Январский Владимир Николаевич
У многих людей Свастика ассоциируется с Фашизмом и Гитлером. Это мнение вбивалось в головы людей последние 60 лет. Мало кто сейчас помнит, что на советских деньгах с 1917 по 1922 годы изображена была Свастика, что на нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии в этот же период, то же была Свастика в лавровом венке, а внутри Свастики были буквы РСФСР. Существует даже такое мнение, что Свастику Гитлеру подарил сам товарищ И. В. Сталин в 1920 году. Вокруг этого древнего символа скопилось столько легенд и домыслов, что мы решили поподробней рассказать об этом древнейшем культовом символе.
Свастика представляет собой крест с загнутыми концами, направленными по или против часовой стрелки. При археологических раскопках свастику чаще всего находили на различных деталях архитектуры, оружии, бытовой утвари многих народов Евразии. Свастика повсеместно встречается в орнаментике как знак света, солнца, жизни. Старейшие археологические артефакты с изображением свастики датируются приблизительно 10-15 тысячелетием до н. э. По материалам археологических раскопок самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа является Россия - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, дома, предметы повседневного быта и храмы. Раскопки древних курганов и поселений говорят сами за себя - многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам света. Свастичными символами обозначали календарные знаки еще во времена Скифского царства. (Справа изображен сосуд из Скифского Царства 3-4 тыс. до нашей эры). Свастика являлась главным и почти единственным элементом праславянских орнаментов. Но это вовсе не означает, что славяне были плохими художниками. Во-первых, разновидностей изображения свастики было очень много. Во-вторых, в древности ни один узор не наносился просто так, каждому элементу узора соответствовало определенное культовое или охранное (обереговое) значение. (Слева фотография с берегов священного Ирия. Обряды Асгардской Славянской Общины и Славянской Общины Капища Веды Перуна праздника Купалы, 1998 год. На фотографии - Обряд возжигания священного жертвенника. Форма жертвенника - 4-х угольная пирамида в центре, вокруг нее круг, у которого есть 4 свастических ответвления. Пирамида и "свастика" ориентированы по сторонам света. Согласно археологическим раскопкам, именно таким образом строились и древние славянско-арийские города. Такую кругосвастическую структуру можно наблюдать например в Аркаиме).
Но не только славяне верили в магическую силу этого узора. Этот символ обнаружен на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры. Свастика в левовращательной и правовращательной форме встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 г. до н. э. В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во II-III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, немцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во многих религиях свастика является важным культовым символом. Так, в древнеиндийской философии и буддизме свастика - символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды, которому подвластно все сущее (Словарь "Буддизм", М., издательство "Республика",1992 г.); в тибетском ламаизме - охранный символ, символ счастья и талисман. В Индии свастика изображается повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах.
Лама Беру-Кинзе-Римпоче, в наше время один из самых великих учителей буддизма. На фотографии заснят обряд сотворения им ритуальной мандалы(чистого пространства) в Москве в 1993 году. На переднем плане фотографии расположена танка(священное изображение, рисуемое на ткани) с изображением священного пространства мандалы.
По углам - свастики, защищающие священное пространство. Как религиозный символ свастику используют последователи Индуизма, Джайнизма и Буддизма на Востоке, Друиды Ирландии, Шотландии, Скандинавии, представители Натуррелигиозных конфессий Европы и Америки на Западе. В России свастичные символы встречаются у сторонников Древних Ведических культов, а также у Православных Староверов-Инглингов, исповедующих Веру Первопредков - Инглиизм, в славянских и арийских общинах Родового Круга и, где бы вы думали, у христиан...
На протяжении многих тысячелетий славяне использовали символ Свастики. Этот символ наши Предки изображали на оружии, стягах, одежде, на предметах быта и культа. Все знают, что Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но мало кому известно, что там было изображено. Тем не менее описание символики его щита и доспехов можно найти в исторических хрониках (Рисунок щита Вещего Олега слева снизу).
Вещие люди, т.е. обладающие Даром Духовного Предвидения и ведающие Древнюю Мудрость, которую оставили людям Боги и Предки, наделялись Жрецами многообразными символами. Одним из таких наиболее заметных в истории людей был Славянский князь - Вещий Олег. Кроме того, что он был князем и великолепным военным стратегом, он был еще и Жрецом Высокого Посвящения. Символика, которая изображалась на его одеждах, оружии, доспехах и княжеском стяге, рассказывает об этом во всех подробных образах. Огненная Свастика(символизирующую землю Предков) в центре девятиконечной Звезды Инглии(символ Веры Первопредков) окружал Великий Коло(Круг Богов-покровителей), который излучал восемь лучей Духовного Света(восьмая степень Жреческого посвящения) к Сварожьему Кругу, - вся эта символика говорила о громадной Духовной и физической силе, которая направляется на защиту Родной земли и Святой Веры. Когда Вещий Олег прибил свой щит с такой символикой на ворота Царьграда, он хотел образно показать византийцам то, что в последствии другой Славянский князь, Александр Ярославич(Невский) словами объяснит тевтонским рыцарям: "Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и будет стоять Земля Русская!".
При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт священным символом . В начале ХХ века свастика стала самым распространенным обереговым символом в России, Западной и Восточной Европе - сказалось влияние "Тайной доктрины" Е.П. Блаватской, учений Гвидо фон Листа и т.п. Простой народ на протяжении тысячелетий использовал свастичные орнаменты в бытовом обиходе, а в начале нынешнего столетия интерес к свастичным символам появился и у власть имущих. В Советской России нарукавные нашивки бойцов Красной Армии Юго-Восточного фронта с 1918 г. украшала свастика с аббревиатурой Р.С.Ф.С.Р. внутри.
После свержения самодержавия Свастика появляется на новых денежных купюрах Временного правительства, а после октября 1917 года - на дензнаках большевиков. Сейчас мало кому известно, что матрицы с изображением Коловрата(Свастики) на фоне двуглавого орла были изготовлены по специальному заказу и эскизам последнего царя Российской Империи - Николая II.
Начиная с 1918 года, большевиками в обращение вводятся новые купюры достоинством в 1000, 5000 и 10000 рублей, на которых изображена уже не одна свастика, а целых три. Две поменьше - в боковых вязях и крупная Свастика - посредине. Деньги со Свастикой печатались большевиками и были в обиходе вплоть до 1922 года, и только после образования Советского Союза были выведены из обращения.
В национальном русском костюме свастика была главным и, практически, единственным орнаментом вплоть до первой половины XX века. Наши пращуры очень любили как-нибудь в летний вечерок собраться на околице деревни и под протяжные напевы станцевать ... свастику. Аналог символа был и в русской танцевальной культуре - танец "Коловрат". На празднике Перуна славяне водили и до сих пор водят хороводы вокруг горящих свастик, выложенных на земле. Коловрат богато украшал храмы, священные предметы, ризы священников, иконы и т.д. Например, на изображении Христа Пантократорора - Вседержителя, левая и правая свастики помещены на груди как символы начала и конца всего сущего. На святительском чине в Софийском соборе города Киева, в древнейшем христианском храме в России, построенном еще Ярославом Мудрым, изображены пояса из чередующихся свастик и прямых крестов. Прямой крест - его земной путь, наконец, левая свастика - воскрешение Исуса Христа и его второе пришествие в силе и славе. На иконе "Богоматери-Державной" на головном уборе изображена золотая свастика. В христианстве свастика символизировала также стихии огня и ветра - стихии, воплощающие Святой Дух. Значит, свастика в христианстве действительно божественный знак, а кто-то неразумный скажет - фашизм!
В свастику верили как в талисман, "притягивающий" удачу. На Древней Руси считалось, что если нарисовать коловрат на ладошке, то обязательно повезет. Даже современные студенты чертят свастику на ладони перед экзаменами. Свастику рисовали и на стенах дома, чтобы там царило счастье. В Ипатьевском доме, где расстреляли семью последнего русского императора Николая II, императрица Александра Федоровна изрисовала все стены этим божественным символом, но против безбожников свастика не помогла. В наши дни философы, лозоходцы и экстрасенсы предлагают строить городские кварталы в виде свастик - такие конфигурации должны генерировать положительную энергию. Кстати, эти выводы уже подтверждены современной наукой.