И по тому его, великаго государя, царя и великаго князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, указу бояря князь Василий Васильевич с товарыщи, выборным людем сказав его, великаго государя, указ, говорили о многих к ратному делу устроениях и чтобы они, выборные люди объявили, в каком ратном устроении пристойнее быти столником, и стряпчим, и дворяном, и жилцом.
И выборные люди говорили, чтобы великий государь указал столни-ком и стряпчим, и дворяном, и жилцом служити полковую службу по прежнему и росписати бы их всех в роты, а не в сотни; а вместо бы сотенных голов для лучшаго устроения и крепкаго против неприятелей стояния быти у них ротмистром, и порутчиком, и столником (в СГГД — более правильно: из стольников. — Г.Т.) и из стряпчих, из дворян и из жилцов изо всех родов и чинов з головы безпременно и меж себя без мест и без подбору, а кому в каком чину он, великий государь, быти укажет (10), а быти в полку по шести рот, а в роте по шестидесят человек и тех ротмистров с их роты ведати старшему ротмистру, а людем их быти за ними в тех же ротах попрежнему з двадцети пяти дворов по человеку, а знамена носити ротмистровым людем.
И бояря о том великому государю доносили.
И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал выборным сказати, что тому всему изволил он, великий государь, быти так, как боляром они, выборные, объявили; а кому ротмистром и порутчиком быти, и тех людей написати в те чины например бояром и им, выборным людем; а кого например напишут, о том доложить себя, государя.
И тот его, государев, указ бояря князь Василей Васильевич с товарищи им, выборным людем, сказали.
И выборные на милостивом его государском указе били челом, и говорили бояром, чтобы по прежнему их предложению написати на пример з головы к ротам ротмистров и порутчиков, и для того выбору указал великий государь прочести им подлинной список столников и стряпчих и дворян и жилцов.
И выборным людем те подлинные списки чтены.
А бояря и выборные люди, слушав списков, написали имяна на пример в ротмистры и порутчики и по написании имян били челом великому государю, царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Poccии самодержцу, выборные люди словесно, а бояром князю Василью Васильевичу с товарищи говорили: по его де, великого государя, указу они, выборныя люди, и братья их и дети, и сродники, написаны в ротмистры и в порутчики, а Трубецких де и Одоевских, и Куракиных, и Репниных, и Шеиных, и Троекуровых, и Лобановых-Ростовских, и Ромодановских, и иных родов в те чины никого ныне не написано, для того, что за малыми леты в чины они не приказаны и опасно им того, чтобы впредь от тех вышеписанных и от иных родов, которых ныне в ротмистрах и в порутчиках не написано, не было им и родом их в том укоризны и попреку (11).
И чтобы великий государь пожаловал их: велел тех всех родов, которые ныне в ротмистры и в порутчики для выше объявленных притчин ненаписаны, и в которых родех впредь будут дети, написати в те же чины в ротмистры и в порутчики в то время, как они в службу поспеют и в чины приказаны будут, чтобы им впредь от тех родов в попреке и в укоризне не быть, и для совершенной в его государских ратных, и в посольских, и во всяких делех прибыли, и лучшаго устроения, указал бы великий государь и всем бояром, и околничим, и думным, и ближним людем, и всем чином быти на Москве в приказех и в полкех, у ратных, и у посольских, и у всяких дел, и в городех меж себя без мест, где кому великий государь быть укажет, и никому ни с кем впредь розрядами и месты не считаться и розрядные случаи и места отставить, и искоренить, чтобы впредь от тех случаев в его, государевых, ратных и во всяких делех помешки не было, и то бы их челобитье великому государю донести.
И великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу бояря князь Василей Васильевич с товарыщи то выборных людей челобитье доносили.
И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Pocсии самодержец, слушав таковое их челобитье, ревнуя по Господе Бозе Вседержителе и желая во благочестивом своем царствии сугубаго добраго, лучшаго и пристойнаго в ратех устроения, и мирнаго всему христианскому множеству пребывания и жительства, указал быти у себя, великого государя, в полатах святейшему патриарху со аpxиepeи и с выборными властьми.
Такожде и всем своим государевым бояром и околничим и думным людем видети свои государские очи, чтобы то доброначинаемое дело им обявить и при помощи Божии усоветовать, в каком определении тому удобнее быти.
А генваря в 12 день к великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, в его царския полаты пришед великий господин святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Poccии со apxиepeи и с выборными властьми подаде ему, великому государю, мир и благословение, и по малом времени указал великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец боярину князю Василью Василевичу обявить святейшему патриарху, и архиереям, и властям, и бояром, и околничим, и думным людем челобитье выборных людей, о чем писано выше сего.
И по указу великаго государя, боярин князь Василей Васильевич святейшему патриарху и властем и бояром, и околничим и думным людем челобитье выборных людей обявил.
И по совершении того обявления великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец святейшему Иоакиму патриарху, архиереом изволил говорить:
"Ведомо вашему архиерейству, како Превышний, Он вся правяй и содержай монарха, всем человеком жити и пребывати благочестно и праведно повелевает, сый всея правды, истинныя любве, мира и добраго устроения источник, им же царие царствуют и силнии держат землю от него же великодаровитыя и всемощныя десницы и наша тихость царский скипетр, царство и державу прияхом, присно во уме носяще оного Царя царей приснопомнимое слово: "снидох с небеси не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца", и аще оный безприкладный Царь сего ради сниде с небесе, не да свою, но пославшаго Его Отца волю творит, колми паче мы, благоволением Его сотворении, и на земли рождении, должни естьмы не свою, но божественную Его волю исполняти и врученныя нам от Его величества царствия хоругви управляти благочестия подобающим чином яко слово пред праведным Его престолом о всех владомых нами воздати хотяще!
И сего ради подобает нам по божественному Его повелению еже належат обладаемых нами к мирному благоутишному и любовному всех всякого чина и возраста православных христиан лучшему состоянию и укреплению сия предумышляти, устрояти и уставляти.
А яже к погибели, и общаго добра ко умалению имеются, разрушати и искореняти, — сего бо ради, якоже рехом, царския скиптры от непобедимыя Его десницы прияхом, да всесилным тоя пособием, яко же лепо, нашу державству управляюще, изображение некое и добродетелей приклад подручным нашим явимся, да тихое и безмолвное житие со истинною любовию праведно поживут и между (в СГГД: "поживут пред самим тем Спасителем нашим Иисусом Христом Богом, глаголющим присно: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. Между…" — Г.Т.) убо иных наших царских управлений вниде в наша царская слуха некая любовь, правду и мир терзающая ненависть же, вражду, злобу раждающая делеса, их же ради нашего царствия началнии воинства благородни тако, якоже прежде, не возмогают над противными побед являти. При давных убо предках, наши, великих государей Российскаго царствия, честных родов бояре и воеводы славныя и достопамятныя победы и одоление над многими неприятелскими полки показали, и таковым за Божиею помощию ратоборством велию тишину и мирное пребывание христианскому множеству приносили, но понеже злокозненный плевелосеятель и супостат общий диавол, видя от таковаго славнаго ратоборства христианским родом тишину и мирное устроение, а неприятелем христианским озлобление и искоренение, всеял в незлобивая прежде бывших тогда славных ратоборцов сердца — местныя случаи возлюбити, от которых в мимошедшая времена в ратных, и посолских, и во всяких делех чинилася великая пагуба, и ратным людем от неприятелей великое умаление.
Тем же наша царская держава, разсмотряя, яко cиe местничества дело благословенной любви вредително, противу (в СГГД: "вредително, мира и братскаго соединения искоренительно, противу". — Г.Т.) неприятелей общаго и пристойнаго промышления, усердия разрушително; паче же всевидящему оку мерско и ненависно, — желаем, да Божественный Его промысл, мира и благоустроения виновный, своим всесилным повелением оное разрушающее любовь местничество разрушити, и таковаго злокознства разрозненная сердца в мирскую и благословенную любовь соединити изволит.
И сего ради и дед наш, государев, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Михаил Феодорович, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец (в СГГД этих слов нет, Медведевым они помещены ошибочно, т.к. Михаил Федорович такого титула не носил, этот титул принят Алексеем Михайловичем. — Г.Т.), восприяв прародителский Российскаго царствия престол, во все время своея царские державы желал чтобы во всех его государских делех для лучшаго устроения и согласия быти полатным и всяких чинов ратным людем без мест и начало тому учинити изволил тем, что бояря, и околничие, и думные и иных чинов ратные люди во многих розрядех тогда были без мест.
А когда и отец наш, государев, блаженные памяти великий государь, царь и великий князь Алексей Михаилович всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец, изволил итти на недругов своих, на Полского и Свейского королей, за их многия неправды и в тех его государских походех все чины были без мест же, и во время того безместия при помощи Божией славно на неприятели победы учинилися и за те свои службы от отца нашего, государева, блаженные памяти от великого государя, бояря и воеводы и всяких чинов ратные люди милостивое жалование улучили, на вечную славу и похвалу себе и родом своим.