В принципе, со всем этим нельзя не согласиться. Национализм сам по себе не выдвигает какого-то особого, одному ему присущего проекта общественно-политического устройства, ему волей-неволей приходится "вписываться" в подобные проекты, содержащиеся в традиционализме, либерализме или социализме. С этой точки зрения национализм есть лишь "субидеология", важный, но не единственный, элемент всякой влиятельной идеологии. Но, с другой стороны, обратим внимание на то, что у Дарендорфа в отношении к Генриху фон Трейчке фигурирует странный термин "национал-националист". Как его понимать: как остроумное "словцо", или как обозначение какого-то реально существовавшего мировоззрения? Обратимся к характеристике Трейчке, данной Хюбнером: " <…> ему, в конечном счете, было безразлично, в какой форме должно осуществиться это единство (единство Германии, — С.С.). Хотя первоначально ему был свойственен либеральный образ мыслей, он бы приветствовал и деспотизм, если бы тот достиг желаемой цели. Поэтому ему не трудно было отказаться от критического отношения к Пруссии в то мгновение, когда выяснилось, что лишь она одна была в состоянии добиться единства нации" (14). В таком виде национализм ("национал-национализм", — радикальный, "интегральный", в терминологии Морраса) предстает уже как "суперидеология", которая может вместить в себя любой социально-политический проект, лишь бы он способствовал силе и процветанию нации. Кроме того, очевидно, что союз основных "нормальных" идеологий с национализмом не стал симбиозом: традиционалисты всегда не доверяли ему из-за его либеральной генеалогии (скажем, Юлиус Эвола не уставал подчеркивать "регрессивное значение национального мифа" (15)); либералы еще с 1860-х гг. подозревали, говоря словами лорда Актона, что "национализм есть отрицание демократии" (16), сегодня же в либеральном словаре это слово — пример ненормативной лексики; так и не смогли спеться с ним и коммунисты/социалисты (происходившее на наших глазах многолетнее заигрывание КПРФ с национальной идеей закончилось ничем). Очевидно, что национализм способен играть не только пассивную, но и активную роль. Не вписываясь в идеологическую триаду Нового времени, он, тем не менее, является вполне реальной и самостоятельной силой. В то же время, очевидно и то, что партии и движения, идущие под чисто националистическими лозунгами, находятся в Европе, России, Северной Америке на периферии большой политики, чему есть простое объяснение: людей, думающих о целом всегда меньше тех, кто думает о частном. Сложность положения национализма связана со сложностью субъекта этой идеологии — нации, которая почти никогда зримо не выступает как единое целое.
Генезис и типология русского национализма
Термин "национализм" укореняется в русском языке в 1880-х — 1890-х гг., он активно используется в тогдашней политической публицистике. Любопытно, что либералы употребляют его, как правило, в сугубо отрицательном смысле (например, в статьях Вл.С. Соловьева, С.Н. Трубецкого и П.Н. Милюкова о "вырождении" и "разложении" славянофильства). Традиционалисты же охотно применяют это понятие для обозначения собственной позиции, скажем, Л.А. Тихомиров в 1897 г., предпочитает говорить о себе и своих единомышленниках не как о "консерваторах", а как о "русских националистах" (17). Однако наиболее дальновидные из них понимают обоюдоострость "принципа национальности". К.Н. Леонтьев, в поздних работах иногда называвший себя националистом (18), тем не менее, всячески старался развести проповедуемый им национализм "культурный" и национализм "политический", "племенной", "государственный", в котором он видел "лишь одно из позднейших приложений "великих идей 89-го года", и больше ничего" (19).
Впрочем, генезис русского национализма, несмотря на отсутствие в словарном обиходе самого термина, начинается гораздо раньше конца XIX века. Националистический дискурс несомненно присутствует в писаниях традиционалистов, начиная, по крайней мере, с А.С. Шишкова и Ф.В. Ростопчина, он хорошо виден у таких представителей "официальной народности" как М.П. Погодин, у большинства ранних славянофилов (особенно братьев Аксаковых и Ю.Ф. Самарина), Ф.М. Достоевского и Н.Я. Данилевского, М.Н. Каткова и Н.П. Гилярова-Платонова. Но, конечно, ни для кого из них он не имел самодовлеющего значения, всегда оставаясь в подчинении у ценностей более высокого порядка — религиозных и династических (недаром, в знаменитой уваровской формуле "Православие, Самодержавие, Народность" этническое начало стояло на последнем месте). Единственным исключением здесь являлся Аполлон Григорьев, для которого самодержавие, похоже, вообще не было ценностью, а православие представляло собой "просто известное стихийно-историческое начало" (20), т. е., говоря словами героя Достоевского, "атрибут народности". Григорьев, в полном соответствии с новоевропейским пониманием нации и в полном противоречии со славянофилами, полагал, что "залог будущего России хранится" не в крестьянстве, "а в классе среднем, промышленном, купеческом по преимуществу" (21). Но все эти новаторские для того времени мысли не воплотились в какую-либо четкую теорию, оставшись разбросанными в хаотических статьях и письмах автора "Цыганской венгерки". Параллельно традиционалистскому формировался либеральный вариант националистической доктрины, контуры которого намечаются уже у декабристов (прежде всего, в "Русской правде" П.И. Пестеля), у реформаторов 1860-х гг. вроде братьев Милютиных, историков "государственной школы" (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин), и, наиболее последовательно — в поздних статьях и письмах В.Г. Белинского (22). Националистические мотивы можно найти у многих народников и у первого русского марксиста Г.В. Плеханова. Во второй половине 1870-х — 1890-х гг. начинает складываться и "интегральный" национализм — в публицистике издателя газеты "Новое время" А.С. Суворина, не имевшего четкой "партийной" принадлежности, но всегда выступавшего против "распадения России" и "принижения русской народности" (23).
Все эти тенденции в полной мере реализовались в первый же год XX века. В 1901 г. зримо обнаружили себя различные направления национализма: традиционалистское (создание Русского собрания — первоячейки будущих "черносотенных" организаций, ядром которого стали поздние славянофилы и приверженцы государственных идей М.Н. Каткова), либеральное (статья-манифест бывшего марксиста, а в юности — поклонника И.С. Аксакова, П.Б. Струве "В чем же истинный национализм?") и радикальное (первые статьи бывшего либерального народника М.О. Меньшикова в "Новом времени"). Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.
Наименее интересно в идейном отношении первое из них. Публицисты традиционалистского лагеря (В.Л. Величко, А.С. Вязигин, В.А. Грингмут, А.А. Киреев, Б.В. Никольский, К.Н. Пасхалов, С.Ф. Шарапов), в сущности, ничего не прибавили в теоретическом отношении к тому, что было создано их классиками в предшествующем столетии. Даже такой действительно выдающийся мыслитель как Л.А. Тихомиров в начале 1900-х гг. лишь уточнял и конкретизировал то, что им уже было высказано в работах 1890-х гг. Традиционалистский национализм продолжал пребывать в качестве третьего члена заветной триады, что, например, находило отражение в программных документах Союза русского народа, в коих ценности, отстаиваемые "союзниками" перечислялись в следующем порядке: "1. Святая православная вера; 2. Исконно русское неограниченное царское самодержавие и 3. Русская народность" (24). Какие бы чувства не обуревали "черносотенцев", на интеллектуальном уровне нация никогда не имела для них самоценного характера. Тот же Тихомиров неоднократно выступал с резким осуждением "узкой идеи русского интереса", "национального эгоизма", доказывая, что Россия велика лишь как носительница "идеалов общечеловеческой жизни", "христианской миссии, дела Божия" (25). В конечном счете, для искреннего и последовательного традиционалиста, понятие "православный" важнее понятия "русский".
Несмотря на то, что национализм изначально связан с либерализмом, русские либералы (если говорить не об отдельных крупных личностях, а о подавляющем большинстве) принципиально дистанцировались от него как от "реакционной" идеологии. Ситуация стала меняться (нельзя сказать, чтобы кардинально) только после революции 1905–1907 гг. Превращение либерального национализма в идейно влиятельное направление общественной мысли неразрывно связано с именем его признанного вождя П.Б. Струве, в капитальном исследовании о котором утверждается, что национализм являлся "одним из незыблемых столпов его интеллектуальной биографии, можно сказать, ее константой, тогда как в отношении остального его политическая и социальная точки зрения постепенно менялись. Великая, полнокровная, культурная русская нация была для него <…> главной целью всей его общественной деятельности" (26). При этом Струве, так же как и Тихомиров, ограничивал "принцип национальности" определенными идеологическими и социально-политическими рамками, но, если для последнего нация возможна в полном смысле слова лишь при господстве православно-монархического сознания, то для первого она может раскрывать свой творческий потенциал только в условиях либеральной демократии. Без "признания прав человека", подчеркивал он, "национализм есть либо пустое слово, либо грубый обман или самообман" (27). С другой стороны, и либерализм "для того, чтобы быть сильным, не может не быть национальным" (28). Единомышленник Струве В.С. Голубев доказывал, что "бессилие "русского освободительного движения"" происходит прежде всего из-за его "бесплодной космополитической идеологии", что сама успешность борьбы за "европейские формы государственности" в России "во многом зависит от силы нашего национального самосознания" (29). К 1917 г. "струвизм" числил в своих рядах немало талантливых пропагандистов, как именитых (А.С. Изгоев, С.А. Котляревский, А.Л. Погодин), так и начинающих (В.Н. Муравьев, П.Н. Савицкий, Н.В. Устрялов), в его распоряжении находился один из лучших журналов того времени "Русская мысль", в 1910–1917 гг. возглавляемый Струве. Другим важнейшим печатным органом национал-либералов была газета "Утро России", где, в частности, выделялись статьи публициста В.Г. Тардова.