Смекни!
smekni.com

Российское общество 19-20 веков (стр. 4 из 4)

Сказал онпо-древнему, не очень понятно, но ясно, в чем, по его мнению, бы-ла надежда русской земли. Также был у старца и известный русский философ Владимир Со-ловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было раз-ным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог.Как не смог и философ: о. Амвросий был уже не таким податливым,как в молодости, его вера была сильна (а, может, сила воли). Костантин Леонтьев был почитателем старца и много временипроводил в Оптиной ради него. Трижды был там и Толстой. Русскийграф как-то пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами. Жаль, - 15 -неизвестно, что на это сказал о. Амвросий. Он отнесся к этомускептически - показная внешность без внутреннего содержания неприближает человека к нравственному совершенству. Последний раз вОптиной Толстой был с семьей в 1890 году, за год до смерти стар-ца. Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архиманд-риту Леониду (Кавелин; ум. 1891), замечательному российскому ар-хеографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потомнастоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и намест-ника Троице-Сергиевой Лавры; а также священнику Павлу Флоренскому(ум. 1943) - великому православному философу и богослову. Старец Амвросий принимал посетителей до позднего вечера,кроме перерыва на чай и обед, не отдавая предпочтения посетителямиз-за их общественного положения. Такой образ жизни старец велсвыше тридцати лет.

Многие его высказывания достойны публикации. Автор приведеттолько те немногие, что я смог найти, хотя наверняка за о. Амвро-сием , как и за Толстым ходили и ловили каждое слово, записывали. "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть од-ой точкой касается земли, а остальным стремиться вверх; а мы какзаляжем, так и встать не можем". Вот именно встать людям и помо-гал этот старец, что я считаю наиглавнейшей задачей Церкви и свя-щенников с одной стороны и нас, простых и глупых грешных людей, сдругой. "Смиряться нужно перед всеми и считать себя хуже всех. Еслимы не совершили преступления, какие совершили другие, то это, мо-жет быть, потому что не имели к этому случая, обстановки и обсто-ятельства были другие. Во всяком человеке есть что-то хорошее идоброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошегоне видим". У старца, конечно же было очень много почитателей, и один изних написал о нем: "Любить ближнего именно так, чтобы желать емувсякого счастья, благословляемого Господом, и стараться доставитьему это счастье было его жизнью и его дыханием". С самыми грешными из людей святой Амвросий (по некоторым мо-им сведениям, он был впоследствии канонизирован) говорил на рав-ных, давая этим им надежду возродиться. К старцу приходили больные не только душой, но и телом. Чаще - 16 -всего он посылал в Тихонову пустынь помолиться угоднику Божию Ти-хону Калужскому или советовал таинство елеосвящения, а иногдаврачевал и своей молитвой. Сохранились и многочисленные упоминания о даре прозорливостистарца. Многие великие старцы, столпы отечественного христианс-тва,православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн-Кронш-тадский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросийподтверждает эту закономерность. Он создал Шамординский Казанскийженский монастырь, где и провел последние полтора года своей жиз-ни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестер в монашескомслужении. Старец болел. 10-го ноября 1891 года старец о. Амвросий, в простонародьеласково называвшийся просто "батюшка Абросим", умер. Тысячи горю-ющих людей провожали его тело обратно в Оптину Пустынь, взращен-ную им обитель добра и любви. 1892-1923 Это был период, когда к религии, православию относилисьскептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошлав тень, о ней забыли, что позволило большевикам уничтожить этуБогоугодную обитель без особого политического вреда для себя.

В 1987 году Оптина пустынь была возвращена Русской Правос-лавной Церкви, и мы можем сказать, что начался новый период в ис-тории этого замечательного монастыря. Братия Оптиной продолжаетБогоугодную деятельность своих предшественников, в том числе ииздание Богословской литературы. Издательская деятельность Оптиной Пустыни имела большое зна-чение не только для академических трудов богословов Русской Пра-вославной Церкви, но и для широких общественных кругов России.Соприкоснувшись с живым святоотеческим преданием ПравославнойЦеркви, нашли свой путьв философии русские религиозные философы("богословы в миру"): И. В. Киреевский (ум. 1856), А. С. Хомяков(ум. 1860), Ю. Ф. Самарин (ум. 1876), И. С. Аксаков (ум. 1886),К. Н. Леонтьев (в монашестве - Климент; ум. 1891) и многие другиемыслители и славянофилы. Они содействовали национальному возрож-дению самосознания и культуры славян, в том числе и на Балканах. Оптина Пустынь способствовала возрождению не только в среде - 17 -монашества, но и в миру делания непрестанной умной молитвы. Стар-цы Оптиной воспитали многих опытных духовников Русской Церкви.Расцвет Оптиной совпадает с расцветом богословской науки в духов-ных школах (академиях и семинариях), чему способствовала самоот-верженная научная деятельность ученого монашества и лучших предс-тавителей духовенства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русская Православная Церковь 988-1988;

Очерки истории I - XIX вв., Вып. I;

Издание Московской Патриархии, 1988.

2. Православный журнал "Вечное";

Март 1986, "Великие Старцы Оптиной Пустыни".

3. Собранiе писемъ блаженныя памяти оптинскаго

старца iеросхимонаха Макарiя;

Iзданiе Козельской Введенской Оптиной Пустыни,

Москва, 1862.

4. Сергей Нилус

-"Великое въ маломъ. Записки православнаго"

-"Сила Божия и немощь человеческая"

-"На берегу Божьей реки"

Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.

5. "Оптина Пустынь (По книге Концевича "Оптина пустынь

и ее время")"; Издание Свято-Введенской

Оптиной Пустыни.

6. "Историческое описание Козельской Введенской

Оптиной Пустыни"; Репринтное издание

Свято-Введенской Оптиной Пустыни.

7. "Полный Православный Богословскiй Энциклопедический

Словарь" (соотв. тома),

Репринтное издание концерна "Возрождение", 1992.