4. Отличие участия прокурора в гражданском процессе от участия государственных органов, органов местного самоуправления, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц
4.1 Основания и цель участия
Участие в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов местного самоуправления, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы других лиц по их просьбе либо нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, преследует общественные и государственные цели7.
Данная правозащитная функция возложена на государственные органы и на органы местного самоуправления как средства непосредственного и оперативного руководства обществом. Поэтому одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе.
Участие в гражданском процессе органов по вопросам своей компетенции представляет собой самостоятельный гражданский процессуальный институт. Поэтому юридическая заинтересованность в исходе того или иного гражданского дела органов, участвующих в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 46, 47 ГПК по вопросам своей компетенции, явилась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле.
Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления являются заинтересованными в силу компетенции лицами, участвующими в деле. Однако их заинтересованность носит исключительно государственно-правовой или общественный характер.
Государственные органы и органы местного самоуправления, будучи лицами, участвующими в деле, обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными в ст. 35 ГПК6.
В лице своих представителей они имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства (в том числе об отводах), давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 46 ГПК)2.
Вместе с тем, не являясь субъектами спорного правоотношения, они не могут совершать такие процессуальные действия, которые направлены на распоряжение объектом процесса, то есть спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение).
Следовательно, цель участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления состоит именно в защите нарушенных прав, свобод и законных интересов других лиц.
Поэтому основаниями участия данных органов будет являться государственная или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу функциональных полномочий. Государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.
Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц:
1) обращение в суд с иском или заявлением;
2) дача заключения по делу5.
4.2 Обращение в суд с иском (заявлением) в защиту нарушенных прав и законных интересов другого лица
Согласно ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 46 ГПК государственные органы и органы местного самоуправления могут обращаться в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц, а заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть предъявлено независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Однако в ст. 46 ГПК также предусмотрено, что такое обращение возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. По этому в решении этого вопроса следует исходить из того, что право на обращение с суд в целях защиты интересов других лиц обусловлено функциональными полномочиями, компетенцией того или иного органа, которая определяется законом, уставом, положением.
Указанные заявления, подаваемые органами в порядке ст. 46 ГПК в защиту прав и интересов других лиц, государственной пошлиной не оплачиваются.
В гражданском процессуальном законодательстве не существует специального термина для обозначения органов, которых закон уполномочивает на обращение в суд с иском в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц, что нередко вызывает затруднения при определении их процессуального положения.
В науке гражданского процессуального права и на практике этих органов нередко относят к сторонам и называют истцами в процессуальном смысле, процессуальными истцами или истцами особого рода. Однако использование данного термина в не свойственном ему смысле для обозначения органа, участвующего в гражданском процессе в порядке ст. 46 ГПК, может послужить поводом для судебных ошибок.
Вместе с тем, несмотря на то, что довольно широкий круг общих процессуальных прав государственных органов, органов местного самоуправления, обращающихся в суд с целью защиты "чужих" интересов, такой же, как у остальных лиц, участвующих в деле, в целом объем этих прав не всегда не совпадает. Поэтому различная по характеру заинтересованность обусловливает и различие содержания и объема, процессуальных прав и обязанностей лиц, обращающихся в суд за защитой субъективных прав и охраняемых законом интересов, и лиц, по заявлению которых возбуждаются гражданские дела в защиту, законно порученных им прав других лиц или в целях охраны государственных и общественных интересов.
В связи с тем, что государственный орган, орган местного самоуправления, участвующие в процессе в целях защиты "чужих" прав и охраняемых законом интересов, не являются стороной (истцом) по делу, личность представителя, уполномоченного ими на выступление в процессе, для суда не имеет значения.
Поэтому правило ст. 167 ГПК, предусматривающее обязанность стороны по требованию суда лично явиться в суд для дачи объяснений по делу, если разбирательство было отложено из-за ее неявки, к таким представителям неприменимо.
Также на органы, обращающихся в суд в порядке ст. 46 ГПК, не может быть возложена обязанность выплаты денежных сумм свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (ч. 1 ст. 96 ГПК).
Поэтому использование терминов "сторона", "истец" по отношению к органам и лицам, предъявляющим иск в защиту прав и интересов других лиц, хотя бы с той или иной оговоркой, нельзя признать удачным и соответствующим закону6.
Кроме того, в ч. 2 ст. 38 ГПК определено, что лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца2. Поэтому можно согласиться с мнением ряда ученых о том, что тех, кто обратился в суд за защитой прав других лиц, для практического удобства можно было бы называть в гражданском процессе, например, "госорганами-заявителями"6.
4.3 Участие в судебном процессе для дачи заключения
Согласно ст. 47 ГПК государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных федеральным законом случаях могут до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Так, дела о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами суд рассматривает с обязательным участием органов опеки и попечительства (ч. 1 ст. 284 ГПК)2.
При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле также должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). С участием органов опеки и попечительства (ст. 125 СК) должны рассматриваться дела об установлении усыновления (удочерения)3. Закон предусматривает и другие категории гражданских дел, в которых обязательно дают заключение органы местного самоуправления.
Кроме случаев обязательного в силу закона участия в гражданском судопроизводстве органы местного самоуправления могут вступать в процесс по собственной инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле или привлекаться судом к участию и в других делах. Основанием для такого участия государственных органов и органов местного самоуправления является их заинтересованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу их компетенции.
Поэтому, участвуя в рассмотрении и разрешении гражданских дел, государственный орган и орган местного самоуправления в своеобразной по сравнению со своей обычной деятельностью форме, таким образом, осуществляют функциональные полномочия по управлению какой-либо отраслью народного хозяйства или культуры либо определенной областью общественных отношений.
Целью участия в гражданском процессе государственного органа, органа местного самоуправления, дающего заключение по делу, является осуществление возложенных на них обязанностей, что прямо оговорено в законе (ч. 1 ст. 47 ГПК).
В гражданском процессе государственные органы, органы местного самоуправления, участвующие в деле для дачи заключения, наделены такими же процессуальными правами, что и органы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц, за исключением права на заключение мирового соглашения.