- сохранение статуса подданных Австро – Венгрии;
- конфессиональное самоопределение, при сохранении преимущества православия в смешанных браках;
- создание органов местного управления – сельского приказа в деревнях, а в городе Чешской Думы.
- осуществление самостоятельной торговли на местных рынках, а на внешнем – через Чешское Общество;
- самостоятельная хозяйственная деятельность на условиях самообеспечения при освоении и застройке общественных земель;
- решение насущных социальных проблем – организация системы образования и здравоохранения;
осуществление промышленного строительства на общественной земле и т.д.
Несмотря на то, что Кубанская администрация неоднократно выходила с предложением «об участии хотя бы в станичном управлении», переговоры с чешскими старостами оканчивались безрезультатно. Эти предложения носили рекомендательный характер.
Следует отметить, что в случае нарушения уголовно-административного порядка, поселения лишались самостоятельности и переходили под непосредственный контроль начальника округа.
Наверняка поэтому за столь короткий период на территории чешских поселений не произошло ни одного уголовного преступления.
Подобная модель местного самоуправления иностранных поселений представляет собой автаркию, т. е. политику хозяйственного обособления иностранных поселений на территории какого-либо государства, основанную на принципах самоуправления, самоопределения и самообеспечения. Нередко империалистические страны создавали свои колонии как обособленное хозяйственное пространство.
Формирование чешских поселений проходило во второй половине XIX в. в крайне тяжелых условиях силами первых поселенцев при поддержке Ф. И. Гейдука и незначительной финансовой поддержке правительств двух монархий. Уже в начале ХХ в. строительство гражданских, общественных, промышленных и культовых построек было завершено, что позволило наладить систему образования и здравоохранения.
Уже во второй половине XIX в. на Северном Кавказе появился ряд чешских хозяйств, которые можно назвать образцовыми, поскольку они сочетали в себе несколько функций – исследовательскую, экономическую, просветительскую и технологическую. Помимо прекрасных виноградников, садов, огородов, ферм, служивших примером для подражания среди окрестного населения, они были своеобразными школами организации и ведения хозяйства интенсивными методами, что в значительной степени ускорило развитие капиталистических отношений.
Сохранение самостоятельности чешских поселений на Черноморском побережье Северного Кавказа позволило решить ряд проблем первых поселенцев в ходе активной хозяйственной деятельности. В условиях замкнутых этнических поселений чехи занимались исключительно мирным освоением земель и строительством поселений, избегая конфликты с представителями других национальностей, а также участия в революционных кружках.
В третьей главе «Культурная жизнь чехов Черноморья» характеризуется своеобразие культуры чешских переселенцев, сохранивших этнические особенности и впитавших элементы светской культуры.
В первом параграфе «Материальная культура» описываются основные направления материальной культуры чешских переселенцев.
В процессе заселения территории осуществлялось планомерное гражданское, общественное, хозяйственно-промышленное и культовое строительство и из камня. Все постройки перетирались специальным раствором на основе песка или глины, придавая стенам правильные формы. Примечательно, что стены зданий были тщательно выбелены. Придавая огромное значение внешнему виду строений, внимательные хозяева в течение года их подбеливали в среднем по 5-6 раз.
По мере роста производства и торговли появились хозяйственно-промышленные строения поселенцев, которые планировались в зависимости от функционального назначения: мельница, склады, завод «Славия» по производству пива, колбасная фабрика и т.д.
Строительство культовых построек началось в 90-е гг. XIX в., в частности, чешские костелы появились в Кирилловке, в Текосе и в Георгиевских хуторах в 1899г. Они представляли собой двухэтажное здание, в основе которого квадрат.
Необычайная по красоте природа Черноморского побережья, всегда неповторимое море, удивительные горные вершины Маркхотского и Абрауского хребтов оставили неизгладимое впечатление на чешского художника-пейзажиста А. Славичка.
Благодаря активной деятельности Чешского Общества из Австро-Венгрии были завезены не только ткани, но и готовая одежда как будничная, так и парадно выходная.
Так, благодаря передававшимся из поколения в поколение знаниям, навыкам и умениям обработки природного материала как практического опыта, чешские поселенцы обеспечивали свои семьи всем необходимым, при этом владея сложнейшими техниками их изготовления.
Во втором параграфе «Духовная культура» констатируется, что несмотря на проживание вдали от исторической родины, чешские поселенцы первых трех поколений были носителями своей национальной культуры, которая сочетала в себе элементы славянизма и католицизма. Однако уже в начале ХХ в. она приобрела светский характер, при этом существенно отличаясь от культуры других соседствующих народов.
Если первоначально у чешских поселенцев выделялись черты крестьянского менталитета, то уже в начале ХХ в. его можно было охарактеризовать как торогово-городской. Однако трансформация крестьянской (традиционной) культуры в городскую (светскую, буржуазную) не было односторонним процессом: одновременно шло окрестьянивание городских низов.
Несмотря на многовековые христианские догмы, народные традиции и обычаи оказались настолько сильны, что еще в XIX в. многие чешские поселенцы, особенно сельской местности, по-прежнему верили в злых и добрых духов славянской мифологии.
Наиболее яркими чешским праздниками считались Адвента, День Святого Миколаша и День трех королей. Организация празднеств проходила в строгой регламентации.
Чешская кухня, являясь достаточно разнообразной, заключала в себе черты, как европейских гастрономических школ (в основном немецкой), так и чисто национальных.
Чехи, сблизившись с поляками, немцами и эстонцами, противопоставили католицизм православному большинству. Межкультурное общение основывалось на принципах католицизма.
При школах и костелах работали библиотеки, куда привозили книги на чешском языке по заказу из Праги. Повышенный интерес к чтению книг был обусловлен тем, что в выходные и по праздникам любимой темой для разговора была прочитанная книга.
Интенсивные способы ведения земледелия при особенно острой нехватке в специализированных агрономических кадрах предопределили появление в чешских поселениях училищ, таких как Варваринское низшее училище плодоводства, виноделия и виноградарства и Мысхакская низшая практическая школа виноградарства.
О многих литературных и музыкальных произведениях чехи писали критические очерки, которые даже публиковались в периодических изданиях.
Чешская наука дала немало очень ценных вкладов в развитие Черноморского побережья. Научно-исследовательская работа Ф. И. Гейдука по акклиматизации винограда, плодовых деревьев и кустарников в прибрежной зоне позволила добиться высоких результатов в современных аграрных хозяйствах. Исследования основных заболеваний местных сельхозкультур и разработка методов борьбы принадлежат Ф. И. Гейдуку и М. Ф. Пенчулу. Цементная промышленность в районе Новороссийска обязана своим развитием соотечественнику и другу Ф. Гейдука профессору-химику О. Кучере, который обратил внимание на светло серую пыль. Задолго до приезда Д. И. Менделеева после нескольких опытов с имевшимся в избытке природным сырьем, горной породой "мергель", Кучера получил твердую камневидную массу — первый новороссийский цемент.
По сравнению с другими поселенцами чехи уделяли огромное внимание музыке. В каждом селе был свой самодеятельный оркестр, проводились службы в костеле. Существовало шесть чешских духовых оркестров, которые неоднократно одерживали победы в Ежегодном смотре духовых оркестров Черноморского побережья.
Популяризацию чешской музыки в России начали В. И. Главач, которого за его внешние данные называли «славянским Аполлоном», Ф. Лауб, Й. Палечек и Э. Ф. Направник.
Комплексы архитектурных построек чешских поселенцев служили соответственно функциональному предназначению до середины ХХ в.
Практическая значимость знаний, навыков и умений чехов позволила пройти сложный этап адаптации в кратчайшие сроки создать образцовые хозяйства.
Придавая огромное значение сохранению национальной духовной культуры, чехи пяти поколений оставались чешским меньшинством на Черноморском побережье Северного Кавказа.
Неоценимый вклад в развитие русско-чешских культурных отношений и продолжении чешских музыкальных традиций вложили чешские музыканты, поселившиеся в России. Именно они поддерживали чешских поселенцев в России, став активными общественными деятелями.
В Заключении подведены основные итоги диссертационного исследования, сделаны обобщающие выводы.
Внешний переселенческий процесс чехов, или перемещение сельского населения на постоянное жительство в малонаселенные окраинные и свободные регионы в пореформенный период XIX века, в первую очередь, было вызвано кризисом системы земледелия в Австро- Венгрии, который русские исследователи назвали «земельный голод».
Переселенческое движение христианских народов, в том числе и чехов, в Причерноморье проходило преимущественно стихийно и носило социально вынужденный характер.