Курсовая работа Выполнена учеником 11 экономического класса Вишневским Павлом Ильичем
МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж»
Ярославль, 2009
Датировка основания Ярославля в трудах краеведов и историков до 1917 г.
А. Поход к проблеме датировки Ярославля в дореволюционной историографии
Первые систематические записи о событиях, происходивших в Русском государстве велись в церковных летописях. Записи содержали не только краткие заметки о происходивших военных походах, рождении и смерти князей, восстаниях и междоусобицах, но нередко отражали официальную позицию духовенства, оценку событий.
К сожалению, существовала цензура летописей- нередко прежние записи изменялись, «правились» по прямому указанию царского или патриаршьего двора.
Летописи, таким образом, были первыми историческими сочинениями, и в немалой степени служили целям государственной пропаганды, утверждению идеологии самодержавной власти.
Важной задачей летописей было прославление деяний великих князей – Рюриковичей, от которых вели свою родословную московские цари. Подчеркивалась их роль как защитников истинной православной веры, борцов с язычеством, основателей городов.
Даже такие неблаговидные деяния, как истребление непокорных, войны отцов с сыновьями, братьев между собой, преподносились как справедливые войны, а колонизаторская политика великих князей по отношению к малым народам (особенно в Прибалтике и Русском Севере) – как борьба с язычеством.
История Ярославля отражена в трудах церковных историков довольно скупо.
Впервые город упоминается в одном из поздних списков (т.е. копий) знаменитой летописи «Повесть временных лет». В этом документе рассказывается о том, как в неурожайный 1071 год поднялись волнения в Ростовской земле. Возглавили один из отрядов повстанцев два языческих жреца (волхвы) из Ярославля. Летопись достаточно подробно описывает события, в частности то, как два волхва были схвачены предводителем карательного отряда Яном Вышатичем, допрошены и затем – казнены.
Сам город Ярославль в этом документе только упоминается. Практически все исследователи сходятся во мнении, что город Ярославль к этому времени уже существовал и был хорошо известен летописцу, поскольку тот не счел нужным привести какие-либо уточняющие сведения, так как предполагал, что и читателю город должен быть хорошо известен.
Само событие основания нового города предполагало то, что по приказу князя воздвигалась крепость, способная выдержать осаду неприятеля, в этой крепости оставлялся гарнизон. Кроме того, как правило, закладывался храм, организовывалось торговое место, иногда переселялись жители из других мест, подвластных князю, которые должны были стать первыми жителями нового города.
Для церковных историков главным событием, которое означало создание нового русского города, было именно основание храма. В особую заслугу основателю города они ставили то, что нередко церкви ставились на месте прежних языческих святитлищ, а сами города становились опорными пунктами христианской веры.
Проблема определения даты основания города не ставилась главной задачей того или иного историко-церковного сочинения, тем не менее в заслугу таким сочинениям надо поставить то, что они отразили те легенды и рассказы об основании Ярославля, которые вошли позднее практически во все более поздние светские исследования краеведов и историков.
К таким легендам следует отнести «Сказание об основании города Ярославля», записанное в конце 18 – начале 19 вв.[1]
В этом документе рассказывается о том, что неподалеку от Ростова, где княжил Ярослав Мудрый, на месте у впадения реки Которосль в Волгу, существовало с незапамятных имен языческое святилище, посвященное богу Волосу (Велесу), который считался покровителем скотоводства. Легенда сообщает о том, что существовал идол, которому приносились жертвы, возле идола горел неугасимый священный огонь. Поддерживал этот огонь специальный жрец – «волхв». В случае. Если огонь по какой-то причине гас, то волхва ждала смертная кара за такой проступок.
Как сообщает далее «Сказание», во время одного из военных походов по Волге князь Ярослав увидел, что некие «жестокие люди» напали на торговые суда. Князь велел своей дружине отогнать и пленить неизвестных пиратов. В ходе погони за злоумышленниками Ярослав и его воины настигли их как раз в том месте, где река Которосль впадает в Волгу – якобы речные пираты пытались найти убежище в поселении «Медвежий угол».
Ярослав взял с провинившихся клятву, что те не будут больше разбойничать, и обложил их данью. Однако перейти в христианскую веру жители Медвежьего угла отказались. С тем князь и вернулся в Ростов.
Спустя некоторое время Ярослав вместе с ростовским епископом, пресвитерами и дьяконами вновь отправился в Медвежий угол. Однако стоило им приблизиться к «селищу», как жители Медвежьего угла выпустили на них из клети какого-то «люта зверя и псов», чтобы те растерзали князя и его спутников.
Тут князь и проявил свою удаль: секирой зарубил зверя, а псы стали «яко агнцы, и не прикоснулись ни к кому».
После этого Ярослав обратился с речью к жителям Медвежьего угла, в которой упрекнул их в нарушении клятвы. Затем велел рубить лес, расчистить место для строительства храма в честь святого пророка Илии и нового города, который назвал в свою честь Ярославлем. Случилось это в день святого Илии – 20 июля по ст.стилю, который и является днем основания Ярославля.
На этом первая часть текста заканчивается. Во второй части рассказывается о том, что с основанием церкви св. Илии жители Медвежьего угла, тем не менее, продолжали поклоняться языческим богам и сохранили идол бога Волоса, которому продолжали приносить жертвы. Но вот однажды, во время засухи, священник Ильинской церкви услышал плач и просьбы язычников, которые они обращали к богу Волосу, прося о дожде. Священник предложил им прийти к церкви св. Илии и попросить о дожде христианского святого. Пришедшие к храму жители Медвежьего угла поклялись, что молитва поможет, то они примут христианскую веру. В этот же день, как сообщает «Сказание», случился долгожданный дождь, и язычники наконец-то приняли крещение. Идол Волоса был сожжен, языческое святилище разрушено, и на его месте позднее воздвигли церковь святого Власия Севастийского.
Современные историки полагают, что «Сказание» является сочинением конца 18 – начала 19 века и, по существу, является переработкой целого ряда легенд об основании ярославских храмов и самого города Ярославля.
Так, известный историк и археолог Н.Н. Воронин, много занимавшийся проблемой ранней истории Ярославля, пришел к выводу, что «Сказание» было, по всей вероятности, написано архиепископом Ростовским Самуилом Миславским (1776-1783 гг.).[2]
Споры между прихожанами разных районов города, чей храм древнее, какая именно слобода (район города) возникла раньше других, видимо, были характерной чертой городского быта.
Известны и другие записи похожих легенд. На роль самых древних храмов, основанных по приказу самого Ярослава Мудрого, претендовали церковь св. Илии на Медведицком овраге, церковь св. Власия Севастийского.
Оба храма, по преданию, возникли на месте древних языческих святилищ, и связаны с основанием самого города Ярославля.
Так или иначе, из сочинений церковных историков, можно выделить несколько положений, которые для них общие и не подвергаются никакому сомнению:
1. Ярославль был основан князем Ростовским Ярославом, позднее получившим прозвище «Мудрый», на месте древнего языческого поселения.
2. Город возник как форпост христианской веры, и с его основанием началось обращение в христианскую веру местных жителей. Главной причиной его основания стало стремление князя Ярослава обезопасить границы ростовского княжества и распространить новую веру.
3.Христианство встретило сопротивление, которое пришлось преодолевать длительное время, иногда с помощью насилия, разрушения языческих святилищ.
4. Территория города, который основал князь Ярослав – остров , образованный реками Волга, Которосль и Медведицким ручьем, протекавшим по глубокому оврагу (так называемый «Рубленный город»).
Б. Дореволюционные историки о дате основания Ярославля.
Российская историческая наука начинает существовать в 18 веке. До этого времени научных исторических исследований не велось в силу того, что Русское государство находилось вне европейских культурных связей, не имело государственной системы образования, и, кроме церковных, на ее территории не было научных и образовательных учреждений.
Только начиная с реформ Петра 1 появляются первые образовательные учреждения, типографии, печатающие светскую литературу, в Петербург приглашаются иностранные ученые. В течение 18 века были основаны первые университеты, были созданы первые труды по отечественной истории, вполне отвечавшие научному уровню того времени. Собираются первые коллекции древних летописей, документов, которые заложили основу для научного изучения истории Русского государства.
В это же время начинает складываться имперский исторический миф о Великом Русском государстве, которое является наследником Византийской империи – знаменитая формула «Москва-Третий Рим». Эта теория с одной стороны, основывалась на общеевропейской идее исторического прогресса, признавала инструменты научного исследования – например, необходимость сбора и исследования исторических источников, формирование коллекций артефактов, периодизацию и хронологию, а с другой стороны, находилась в согласии с привычными православными постулатами о «богоизбранности» русского народа, особом историческом пути России, его цивилизаторской миссией по отношению к тем народам, которые попали в подчинение к Российской империи.