Смекни!
smekni.com

Участие прокурора в гражданском процессе (стр. 1 из 9)

Участие прокурора в гражданском процессе

Содержание:

Введение

1. Правовой статус прокурора в гражданском процессе

1.1. История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе

1.2. Статус прокурора в гражданском процессе

2. Участие прокурора в гражданском процессе

2.1.Формы участия прокурора в гражданском процессе

2.2. Иные полномочия прокурора в гражданском процессе

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ.

Прокуратура в Республике Беларусь - самостоятельный государственный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов. Конституция Республики Беларусь возлагает на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров надзор в судопроизводстве за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 125). В соответствии с законом о прокуратуре (ст. 26) и новым Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ГПК) (ч. 1 ст. 23), принятым в декабре 1998г. и вступившим в силу с 1 июля 1999 г., прокуратура осуществляет также надзор за соблюдением законодательства при исполнении судебных постановлений.

Ни для кого не секрет, что нынешнее участие прокурора в гражданском процессе минимизируется последовательными усилиями законодателя.

Вместе с тем существуют определенные ситуации, когда никто, кроме прокурора, не может исправить сложившееся положение и восстановить нарушенные права граждан и публичных образований. К сожалению, приходится констатировать, что о прокурорской защите нарушенных прав юридических лиц речи вообще не идет.

Дискуссионный в правоведении права стал вопрос о том, должен ли прокурор при рассмотрении дела судом осуществлять за ним надзор.

При вступлении в законную силу нового Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь этот вопрос получил разрешение: предметом надзора в гражданском судопроизводстве является законность и обоснованность судебных постановлений и соблюдение законодательства при их исполнении. Усиливая судебную власть, что при построении правового государства необходимо, законодатель ввел ограничения в праве прокурора на возбуждение гражданских дел.

Из всего многообразия мнений перед автором курсовой работы стоит непростая задача по вычленению из многочисленных мнений и суждений действительно правильного для наиболее точного и полного раскрытия значения и роли прокурора в гражданском процессе, а также определение его правового статуса в таких правовых отношениях.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Предметом исследования курсовой работы являются теоретические положения, высказанные различными учеными и юристами, а также правовые нормы национального законодательства.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно и объективно раскрыть роль и значение прокурора в гражданском процессе.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- раскрыть историческую сущность развития взглядов на вопрос участия прокурора в гражданском процессе;

- определить значение и роль прокурора в гражданском процессе;

- проанализировать правовой статус прокурора в гражданских процессуальных правоотношениях;

- определить круг проблем, связанных с определением правового статуса прокурора в гражданском процессе, разрешить такие проблемы на основе анализа правовых норм;

- проанализировать судебную практику и статистику по вопросам участия прокурора в гражданском процессе;

- установить круг полномочий прокурора в гражданских процессуальных правоотношениях;

- на основе полученных данных разработать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства относительно участия прокурора в гражданском процессе с целью повышения эффективности такого участия.

Объектом анализа настоящей работы являются теоретическая база, разработанная ведущими современными учеными-правоведами Республики Беларусь и Российской Федерации – Вишневским А.Ф., Бессарабовым В.Г., Головановым В.Г., Полянским Н.Н., Лутченко Ю.И. и других, а также правовые нормы действующих источников национального права.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще – и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. К специальному методу, использованному в работе, следует отнести формально-юридический метод.

Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть вопросы, касающиеся значения и роли прокурора в гражданском процессе, его правового статуса в таких отношениях, определить их содержание, а также проблематику с выработкой возможных путей решения.


1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

1.1.История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе

Ни для кого не секрет, что институт прокуратуры в Республике Беларусь является наследником такого правового института СССР. Именно от советской власти наше государство получило ту систему государственных органов, которая функционирует в настоящее время, в том числе и в сфере деятельности судебных органов. Надо сказать, что в настоящее время институт прокуратуры существует в подавляющем большинстве развитых демократических стран, где он выполняет сходные по своей сути функции, что и в странах постсоветского лагеря.

История прокуратуры Республики Беларусь надо полагать, берет свое начало в царской России, где она зарождалась в то время, как белорусские земли не входили еще в состав Российского государства. Только в конце XVIII века, когда белорусские земли вошли в состав Российской империи, здесь успешно была введена в строй вся система существующих на тот момент в России государственных органов, в том числе и органов прокуратуры. После этого, вплоть до настоящего времени прокуратура в Республике Беларусь непрерывно осуществляет свою деятельность, не раз доказывая необходимость в ее функционировании.

Прокуратура, созданная в России Петром I, в течение первых почти полутора веков своей истории (до судебных реформ 60-х годов XIX века) была преимущественно органом надзора за администрацией на местах, а «собственно судебная обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике»[1].

После судебной реформы 1864 года концепция прокурорской деятельности была пересмотрена и основная ее функция перенесена в сферу судопроизводства. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве того времени состояло в следующем. Как правило, прокурор вступал в процесс как «примыкающая сторона», представляя суду заключение после состязания сторон.

В виде исключения по некоторым делам прокурор выступал и как «главная сторона», состязаясь, с другой стороны, как истец или ответчик. Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер, затрагивало интересы государства и общества. Вступить в уже начавшийся процесс для дачи заключения прокурор мог по своей инициативе или по инициативе суда. Редакторы Устава гражданского судопроизводства (УГС) исходили из того, что «состязательный процесс не представляет достаточного обеспечения в достижении истины, если бы при суде не было кроме судей, представителей точного разума действующих узаконений и защитника во имя закона тех лиц, юридических и физических, кои по естественному порядку вещей не могут, по положению своему, принимать участие в деле».

Прокурор обязан «одинаково защищать не права лиц или ведомств, а самую силу закона и только в том смысле, в коем судья по своему значению в состязательном процессе не имел бы права сделать непосредственно от себя какого-либо указания»[2].

В соответствии со ст. 343 УГС прокурор обязан был давать заключения: по делам казенного управления, по делам земских учреждений, городских и сельских обществ, по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных, по вопросам о подсудности и пререканиях о ней, по спорам о подлоге документов и вообще в тех случаях, когда в гражданском деле выясняются обстоятельства, влекущие возбуждение уголовного дела, по просьбе об устранении судей, по делам брачным и законности рождений, по просьбам выдачи свидетельства на право бедности.

Однако на практике заключение прокурора быстро превратилось в большинстве случаев «в пустую формальность, тягостную для прокуроров и ненужную для суда».

Видный русский судебный деятель Г. Вербловский писал в 1905 году: «В таком виде, в каком участие прокурора в гражданском процессе проявляется в действительности, оно совершенно бесполезно»[3]. Эта идея в Думе полностью поддержана не была, Законом от 9 мая 1911 года деятельность прокуратуры в гражданском процессе была значительно ограничена.

После революции составители первого советского ГПК основывались на известном высказывании В. И. Ленина о необходимости «продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в «частноправовые отношения», в «гражданские дела», что применительно к процессу означало, что государство должно иметь максимум возможностей для вмешательства в гражданско-правовой спор[4].

Под воздействием этих идей и сформировалась концепция участия прокуратуры в гражданском процессе. В соответствии со ст. 2 ГПК 1923 года, «прокурор вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс». Через десять лет, чтобы обеспечить более четкое проведение судами «классовой линии» при рассмотрении дел, как уголовных, так и гражданских, суд был поставлен под надзор прокуратуры.