Следует признать значительную роль персонала детских учреждений в плане просвещения родителей, популяризации более гуманного обращения с ребенком. На родительских собраниях воспитатели объясняли, что маленьких детей нельзя бить, так как «от побоев ребенок теряет способность развиваться. Нельзя мешать ребенку в его игре и не командовать им, не заставлять его заниматься тем, что его не интересует» [7]. Наряду с гуманизацией воспитательных приемов, во внутренней жизни детского сада проявился и определенный идеологический подтекст. С раннего возраста ребенка приучают к черновой работе: дежурство по кухне, уборка помещений и т.п. Совместная хозяйственная деятельность формировала у детей «чувство равенства», «что мы все трудимся, что труд не позор, а достоинство человека» [8].
На примере двух дошкольных учреждений («Красная звездочка» и «Сказочка»), в которых воспитывались дети сотрудников и работников аппарата ВЦИК, можно представить объективную картину внутренней жизни отдельного учреждения. К работе этих садов был повышенный интерес со стороны высокопоставленных родителей. Результаты постоянных проверок и осмотров свидетельствовали о том, что, с одной стороны, здесь не было больших проблем с детским питанием, с подбором необходимого персонала. С другой стороны, налицо те же характерные проблемы организационного плана – «помещения неважные, оборудование неважное» [9]. Принципы трудового воспитания в «кремлевских» садах проводят «по большей части силком», на первом плане находится «показная сторона деятельности». Последнее крайне раздражало родителей, один из которых в 1920 г. представил во ВЦИК служебную записку о работе дошкольного учреждения «Сказочка». В ней сообщалось: «… если кто-либо из детей не в силах высидеть заданной работы, то он получает «резкое разрешение уйти», если не желает работать. Показная сторона особенно ярко проявляется во время детских праздников. Дети не веселятся, а веселят, показывая публике свою блестящую подготовку к маленьким спектаклям, пению, пляске. И довольный коллектив не задумывается над тем вредом, который заключают в себе двухмесячные репетиции, обучение так, а не иначе ходить, говорить, смеяться, пробуждение жажды произвести впечатление, и особенно, выборка детей, пригодных для «выступления» и горькое сознание тех, кто не удостоился. В детях вырабатывается манерность и неестественность» [10].
В «Сказочке» «дисциплина, «какими мерами заставить детей дежурить» – единственные вопросы, интересующие коллектив на педагогических собраниях. Воспитательное значение труда признается только на словах, пути к нему закрыты в силу вышеуказанного, а также ввиду того, что руководительницы тщательно сами избегают всякой физической работы. Да и сам уклад жизни детского сада, где топчется 12 – 14 взрослых людей, занятых тут же личными делами (стирка, глаженье и т.п.), не только не вызывает в ребенке охоты к работе, но, наоборот, вызывает в нем уверенность, что его присутствие всем мешает. Таким образом, в самом зачатке и по всем пунктам разбивается в ребенке всякое проявление личности, всякое творчество, в чем бы то ни было. Характерно, что ко всякому проявлению творчества, прорывающемуся в детях сквозь эти тиски, руководительницы относятся как к чему-то сверхъестественному и говорят о нем с каким-то мистическим удивлением. Если страдает индивидуальное развитие ребенка, то не меньше страдает ребенок и от отсутствия социального воспитания. Не чувствуя себя членом одной общины, не связанный этим великим чувством ни с взрослыми, ни с детьми, ребенок не несет никаких обязанностей и не знает ни за собой, ни за другими никаких прав. Они приходят в детский садик только потому, что «мамы нет дома». Он легко примиряется со всякой сменой руководительниц, не любя ни одной, не развивает в себе товарищеского чувства, не научается уважать ни себя, ни других, не дорожит ни материалом, ни пособиями, ни игрушками, ни чистотой» [11].
Если проследить результаты деятельности садов за 1918 – 1920 гг., то следует признать, что Советской власти в деле создания этого элемента социальной инфраструктуры города удалось достичь определенных успехов. На материалах Москвы, в которой впервые в Советской России была создана сеть дошкольных учреждений, мы видим не только рост количества детских садов, но и значительное увеличение числа посещающих их детей. Если в 1917 г. в Москве в 12 садах находилось всего 250 детей, то в 1920 г. число детских учреждений, рассчитанных на 13 тыс. маленьких москвичей, уже достигает 256 [12]. С другой стороны, совершенно очевиден классовый подход – в дошкольные учреждения попадают исключительно дети красноармейцев, коммунистов и рабочих. Дети, происходившие из семей «буржуазии», интеллигенции, городских средних слоев представлялись властям менее значимыми, с точки зрения их физического сохранения и духовного развития. Ребенку из таких семей пришлось особенно трудно в Советской России: уже по достижении 6 – 7 летнего возраста он должен самостоятельно заботиться о своем пропитании. Естественно, что в будущем такая бесконтрольность могла породить огромные проблемы в жизни государства. В 1920 – 1930 гг., когда в социальной структуре общества «остаются» только рабочие, крестьяне и интеллигенция, детский сад – это не только общедоступное учреждение, но и структурное подразделение отечественной школы, а в исторической перспективе – факт повседневной жизни советского человека.
Список литературы
1. ОПИ ГИМ. Ф. 454. Оп. 1. Д. 218. Л. 47.
2. ЦАГМ. Ф. 1321. Оп. 1. Д. 10. Л. 56об.
3. Там же. Ф. 1616. Оп. 3. Д. 80. Л. 123.
4. ОПИ ГИМ. Ф. 454. Оп. 1. Д. 218. Л. 50.
5. Там же. Л. 53, 54, 58, 60, 63, 66, 67.
6. Рабочая жизнь. 1918. 10 июня.
7. ЦАГМ. Ф. 2131. Оп. 1. Д. 109. Л. 5.
8. Там же. Л. 22об.
9. Там же. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 73. Л. 99.
10. Там же. Д. 148. Л. 17, 18.
11. Там же. Л. 19.
12. ОПИ ГИМ. Ф. 454. Оп. 1. Д. 218. Л. 47.