Смекни!
smekni.com

Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности (стр. 6 из 24)

При осуществлении правотворческой деятельности прокурорские ра­ботники опираются на принцип «внепартийности» — политической неза­висимости прокурорских работников, который сформулирован в п.4 ст.4 Закона. Он состоит в том, что прокурорские работники не могут являть­ся членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Одно из главных мест среди принципов правотворчества занимает принцип демократизма правотворческой деятельности. Пред­ставляется, что он имеет ряд проявлений: наличие де­мократических процедур разработки законов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия; самостоятельность субъек­тов правотворчества, коллективность этого процесса. В совокупности названные составляющие стороны одновременно создают условия и гарантии обеспечения волеизъявления и реализа­ции не только интересов отдельных работников прокуратуры, прини­мающих непосредственное участие в процессе правотворчества, но при должной организации этой работы — системы прокуратуры в целом, а также интересов граждан, общества и государства.

Демократизм разработки и принятия нормативных актов невозмо­жен без гласности — открытого характера такой деятельности, широ­кой и систематической информации о ней. Гласность процесса пра­вотворчества характерна для всех ее основных стадий: при подготовке (разработке) проектов, предварительного их обсуждения, принятия актов и их реализации. Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с п.2 ст.4 Феде­рального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы про­куратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а так­же законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

С принципом демократизма тесно связан принцип гуманизма пра­вотворческой деятельности. Если учесть, что «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» — человечность[28], то вполне понятно, что этот принцип предусматривает следующее: нормативные правовые акты должны формулировать и защищать общечеловеческие ценнос­ти, естественные права человека, его интересы должны находиться в центре правотворческой деятельности.

Необходимым условием выполнения любого норма­тивного правового акта населением является соответствие его принци­пу справедливости. Поэтому нормы закона, иных нормативных актов призваны учитывать общественные ожидания и реальную готовность субъектов к выполнению его предписаний. Нормативный правовой акт должен соответствовать интересам общества в целом и не порож­дать необоснованного доминирования интересов отдельных соци­альных групп, не провоцировать конфликтов в обществе. Обязатель­ным для закона как инструмента государственной политики является его соответствие общим направлениям и целям этой политики.

Очень важную роль играет принцип научной обоснованности право­творчества. Он не сводится к участию в правотворчестве (пусть даже не на всех стадиях) представителей науки, как это иногда определяет­ся[29]. Научная обоснованность правотворчества включает в себя не­сколько компонентов: необходимость изучать объективные потребности при принятии каждого акта, практику применения дей­ствующего права, правильно избирать метод правового регулирова­ния, структуру размещения правового материала, учитывать возмож­ные близкие и перспективные последствия принятия этого акта и т.д. Прежде всего, необходимо по возможности четкое планирование правотворческой деятельности. Правотворчество - сложный и труд­ный процесс, оно не терпит ненужной поспешности. Далее, издание нормативно-правовых актов должно основывать­ся на четком и достаточно полном представлении участниками пра­вотворческого процесса (особенно групп разработчиков проектов) о действенной необходимости нормативно-правового регулирования (или его изменения, прекращения) соответствующих отношений, хо­рошем знании социально-экономической, политической и иной об­становки в стране, регионе, муниципальном образовании[30]. При этом правотворчество должно осуществляться с учетом уже имеющегося опыта нормативного регулирования, практики примене­ния, исполнения и соблюдения соответствующих правовых норм. Можно и полезно изучать опыт регулирования аналогичных отношений, включая и зарубежный опыт[31].

Принцип профессионализма предусматривает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов определенных областей общественной жизни, которые имеют соот­ветственную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания. При этом следует особо подчеркнуть целесообразность и необходи­мость непосредственного участия ученых и, прежде всего, ученых-юри­стов в разработке и экспертизе законопроектов и проектов других нор­мативных правовых актов. Должная отдача от участия в правотворчестве высококвалифици­рованных профессионалов - ученых и практиков возможна лишь при хорошей организации данного дела[32].

Принципы системности и согласованности подразумевают после­довательность при осуществлении правотворчества, обязательное со­ответствие каждого нормативного акта нормам Конституции РФ, иным законам и международно-правовым актам, ратифицированным Российской Федерацией[33]. В действующей Конституции нашего госу­дарства этот принцип отражается в ч.1 ст.15, гласящей, что Консти­туция РФ имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в современ­ной России, не должны противоречить Конституции РФ. А ч.4 этой статьи определяет, что «...общепризнанные прин­ципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой сис­темы. Если международным договором Российской Федерации уста­новлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применя­ются правила международного договора».

Доктор юридических наук, профессор Р.В. Васильев выделяет так­же принцип постоянного развития и своевременного осуществления пра­вотворчества[34]. Данный принцип является непременным условием правотворчества, адекватного потребностям общества и государства. Он находит свое выражение в результате постоянно возникающей потребности нормативного правового регулирования одних отноше­ний, изменения регулирования других, отмены такого регулирования третьих. Его соблюдение в ходе законодательного процесса и в про­цессе всего правотворчества в значительной мере определяет возмож­ность решения задач прогрессивного развития общества и государства. В свою очередь, нарушение принципа постоянного развития и свое­временного осуществления правотворчества влечет за собой неблаго­приятные последствия.

Кроме отмеченных принципов в деятельности органов прокурату­ры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный, предметный и предметно-зональный принципы. Распреде­ление обязанностей в структурных подразделениях органов прокура­туры различных уровней обычно осуществляется в соответствии с эти­ми принципами.

В приказах Генерального прокурора РФ выбор того или иного принципа организации работы прокуратуры субъекта Федерации, городской (районной) прокуратуры жестко не ограничен. Важно, насколько адекватно избранный принцип отвечает штатной численности, профессиональной подготовке кадров и поставленным перед прокуратурой задачам. Распределение обязанностей работников прокуратуры закрепля­ется в форме приказа, который в данном случае представляет собой нормативный акт руководителя прокуратуры, регламентирующий ос­новные вопросы организации и деятельности прокуратуры.

1.3 Участники и иерархия правотворческой деятельности

Вся совокупность правовых норм, имеющих неравную юридичес­кую силу, подчиняется принципу иерархии. Иерархия норм и принцип их соподчиненности дают возможность определить место этих норм и их роль в системе права, упростить про­цесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для фун­кционирования системы[35]. Место, занимаемое нормой в иерархии, зависит от статуса издав­шего эту норму органа – нормативно-правовые акты действу­ют в единой иерархической системе, построенной в соответствии с иерархией органов власти, связанной с государственным устройством страны. Чем выше положение органа власти, издавшего акт, в иерархичес­кой системе этих органов, тем больше юридическая сила его актов. Из этого правила есть одно исключение, установленное в Конституции РФ в соответствии с федеративным устройством нашей страны. Согласно ч.4 ст.76 Конституции РФ, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного веде­ния Федерации и ее субъектов, субъекты Федерации осуществляют соб­ственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. А согласно ч.6 ст.76 Конституции РФ, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным пра­вовым актом субъекта России, изданным в соответствии с ч.4 ст.76 Конституции РФ, действует правовой акт субъекта РФ. Во всех же других случаях акты субъектов России должны соответствовать актам федеральных органов[36].