, при которых русский народ, отстоявший независимость страны, продолжал оставаться в крепостной зависимости. “Для того ль освободили мы Европу, чтобы наложить цепи на себя? Для того ль дали конституцию Франции, чтобы не сметь говорить о ней, и купили первенство между народами, чтобы нас унижали дома?” - эти слова декабриста А.А.Бестужева выражали мысли многих прогрессивных людей России.1
Отношение к крепостничеству и самодержавию было стержневым вопросом идейной борьбы первой половины XIX века. В общественном сознании мысль о самодержавии как наиболее приемлемой форме политической власти в России была очень распространенной. Попытки М.М.Сперанского высказать идею об ограничении самодержавной власти (“План государственных преобразований” 1809 г.) оказались безуспешными. Н.М. Карамзин в “Записке о древней и новой Руси” (1811) писал, что “самодержавие - есть палладиум России”, оно “основало и воскресило страну и всегда было главным условием ее политического существования”. Один из деятелей декабристского движения Г.С.Батенков, человек широко образованный, автор проектов политического переустройства, писал, что “не дозрели люди до республики, по обширности государства, по опыту тысячи лет и по нравам нашим республиканское правление нам не свойственно, по крайней мере - для перехода нужна монархия”. 2
Декабристы первыми предприняли попытку свергнуть крепостничество и самодержавие в России революционным путем. Большая роль в их общественных воззрениях отводилось просвещению как силе, способствующей общественному прогрессу. Но в отличие от просветителей XVIII в. они считали прогресс несовместимым с крепостным правом.
Вторая четверть XIX в. - время осмысления политических и социальных вопросов, поднятых декабристами, а также поисков путей их решения.
Общественная мысль стремилась к выработке понимания таких проблем как роль народа в общественном движении, Россия - Запад и отношение к западноевропейскому политическому и социальному устройству. Наряду с главным вопросом - отношением к крепостничеству и самодержавию - решение этих проблем вело к появлению различных течений общественной мысли и их размежеванию.
С осмыслением важнейших социально - политических вопросов связан повышенный интерес в России к немецкой классической философии. Диалектика, идея развития, становилась знамением антифеодальных сил. В 30-40-е годы произведения Фихте, Шиллинга Гегеля были широко известны в среде интеллектуальной молодежи, изучались в университетских кружках.
“Брожение умов” заставило правительство искать пути усиления идеологического влияния на умственную, идейную жизнь общества. В середине 30-х годов вырабатываются “коренные начала” официальной идеологии - самодержавие, православие, народность, - которые должны были сохранить политическую и социальную стабильность, составить нравственную основу воспитания в обществе и стать “последним якорем спасения” России. Это было также “решение” вопроса о крепостничестве и самодержавии с точки зрения правительства. Положение теории “официальной народности” пропагандировались в учебниках, лекциях профессоров, в публицистике, литературе. Однако безраздельно господствовать в умах, на что рассчитывали сторонники этой теории, она уже не могла.
П.Я.Чаадаев (1794-1856) одним из первых подверг официальную идеологию уничтожающей критике. Его “Философическое письмо”, опубликованное в 1836 г. в журнале “Телескоп”, было, по словам Герцена, подобно “выстрелу, раздавшемуся в темную ночь”, оно “потрясло всю мыслящую Россию”. Чаадаев пытался по-своему решить “проклятые вопросы” эпохи, поставленные декабристами, смог пробудить общественное мнение о судьбах России. Но в отличие от официальных политиков и идеологов (А.Х.Бенкендорф, С.С.Уваров) Чаадаев нигилистически оценивал историю России, пессимистически смотрел на ее настоящее, а будущее видел только в приобщении к европейской цивилизации на основе католической религии. Именно тезис - только через католицизм возможен путь к социальному и культурному возрождению - был отвергнут фактически всем мыслящим русским обществом.
Однако “Письмо” Чаадаева стало катализатором умственного движения, заставляло задумываться над вопросами, которые он поставил. Чаадаев создал философскую концепцию русской истории, и его идеи восприняли и пытались интерпретировать многие из последующих русских мыслителей.
Мысль о необходимости социально- политических преобразований прочно входит в общественное сознание, формирующиеся в 30-40-е годы течения общественной мысли - западничество, славянофильство, утопический социализм, — различаясь по степени радикализма, философской основе, исходили из неизбежности социальных преобразований для дальнейшего движения общества вперед.
40-е годы XIX в. явились ”замечательным десятилетием” в развитии общественной мысли и духовной культуры в целом. Из тайных организаций обсуждение животрепещущих вопросов переносилось в более широкую среду интеллигенции, университетского студенчества, на страницы журналов. Одним из “условий общественной жизни”, как писал “Современник”, становились публичные лекции в университетах; своеобразным общественно - культурными центрами были литературные салоны в столичных и некоторых провинциальных городах. В одном из таких широко известных салонов- в доме А.П.Елагиной в Москве происходили знаменитые споры славянофилов и западников о путях развития России.
Западничество и славянофильство были течениями раннего русского либерализма и знаменовали собой формирование либерально - буржуазной идеологии в России. К западничеству (признается известная условность этого понятия) принадлежали историки и правоведы Т.Н.Грановский и С.М.Соловьев, Б.Н.Чичерин и К.Д.Кавелин, публицисты В.П.Боткин, П.В.Анненков и др. Вместе с западниками в идейных спорах со славянофилами выступали В.Г.Белинский и А.И.Герцен, выработавшие в этих дискуссиях свою революционную концепцию. Западники были сторонниками конституционной монархии, буржуазных преобразований в России, которые могли осуществится, по их мнению, путем реформ.