Смекни!
smekni.com

Принятие христианства на Руси. (стр. 2 из 4)

имущества, не могли быть свидетелями в суде, не отвечали за

свои преступления пред законом. За них ответствовал господин,

который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывал

его сам, как хотел. Свободные люди находили себе защиту в своих

родах и сообществах; холоп мог найти себе защиту только у свое-


- 4 -

го господина; когда же господин его отпускал на волю или прого-

нял, раб становился изгоем и лишался покровительства и приста-

нища.

Таким образом в языческом обществе княжеская власть не

имела той силы и значения, какое имеет государственная власть

теперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые од-

ни лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышед-

ший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным

изгоем. Семья, при обычаи многоженства, умычки и покупки не-

вест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень расп-

ространено. Грубая сила господствовала в обществе и человечес-

кая личность сама по себе в нем не имела никакого значения.

Под влиянием христианства языческие порядки на Руси начали

заметно смягчаться.

Христианская церковь, основанная на Руси князем Владими-

ром, не могла примириться с таким порядком. Вместе с Христовым

учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала ви-

зантийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улуч-

шить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные

лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нра-

вы, шли вослед Христу и являли высокие примеры нравственной

христианской жизни и даже подвижничества. О самом князе Влади-

мире предание говорит, что он смягчился под влиянием новой ве-

ры, стал милостив и ласков. Среди дружины из земских людей поя-

вилось много благочестивных христиан, почитавших церковь, лю-

бивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монасты-

ри и в пустынное житье. Через свою иерархию и примером ревните-

лей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси.

Проповедью и церковною практикою она показывала, как надо жить

идействовать в делах личных и общественных.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Кня-

зей она учила, как они должны управлять: "воспрещать злым и

казнить разбойников". "Ты поставлен от Бога на казнь злым, а

добрым на милованье", - говорила духовенство князю Владимиру,

указывая ему, что князь не может остаться безучастным к насилию

и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой

взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская

власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна

творить Божью волю. Но так как "всяка власть от Бога" и так как

князь "есть Божий слуга", то ему надлежит повиноваться и его

надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они

"имели приязнь" к князю, не мыслили на него зла и смотрели на

него, как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение язы-

ческой Руси на князей, как на дружинных конунгов, которые берут

дань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять,

если они не угодны, и даже убивать (как древляне Игоря). Цер-

ковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала автори-

тет князей, смотря на них как на прирожденных и богоданных го-

сударей. Когда князья сами роняли свое достоинство в грубых

ссорах и междоусобиях ("которах" и "коромолах"), духовенство

старалось мирить их и учить, чтобы они "чтили старейших" и "не

переступали чужого предела". Так духовенство проводило в жизнь

идеи правильного государственного порядка, имея пред собою при-


- 5 -

мер Византии, где царская власть стояла очень высоко.

Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, дружинных и

городских, церковь образовала собою особый союз - церковное об-

щество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых

церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили

церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не

мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала

приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских

обществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, насе-

ленные рабами. И изгои, и рабы становились под защиту церкви и

делались ее работниками. Всех своих людей одинаково церковь су-

дила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по церков-

ным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князю и стано-

вились подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен

церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански -

как на свободного человека. Для церковного сознания все были

братья во Христе и не было пред Господом ни раба, ни господина.

В церкви не существовало рабство: рабы, подаренные церкви, об-

ращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к

церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таки

образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более

совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе

защиту и помощь все немощные и беззащитные.

Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и во-

обще нравственности в русском обществе. На основании греческого

церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими

князьями в их "церковных уставах", все проступки и преступления

против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а

церковному. Церковные судьи, во-первых, судили за святотатство,

еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные судьи,

во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями

и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить

языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыка-

ние и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и

детьми и т.п. Применяя в своих судах визянтийские законы, более

развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества,

духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие

порядки.

В особенности восставало духовенство против грубых форм

рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разгово-

рах представители духовенства деятельно учили господ быть мило-

сердными с рабами и помнить, что раб - такой же человек и хрис-

тианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не

только убивать, но и истязать раба. В некоторых слючаях церковь

прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. По-

лучая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и

селила их на своих землях; по примеру церкви иногда тоже делали

и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были и редки, хо-

тя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, од-

нако изменялся и смягчался самый взгляд на раба, дурное обраще-

ние с рабами стало почитаться "грехом". Оно еще не каралось за-

коном, но уже осуждалось церковью и становилось предосудитель-

ным.


- 6 -

Так широко было влияние церкви на гражданский быт язычес-

кого общества. Оно охватывало все стороны общественного уст-

ройства и подчиняла себе одинаково как политическую деятель-

ность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние бы-

ло особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству.

В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киев-

ские князья, когда их становилось много, сами стремились к раз-

делению государства, - церковь была едина и власть митрополита

простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единов-

ластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало

церковному влиянию внутреннее единство и силу.

Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы ви-

дим и просветительную деятельность церкви. Она была многообраз-

на. Прежде всего просветительное значение имели те практические

примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям

отдельные подвижники и целые общины подвижноков - монастыри.

Затем просветительное влияние оказывала письменность, как пере-

водная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просве-

дительное значение имели те предметы и памятники искусства, ко-

торые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

Примеры благочестивой христианской жизни являли как мирс-

кие, так и церковные люди. Летописец говорит, что сам князь

Владимир после крещения стал добрым и миростивым, заботился об

убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Среди его сыновей

были также благочестивые князья. В среде простых людей на пер-

вых же порах после принятия новой веры являются христиане в са-

мом высоком смысле слова. Таков, например, Иларион, из священ-

ников села Берестова (около Киева), поставленный в сан русского

митрополита за свое благочестие, ученость и удивительный ора-

торский талант. Таков инок св.Феодосий, игумен Печерского Киев-

ского монастыря, с детства проникнутый Христовым учением, оста-

вивший зажиточный дом для монашеской убогой жизни и стяжавший

себе славу подвижника, писателя и проповедника. Влияние подоб-

ных людей в русском обществе было очень велико и благотворно.

Вокруг них собирались их последователи и ученики и образовывали

целые общины, называемые монастырями. Древние монастыри не

всегда были похожи на нынешние. Удаляясь из городов в лесную

глушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение как бы

в пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен.

Их община кормилась своими трудами и терпела нужду даже во все

необходимом до той поры, пока не получала известности и не