Смекни!
smekni.com

Государственный совет и указ 9-го ноября 1906 года (стр. 2 из 4)

На отношении к законопроекту левой группы не могло несказаться то, что позитивная работа над ним в духе партийнойпрограммы была не возможна из-за незначительного удельного еёвеса в Госсовете. Несомненно и то, что приоритетной для левыхбыла так называемая "реформа общегражданского характера"; аг-рарная же реформа Столыпина лишь отодвигала её, делая всё бо-лее проблематичной. Поэтому реакция левых членов ОК была нега-тивной. Думское дополнение они отвергали, не видя "органическойсвязи" его с указом и не принимая "принудительного порядка пе-рехода" к личному землевладению. Что касается собственно указа9 ноября, то левые, не возражая против "желательности и даженеобходимости урегулировать вопрос о выходе из общины отдель-ных её членов группами или даже в одиночку", подвергли егорезкой критике. Главный недостаток указа в том, что он не выдерживает начала беспристрастного отношения: перетягивая "весыв пользу подворного владения", он тем самым ведёт к разложениюобщинного землевладения, между тем как "крестьянским обществамдолжен быть обеспечен свободный переход к тому или иному видуземлевладения".

Указ представлялся левым не справедливым: "ин-тересы населения, владеющего землёй на общинном праве, прино-сят в жертву выгодам переходящих к личному владению". Отсюдаопасения, что указ "грозит не только не устранить" неустойчи-вость земельных отношений, но "даже усилить её ко вреду земле-делия". Левые не разделяли надежд на указ, в его последствияхони усматривали немало сомнительного и опасного: выделившиесядалеко не всегда консерваторы и друзья собственности; слабыеоказываются брошенными на произвол судьбы; растёт пролетариат"при слабом у нас развитии промышленности".

Признавая, что община не представляет собой совершеннуюформу землевладения и, "несомненно, со временем уступит местодругим формам", они категорически были против её "ломки"."Нужно действовать осторожно, - говорил А.А.Мануйлов, - напочве реформ и не отрывать народ от исторических реформ. Пра-вительство имеет земельный фонд и может устроить внутреннююколонизацию, не толкая общину в пропасть". Нельзя связывать,утверждал М.М.Ковалевский, с общиной "все неурядицы, происхо-дившие на русской земле", причины нашей отсталости "не в общи-не". Успешное претворение указа 9 ноября, так подчеркиваемоеего защитниками, левые ставили под сомнение: "Настроение выде-лившичся крестьян далеко не всюду восторженное. К выделу обык-новенно побуждают не соображения неудобства общинного землев-
ладения, а иные, как то: неприятности с миром, мысль занятьсяпромышленностью, а главное, какая-то неразумная идея, что еслине выделиться, то землю отнимут". Ссылаясь на "печальный опытангличан в Индии", на законодательную практику и науку Запада,левые члены ОК призывали "соблюдать в данном деле большую ос-торожность". Таким образом, в стремлении не допустить ускоренногораз-рушения общины в ОК сложилась внушительная коалиция из 9 пра-вых её членов, 3 левых и 1 из "центра". Они сошлись на том,что содержание обсуждаемого законопроекта "надлежало бы огра-ничить лишь правилами, определяющими условия и порядок выходаотдельных крестьян из общины, по их о том заявлениям, и юриди-ческие представления такого выхода".

Большинство ОК (14 членов "центра" и правые В.И.Карпов иС.С.Стромилов) признало "правильным допустить переход от об-щинного землевладения к личной собственности на трёх главныхоснованиях, какие указаны в законопроекте, одобренном Госу-дарственной думой". Важнейшую свою задачу сторонники реформывидели в обосновании собственно указа 9 ноября. Прежде всегоподчёркивалась его предопределенность реформой 1861 г.: хотясохраняла сложившиеся в дореформенный период порядки земле-пользования у крестьян, "однако уже и тогда предусматриваласьвозможность выхода отдельных крестьян из общины и выдела вчастную собственность причитающихся им участков". Теперь, пос-ле отмены выкупных платежей "не может быть отказано в осущест-влении того права, которое было предоставлено" крестьянам ещёв 1861 г. Однако определить долю участия каждого в выкупе зем-ли оказалось практически невозможно из-за несовершенного сче товодства по внесенным платежам, неисправного содержания во-лостных архивов, частных пределов. Возникла необходимость оп-ределить законные способы осуществления этого права, что и бы-ло сделано указом 9 ноября..

Г Л А В А 2 ПОЛЕМИКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 9 НОЯБРЯ 1906 г. п.1 ОТНОШЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА ОК К ДУМСКОМУ ДОПОЛНЕНИЮ.

Члены большинства ОК в качестве доказательства жизненнос-ти указа отмечали результаты трехлетнего его претворения вжизнь, впечатляющую картину которых им нарисовал товарищ ми-нистра внутренних дел А.Л.Лыкошин, выступивший при обсужденииI отдела программы ОК 6 раз. "Осмотр хуторов, - подтверждалЕрмолов, - производит самое благоприятное впечатление". Что касается думского дополнения к указу 9 ноября, тобольшинство ОК нашло его вполне приемлемым. "Со стороны юриди-ческой" оно не усмотрело препятствий ни к сохранению общины,ни к постепенному переходу от неё к другим формам землевладе-ния, ни к немедленному её упразднению. Вместе с тем большинс-тво ОК приняло во внимание степень подготовленности крестьян ипришло к заключению, что в обществах, где общие переделы про-должают периодически совершаться, следует предоставить отдель-ным домохозяевам "право укреплять по их желанию укреплять вличную собственность состоящие в их пользовании участки землии выделять их к одним местам" (обязательный переход в такихобществах, противореча обычаям и понятиям крестьян, вызвал бына практике "нежелательное замешательство и затруднения в хо-зяйственной жизни" селений). Там, где общих пределов не былони разу, обязательный переход к подворному владению отвечаетправосознанию крестьян, и такую меру нельзя назвать насильст-венною, так как она "в существе ничего не меняет, а лишь уза-конивает естественно сложившуюся и просуществовавшую почти 50лет форму владения". В обществах, где пределов не было послед-ние 24 года, обязательный переход "имеет не менее твердое ос-нование, так как вполне естественно заключить, что общины эти,выяснив на опыте вред и неудобство общих пределов, отказалисьот них". С точки зрения экономической, дополнение Думы представля-лось большинству ОК в высшей степени необходимым, поскольку вРоссии земледелие - главный источник материального благососто-яния народа. Между тем сельское хозяйство "далеко отстало" отзападноевропейского и не в состоянии удовлетворять потребнос-тям страны "даже в той мере, как прежде, до 50-х годов ХIХстолетия".

Налицо "хроническое недоедание", следствием чегоявляется физическое вырождение населения, удостоверенное осви-детельствованием новобранцев в последние десятилетия. Боль-шенство ОК приходило к выводу, что "одною из главнейших причиннеудовлетворительности нашего сельского хозяйства несомненнослужит общинное землевладение", ибо основные черты последнего- переделы, принудительный севооборот, общий выпас скота идр.- убивают "всякие побуждения к улучшению своего участка" ипрепятствуют введению "Усовершенствованных способов хозяйс-тва"; естественным следствием неудовлетворительных приемов об-работки земли является ее иссушение, развитие сорных трав,размножение вредителей и т.п. В ходе прений члены большинстваОК привели многочисленные доказательства "вредного влияния об-щинного землевладения на хозяйственное благосостояние кресть-ян". Вследствии этого, заключало большинство ОК, "государство не может относиться безразлично к вопросу о форме крестьянско-го землевладения, несомненно связанной с успехами сельскогохозяйства, но, наоборот, обязано принимать меры к установлениюболее совершенных видов этого землевладения, наблюдая лишь,чтобы ничьи частные права не были при этом нарушены и чтобысознание среды, в которой меры эти должны проводиться в жизнь,было достаточно к тому подготовлено".

Думское дополнение к указу большинству ОК представлялосьприемлемым и с точки зрения социально-политической. Община,напоминали оппонентам, "долгое время читалась у нас оплотомпротив образования безземельного пролетариата и распростране-ния среди низших слоев населения разрушительных политическихучений". В настоящее время, говорилось далее, "не представля-ется возможным утверждать, что община страхует от нищеты ипредупреждает от образования пролетариата", ибо рост населениярезко обострил малоземелье, в условиях которого "труд на наде-ленной земле уже не в состоянии прокормить всех участниковпользования ею".

А право на землю "держит общинников в дерев-не". Достаток сельского населения в общем значительно понизил-ся в последние десятилетия, а многие крестьяне, оставшиеся вобщине, терпят "большую нужду и менее обеспечены, чем лица,обратившиеся к фабричному труду или городским промыслам". Меж-ду тем трехлетний опыт применения указа 9 ноября вполне отчет-ливо наметил облегчение ситуации: часть крестьян, отрываясь отземли, без ущерба для сельского хозяйства уходила в обрабаты-вающую промышленность; другая часть утративших землю, но еще"тяготеющих к земледельческому труду" служило материалом дляправильно организованного переселения; третья часть потерявших землю искала заработок на местах в качестве сельскохозяйствен-ных рабочих. Выяснилось также, что община "не воспитывает ни чувствауважения к праву собственности, ни подчинения необходимому вгосударственной жизни порядку, а , напротив представляет бла-годарную почву для распространения самых крайних социальныхвзглядов". Законопроект же создает возможность образованиязначительного класса мелких земельных собственников, крепкиххозяев, "ведущих за свой страх собственное хозяйство и стремя-щихся ограждать плоды своих трудов", что обеспечит в будущем"устойчивость гражданской жизни и всего государственного по-рядка". Таковы мотивы, по которым большинство ОК считало необхо-димым сделать "все возможное, чтобы закон послужил к скорейше-му уничтожению общины и проведению начал личного землевладе-ния".