Смекни!
smekni.com

Участие башкир в крестьянской войне 1773-1775 гг.; их предводители. Положение о башкирах от 14 мая 1863 года. Реформы в области суда (стр. 12 из 14)

Выход из общества осуществлялся на основании увольнительного свидетельства, выдаваемого волостным старшиной. За незаконную выдачу увольнительного свидетельства последний подвергался ответственности и, кроме того, с него взыскивали все убытки.

Увольняемый был «обязан приписаться к тому сельскому или мещанскому обществу, от которого он получил приемный приговор, и

представить в казенную палату просьбу о прописке не позже, как в шестимесячный срок со дня получения увольнительного свидетельства».

Государственный поземельный налог и земский сбор с башкирских земель взимались по правилам, изложенным в Общем положении о крестьянах. Земские натуральные повинности отбывались в башкирских обществах по правилам, изложенным в Уставе о земских повинностях. Дворяне, действительные чиновники с их семьями и зауряд-чиновники лично освобождались от отправления натуральных повинностей без несения их обществу.

К мирским повинностям относились те повинности, которые отправлялись каждым обществом для удовлетворения внутренних его потребностей. Обязанность участвовать в мирских расходах определялась безотносительно к происхождению облагаемых.

Мирские повинности распределялись на обязательные и те, которые устанавливались дополнительно по решению сельского общества.

К обязательным относились расходы:

1) на содержание общественного управления;

2) оспопрививание и принятие мер, предписываемых Врачебным уставом в случае появления заразных болезней и падежа скота;

З) устройство и поддержание сельских запасных магазинов;

4) содержание в исправности проселочных дорог и межевых знаков, проточных вод на землях, принадлежащих обществам;

5) содержание караулов в деревнях;

б) призрение престарелых, инвалидов, у которых нет родственников, и круглых сирот;

7) принятие мер по истреблению саранчи, хищных зверей, сусликов, по борьбе с оврагами, пожарами и наводнениями;

С язычников производился особый сбор на покрытие расходов по изготовлению метрических книг дня них. Метрические повинности отправлялись либо натурой, либо посредством сбора денег.

Кроме того, существовала и подводная повинность. Волостные старшины, их помощники, сельские старосты и сборщики податей имели право брать лошадей сельских жителей в поездках по служебным делам.

Остальные чины сельских и волостных управлений были обязаны на собственных лошадях или платить за прогоны.

2.2. «Реформы в области суда»

2.2.1. Особенности осуществления правосудия в Башкортостане

Организация системы органов судопроизводства и отправления правосудия в башкирском крае, равно как и законодательство России, регулирующее правовое положение населения края, модифицировались с учетом задач колониальной политики царского правительства. Поэтому произведенная периодизация этапов развития законодательной системы корректна и по отношению к судебной системе.

С учетом сказанного следует выделить следующие этапы развития судебной системы в башкирском крае:

— судебная система в период соблюдения условий вхождения башкирских племен в состав Московского государства (ХVI—XVII века);

— судебная система периода колонизации края и усмирения башкир (ХVII - 1 половина ХIХ века);

— судебная система периода буржуазно-либеральной эволюции российской государственно-правовой системы (II половина ХIХ — начало ХХ века).

Необходимо отметить, что особенности осуществления правосудия в башкирском крае в дореволюционной России не являлись до сих пор предметом исследования со стороны правоведов. Имеется всего одна работа Ф. А. Ишкулова, посвященная подготовке и проведению в крае во II половине ХIХ века судебной, земской, городской, полицейской и судебно-административной контрреформы. Отдельные аспекты имеются в монографии дореволюционного исследователя Д. П. Никольского «Башкиры». Источниковой базой при изучении данного вопроса являются богатое башкирское народное творчество (сказания, предания, обычаи), в котором отражены нормы обычного права башкир; нормативные материалы, регламентирующие деятельность Шариатских судов и Оренбургского магометанского духовного Собрания, которые содержатся в Своде учреждений и уставов Управления духовных дел МВД (т. II Свода законов Российской империи); нормативные акты, сосредоточенные в Своде военных постановлений, изданных в 1838, 1843, 1851 годах, Полном собрании законов Российской империи (т. 4—40 1 -го собрания, т 1—40 2-го собрания) и в 6 томах «Материалов по истории Башкирской АССР» (М., 1936—1960, 2002).

Одним из условий вхождения башкирских племен в состав России явилось сохранение религии, обычаев и обрядов. Юридическое содержание данного условия составляло также отправление правосудия местными (народными) судами на основе норм обычного права и духовными лицами на основе норм шариата.

Следует признать, российские власти долгое время проводили политику невмешательства во внутреннюю жизнь башкир. Так, согласно Указу Сената от 31 мая 1734 года «Об отдаче башкирцам рыбных ловель по рекам Белой и по Каме, с положением на них оброка; о провозе башкирцами для себя Илецкой соли и о непродаже ими оной русским; о дозволении Уфимским иноверным народам разбираться третейским судом и мириться добровольно...» башкирам разрешалось в собственных делах, кроме дел об убийстве и разбое, самим осуществлять правосудие в третейских (обычноправовых) судах.

В инструкции от 18 мая 1734 года, данной Кирилову при отправке его на постройку Оренбурга, специально оговаривается: «Впрочем, что касается до распорядка суде и правосудия, о том смотреть на обычай каждого народа, как и почему, а коем народе правыя удовольства получают, а винных штрафуют, так и в помянутых судах установить: ибо наше Всемилостивейшие соизволение есть чтоб все, кто б какой веры и народа ни был, справедливостью и судом скорым довольствовались и тем напрасныя озлобления в волокитах и незнающему наших российских судных прав народу неправые в суде вымыслы (о которых не токмо Нашему интересу повреждение происходить может, но и Богу противно) пресечены были».

Однако существовали дела, например, сторонами являлись башкиры и пришлое население, которые не могли быть решены в традиционных башкирских инстанциях. В таких случаях правосудие осуществлялось воеводами и чиновниками Уфимского уезда. На деле их деятельность принимала форму произвола, волокиты и мздоимства. Интересно мнение Доннелли А. С. о русском колониальном суде в Башкортостане «Русское правительство учредило в Башкирии систему судопроизводства, призванную отправлять правосудие над русскими, тептярями и бобылями. Башкиры и другие мусульмане разрешали свои проблемы по законам шариата — свода исламского законодательства, на местном уровне, в присутствии старшины рода и муллы. В ХVIII столетии все чаще русские суды под председательством воевод стали рассматривать земельные споры и дела мусульман с иноверцами. Работа по отправлению правосудия была очень доходной для правительственных чиновников. Взяточничество, высокая судебная плата и другие злоупотребления создавали судам плохую репутацию».

Такое положение не могло не вызвать недовольство у башкир.

В вышеупомянутой инструкции Кирилову предписывалось организовать для подобных дел суды со смешанным составом (2—З русских и 2— З иноземцев). Это было достаточно прогрессивным явлением, призванным привлечь башкир и другие народы региона к отправлению правосудия. Однако это и наглядный пример политики империализма: данный шаг был вызван также неэффективностью института аманатов и преследовал вторую цель — превратить судей-башкир (а в судьи избирались очень авторитетные и знатные люди) в заложников.

В общем, в период с момента вхождения башкирских племен в состав России до установления кантонной системы правосудие осуществлялось по национальному признаку: башкиры руководствовались обычным правом и шариатом, русские и ряд других народов — законами русского государства.

2.2.2. Местное правосудие

Местное судопроизводство у башкир, осуществляемое на основе норм обычного права, отличалось простотой и отсутствием всяких формальностей. Правосудие отправляло выборное лицо из числа старейшин-аксакалов, либо знатных башкир, пользующееся авторитетом у своих соплеменников. Суд рассматривал только те дела, которые были возбуждены самими сторонами и при наличии их обоюдного согласия на рассмотрение дела в местном суде. То есть судья не мог возбудить и рассматривать дело не иначе, как по жалобе одной из сторон. Процесс при этом был довольно прост и носил состязательный характер. Истец или потерпевший перед судьей излагал свое обвинение или претензию в присутствии ответчика. В случае признания последним своей вины или претензии, судья выносил решение (приговор), который приводился в исполнение немедленно. В случае отрицания ответчиком своей вины или претензии, судья принимал решение или выносил приговор на основе оценки показаний свидетелей и приведенных сторонами доказательств.

По требованию царского правительства тот или иной обычай башкир признавался нормой права, если был одобрен, либо на сходе башкирской общины, либо на совете старейшин аула, либо Оренбургским Мусульманским духовным Собранием (по делам семейно-брачных отношений).

Говоря об особенностях отправления правосудия по шариату в башкирском крае надо иметь в виду следующие обстоятельства. В конце ХVI века царское правительство начало проводить активную политику по христианизации мусульман из числа служилых татар, а также марийцев, чувашей и других инородцев. Попытки христианизации башкирского населения натолкнулись на упорное сопротивление башкир и являлись одной из причин башкирских войн-восстаний. Зачастую вооруженную борьбу башкир возглавляли духовные лица — муллы, абызы. Например, среди активных руководителей войны- восстания 1705—1711 годов были муллы Исмаил, Уразай, Рахмангул, Аббас; в 1735—1740 годах — мулла Елдаш Суярембетов, абыз Килмяк Нурушев, мулла Бепеня Торопбердин, абыз Кучум Аиткулов, мулла Кучук. Восстанию башкир 1755—1756 годов способствовало воззвание муллы Бурзянской волости Батырши. Одним из сподвижников Е. Пугачева в крестьянской войне был абыз Кинзя Арсланов. В связи с этим царское правительство воевало и против мусульманства в башкирском крае. К примеру, по Сенатскому указу от 9 ноября 1742 года было приказано уничтожить все новые мечети. За короткое время было разрушено 418 из 536 мечетей.