Крещение Руси.
Мы сказали, что киевский князь Владимир Святославович при-
нял христианство. За крещением князя тотчас же последовало при-
нятие христианства всею Русью и торжественное упразднение язы-
чечкого культа на Руси.
Языческие верования наших предков вообще мало известны.
Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой
природы и почитали предков.
Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней
крепости языческое миросозерцание наших предков должно было
легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне
легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и
подпадали влиянию финских шаманов - "волхвов" и "кудесников", -
то тем более должна была влиять христианская вера на тех сла-
вян, которые могли ее познать.
Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомство
с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще
славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться
в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его
славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская цер-
ковь св.Илии, так как по слловам летописца, в Киеве "мнози бо
беша варязи христиани". В дружине самого князя Игоря было много
христиан. Жена князя св.княгиня Ольга также была христианкою.
Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще
при первых варяжских князьях. Правда, Святослав был холоден к
греческой вере; а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли еще
языческие "кумиры" (идолы) и еще бывали пред ними человеческие
"требы", или жертвы. Летописец рассказывает, как при Владимире
языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-хрис-
тиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына
в жертву "богам". Но все же, несмотря на это мучение христиан,
христианство в Киеве продолжало распространяться и в общем де-
лало большие успехи. Князь Владимир принял новую веру, имея
полную возможность познакомиться с нею и узнать ее превосходс-
тво и внутреннюю силу.
О том, как крестился князь Владимир и как от крестил свой
народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных
обстоятельств дела, одни рассказывали, сто князь крестился в
Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве(в
35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в
Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того6 как
взял этот город у греков. Лет сто спустя после крещения Руси
летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии:
Пришли (говорит он) к Владимиру (986) сначала волжские
болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского
папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, нако-
нец, греческий философ с православным учением. Все они хотели
привлечь Владимира в свою веру. Он же выслушивал их и всех от-
сылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил
его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем го-
ду (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о при-
ходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его пора-
зили рассказы греческого философа о православной вере. Советни-
ки дали мысль князю послать в разные страны своих послов пос-
- 2 -
мотреть: "Кто како служит Богу?" Побывав и на востоке, и на за-
паде, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным
благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владими-
ру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве,
познав православие. Это испытание вер через послов решило дело.
Владимир прямо спросил своих советников: "Где крещение примем?"
А они согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в следующем 988
году Владимир пошел с войсками на Корсунь и осадил его. Город
упорно сопротивлялся. Владимир дал обед креститься, если возь-
мет Корсунь и действительно взял его. Не крестясь еще, он пос-
лал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя ид-
ти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали
ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", то есть
за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари
прислали ва Корсунь сестру свою и снею духовенство, которое
крестило русского князя и венчало его с царевноб. Перед креще-
нием Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время
самого таинства крещения. Помирясь с греками и отдав им Кор-
сунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крес-
тил всю Русь в православную греческую веру.
Таково сказание летописи. В нем, повидимому, соединились в
одну повесть разные предания: 1) предание о том, Владимиру
предлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие
в Киев и жившие в нем; 2) предание о том, что Владимир, не
только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физичес-
кою слепотою, чудесно во время крещения прозрел сразу и духов-
ными и телесными очами, и 3) предание о том, что для принятия
греческой веры Владимир счел нужным осадить греческий город
Корсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать и веру греческую,
приняв ее рукою победителя.
По сказаниям греков и арабов вот что известно о походе
Владимира на Корсунь: В то время в Византийской империи прои-
зошло восстание войска под предвадительством полководца Вар-
ды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало
помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987):
Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за
что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязывался при-
нять христианство. Благодаря русскому вмешательству, мятеж был
подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но Византийцы после победы
не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир
начал войну с греками, осадил и взял Корсунь, - главный гречес-
кий город в Крыму, - и настоял на исполнении греками договора.
Он принял христианство и получил в супружество царевну (989).
Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение, -
в 988 или 989 году, - точно неизвестно.
Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим ду-
ховенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой
вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока
Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в
реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других
городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По
преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением
немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глу-
- 3 -
хих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая
христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране
старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с
новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.
Крещение Руси не следует представлять себе, как одну прос-
тую премену верований. Христианство, став господствующей рели-
гией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении,
но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции
пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит,
поставляемый константинопольским патриархом; в других городах
были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых по-
рах их было пять, потом число их дошло до 15-ти). В Киеве и во
всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты
церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а че-
рез него митрополиту. Таким образом власть митрополита прости-
ралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе
с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное
просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же
оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные
и священные книги были принесены на Русь на доступном для всех
языке славянском, том самом, на котором изложили их славянские
первоучители свв. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики.
Язык этих книг был вполне понятен русским и "книжное учение"
было поэтому незатруднено. Тотчас по крещении на Руси возникают
школы с учителями-священниками и появляются книжники-любители
просвещения, собиравшие и переписывавшие книги. Митрополит и
вообще духовенство управляли и судили подчиненных им людей так,
как это делалось в греческой церкви, на основании особого сбор-
ника законов Номоканона, получившего на Руси в болгарском пере-
воде название Кормчей книги. В этом сборнике заключались цер-
ковные правила Апостольские и вселенских соборов, также граж-
данские законы православных византийских императоров. Церкви
принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хо-
зяйство по-своему, руководясь византийскими обычаями и закона-
ми, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам,
какие были приняты в Греции.
Таким образом на Руси вместе с новым вероучением появились
новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые
землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь
приняла верц из Византии, то все новое, что пришло вместе с ве-
рою, имело византийский характер и служило проводником визан-
тийского влияния на Русь.
В языческое время на Руси было лишь одно общественное раз-
личие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов.
Свободные назывались мужами; рабы носили название "челядь" (в
единственном числе холоп, роба). Положение рабов, очень много-
численных, было тяжко: они рассматривались как рабочий скот в
хозяйстве своего господина. Они не могли иметь собственного