Смекни!
smekni.com

Вторая Мировая Война (стр. 1 из 9)

И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА.

ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

Нападением Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. началась вторая - вероятно, последняя - мировая война, стоившая человечеству более пятидесяти миллионов жизней. После попыток уговорить Гит­лера кончить дело "миром" путем территориальных уступок в его пользу не дали результатов, Англия и Франция 3 сентября объявляют войну Германии. Но это была "странная война". "Если мы не потер­пели поражение в 1939 г., - скажет на Нюрнбергском процессе на­чальник штаба оперативного руководства вермахта А. Йодль, - то только потому, что почти 110 французских и английских дивизий на Западе в период польской кампаний в полном бездействии противо­стояли двадцати пяти немецким дивизиям". Как видим, в критиче­ский момент союзники предали Польшу, которая в октябре была полностью захвачена немецкими войсками.

Главари Германии рассматривали захват Польши как начальный период вооруженной борьбы за мировое господство. Одновременно решалась задача создания плацдарма для нападения на СССР, хотя Германия в 1939 г. еще не располагала теми ресурсами, которых было бы достаточно для нападения на СССР и которые Гитлер заполучил только к лету 1941 г. в результате захвата почти всей Западной Евро­пы.

В 1940 г. фашистская экспансия расширяется. В Берлине 27 сен­тября подписывается тройственный пакт между Германией, Японией и Италией. Это был открытый военный союз, направленный против СССР. К агрессору примкнули Румыния, Финляндия и Венгрия. С Германией сотрудничали также Болгария, Испания, Португалия и Турция. В мировую бойню фашисты вовлекли десятки стран с насе­лением свыше 1 млрд человек. К лету 1941 г. под фашистским игом оказались Польша, Дания, Норвегия и Бельгия, Нидерланды и Люк­сембург, Франция, Греция и Югославия. Война перекинулась в Аф­рику и Азию. В январе 1945 г. будущий премьер-министр Англии К. Эттли запоздало, но верно скажет, что если бы Запад принял предло­жение Советского Союза о коллективной безопасности, то "можно было бы избежать мировой войны". СССР оказался в неблагоприят­ном положении, ему грозила война в условиях полной изоляции и притом на два фронта. Вот, почему нашей стране пришлось заботить­ся о своей безопасности в одиночку, принимать меры, чтобы не до­пустить объединения на антисоветской основе наиболее мощных им­периалистических держав. Накануне воины Советский Союз подпи­сал с рядом стран договоры о дружбе, получил заверения о ней­тралитете Турции, принял предложение Гитлера о заключении пакта о ненападении, который был подписан 23 августа 1939 г. Тогда еще никто не знал, что к нему прилагался секретный протокол, в котором был зафиксирован раздел Восточной Европы на сферы влияния меж­ду Москвой и Берлином. Вторым политическим документом особо выделяется германо-советский договор о дружбе и границе, заклю­ченный в Москве 28 сентября 1939 г., заявление обеих стран, где Со­ветское правительство поддержало лицемерный призыв Гитлера к Англии и Франции о прекращении войны и заключении мира.

Факты подтверждают, что, подписав договоры с Германией, со­ветская сторона сделала больше уступок "третьему рейху", чем полу­чила от него, и это привело к серьезному изменению равновесия в Ев­ропе в пользу Гитлера. Заключение этих документов вызвало у мно­гих советских людей сложные и противоречивые чувства, заставили нашу пропаганду свернуть на рельсы самоуспокоенности и зазнайст­ва. Эти события нанесли удар по международному престижу Совет­ского Союза, поставили страну в состояние международной полуизо­ляции. Однако, предвидя возможность военного столкновения с фашизмом, советское руководство пересматривает структуру и методы . управления промышленностью и транспортом, проводит серьезные изменения в госаппарате.

Важное значение для обеспечения промышленности и транспор­та квалифицированной рабочей силой имело создание в 1940 г. сис­темы трудовых резервов. Еще до войны Указом Президиума Верховного Совета СССР вводится восьмичасовой рабочий день, предпри­ятия переводятся на семидневную рабочую неделю, вводится запрет на самовольный уход с производства.

В предвоенные годы в стране много строилось заводов и фаб­рик, электростанций, создавалась новая нефтяная база "Второе Баку". Только за 3,5 предвоенных года была построено 3000 крупных про­мышленных предприятий. Особое внимание обращалось на оборон­ную промышленность. Ее продукция ежегодно увеличивалась на 39 %. Если в 1938 г. военные расходы составляли 18,7 % общего бюдже­та, то в 1941 г. - 43,4 %.

Наша промышленность стала- производить новые типы самоле­тов, танков, военно-морской флот пополнялся новыми боевыми ко­раблями. Однако новых образцов боевой техники и стрелкового ору­жия было очень мало. Перестройка и перевооружение не были еще закончены. Вооруженные Силы СССР достигли в 1941 г. Более 5 млн человек, в 2 раза больше, чем в 1939 г. Накануне войны, в самый по­следний момент, были сформированы новые мехкорпуса, танковые и механизированные дивизии. Однако история отвела слишком мало времени, чтобы к началу войны осуществить запоздалые материаль­но-технические и организационные меры по укреплению обороны, устранить допущенные ошибки и стратегические просчеты руково­дства страны.

Зловещее пламя второй мировой войны прервало мирный труд советских людей. 22 июня 1941 г. на нас обрушился враг, жестокий и коварный. Определяя политические цели войны против СССР, Гит­лер еще в марте 1941 г. говорил: "Это будет столкновение двух идео­логий... Наша задача в России: разбить вооруженные силы, уничто­жить государство... Речь идет о борьбе на уничтожение". 'Этот план являлся главным пунктом гитлеровской программы завоевания миро­вого господства.

Воспользовавшись затишьем на Западе, Германия сосредоточи­ла против СССР 70 % своих вооруженных сил, а также войска Венг­рии, Румынии и Финляндии. В общей сложности армия агрессора на­считывала около 5 млн. человек, сведенных в 190 дивизий. Она имела4 тыс. танков и 5 тыс. самолетов. Наступавшие превосходили Крас­ную Армию по живой силе в 1,8 раза, по танкам - в 1,5 раза, по ар­тиллерии - в 1,3 раза и по современным самолетам - в 3,2 раза.

Рассчитанный на "молниеносную войну" план "Барбаросса" ос­новывался на согласованных действиях 4-х армейских групп (Фин­ляндская, "Север", "Центр" и "Юг"). За считанные недели немцы за­хватили Минск, достигли Ковно и Пскова, захватили Львов и Тернополь, оккупировали Латвию, Литву, Белоруссию, правобережную Украину и почти всю Молдавию. Только под Смоленском немецкая армия была остановлена на целый месяц, что позволило советскому командованию развернуть подходившие из глубокого тыла части и укрепить оборонительные рубежи Москвы.

Героические сражения под Смоленском и Киевом:, мужествен­ная оборона Ленинграда, Одессы, Севастополя и др. городов имели большое значение для срыва фашистского плана "молниеносной вой­ны", для защиты Москвы. Именно в этих сражениях раскрылась ве­ликая моральная сила и пламенный патриотизм советского человека, которые так потрясла мир в годы войны. Даже враги вынуждены бы­ли признать исключительный героизм советских войск, проявленный ими в первый и последующие дни войны. Об этом говорится в пись­мах и дневниках немецких солдат, офицеров и генералов, в много­численной мемуарной и исторической литературе, вышедшей за ру­бежом.

Несмотря на вынужденное отступление наших войск, уже на­чальный период войны показал, что военная авантюра Гитлера обре­чена на провал. С конца июля события на фронте стали развиваться не так, как было запланировано германским генштабом. Темпы про­движения не выдерживались, катастрофически росли потери, быстро таяли резервы. Если до середины июля потери врага составляли в среднем 4-4,2 тыс.. человек в день, то в августе уже достигли почти 3 тыс. К концу третьего месяца войны общие потери врага превысили 500 тыс. человек, тогда как до нападения на СССР Германия в Европе потеряла менее 300 тыс. человек.

Разработав операцию "Тайфун" (план наступления на Москву), немцы в конце сентября 1941 г. начали ее осуществлять. В бой были брошены 7:5 дивизий (14 танковых и 1500 самолетов), которые прор­вали нашу оборону и дошли до пригорода Москвы Химки. В Москве было объявлено осадное положение. Немецкому наступлению в но­ябре противостояло уже и население от мала до велика, поднявшееся в едином порыве, напоминавшем героические: дни 1812 г. Именно эти дни совершили свой бессмертный подвиг 28 героев - панфилов­цев во главе с политруком В. Клочковым. Их подвиг и призыв: "Ве­лика Россия, а отступать некуда - позади Москва", - придавали новые силы фронт/ и тылу. Ценой огромных жертв нашей стороны стал полный и очень тяжелый провал операции "Тайфун". Потери врага составили 160 тыс. человек, немцы были отброшены от столицы на сотни километров. Битва за Москву означала конец немецкому "блицкригу". Уже тогда Гитлер понял, что предстоит война на исто­щение. Гнев его обрушился на генералов, 35 из них, в том числе Рундштедт и Гудериан были смещены со своих постов.

Каковы же причины неудач Красной Армии в начале войны? Причины неудач советских войск в начальный период войны сложны и многообразны. Они кроются в ряде политических, экономических и военных факторов как международного, так и внутреннего характера. Однако вся ответственность за военные поражения СССР в 1941 г. лежат на партийном руководстве, и прежде всего - на И. Сталине. Эту ответственность составляют следующие аспекты: во-первых, пол­ностью не соответствовавшие ситуации военные концепции, во-вторых, глобальная ошибка в оценке нацистской угрозы в июне 1941 г., в-третьих, ущербная (слишком отстающая и неполная) политика в. области вооружений, в-четвертых, глубокая дезорганиза­ция командного состава вследствие чисток армии 1937--1938 гг.

Военные концепции Сталина строились, исходя из трех идей: а) СССР никогда не придется воевать на своей территории; б) гото­виться следует к наступательной войне; в) любая, агрессия против СССР будет немедленно остановлена всеобщим восстанием западно­го пролетариата.