И я, богомолец ваш, и митрополиты, и архиепископы, и епископы по милости и воле Всесвятыя и Живоначальныя Троицы, и по приказу и благословению отца вашего, блаженныя памяти благаго и праведнаго государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, на его, отца твоего, прародительском царском престоле, вас, великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, Божиею милостию государя и самодержца всеа России, на те ваши великия преславныя государствы, на Владимирское, и Московское, и Новгородское, и на царства Казанское, и Астраханское, и Сибирское, и на все ваши новоприбыльные государства, иже в державе и во области Российскаго царствия, благословляем и венчаем и святым миром помазуем, по вашему царскому древнему чину и достоянию, и отныне о Святем Дусе, государь и возлюбленный сын святыя Церкви и нашего смирения, Богом возлюбленный и Богом избранный, и Богом почтенный, и поставляемый от вышняго промысла по данной нам благодати от Пресвятаго и Животворящаго Духа, се от Бога поставляешися и святым миром помазуешися, и венчаешися царским саном и святыми бармами и венцем и именуешися Богом венчанным, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, царь и самодержец всея великия России, и да умножит Бог лет царствию вашему, и сохранит мирно и ненаветно, и да благословит Вас благословением правым, ему же несть пременения, и положит на главе вашей государской венец от камени честнаго и дарует Вам, великому государю, долготу дний, и даст Вам Господь в деснице вашей скифетроцарствия и посадит Вас, великаго государя, на престоле правды, и оградит Вас всеоружеством Святаго Духа, и утвердит вашу мышцу и подаст Вам, великому государю, на враги победу, яко же Давиду на Голиафа, и Гедеону на Мадиамы, и покорит вся языки хотящия бранем, яко да Вами, пресветлым государем, благочестиваго вашего царства и паки воспрославит и распространит Бог от моря до моря и от рек до конец вселенныя, и расточенная — во благочестивое ваше царство возвратит и соберет во едино, и на первообразное и радостное возведет, во еже быти Вам, государю, на вселенней царю и самодержцу христианскому, и возсияти яко солнцу посреди звезд яже на пользу строения, и в благоденствии душевном и телесном, и всеет Господь в сердце вашем страх Свой, еже к послушным милостивное и праведное, и соблюдет Вас Господь в непорочной христианской вере, и возрастит Господь семя ваше государское в век грядущий в род и род в некончаемыя веки на Российском царстве, и покажет Вас, великаго государя, опаснаго хранителя, и да сподобит тя быти сыну и наследнику Царствия Своего и радости святых, сообщит тя святая своея соборныя церкви велениям их, и да судиши люди твоя правдою и нищих судом истинным, да возсияет во днех твоих правда и множество мира, да в тихости твоей тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, да зре добре и богоугодно поживеши и наследник будеши Небеснаго Царствия со всеми святыми православными цари.
Превысочайшую же честь и вышехвальную хвалу, царствия венец на главу и святыя бармы на раму свою восприими, ея же взыска от древних лет великий государь Владимер Всеволодич Мономах, чтоб от Вас, великаго государя, от вашего царскаго прекрасно цветущаго корени пресветлая и прекрасная ветвь процвела в надежду и в наследие всем великим государствам Российскаго царствия в род и род, в веки и на веки".
15. Царские дядьки — официально назначенные воспитатели царских детей.
16. Ныне сложно сказать, о каких именно иконах идет речь в чине поставления на царство Федора Алексеевича. Возможно предположить, что икона Владимирской Богоматери — это древнейшая из всех известных ныне хранившихся в Успенском соборе икон, созданная в конце XI — начале XII. В свое время ее вывез из Киева во Владимир князь Андрей Боголюбский, именно с ней связано предание о ее написании евангелистом Лукой. В 1480 г. Иван III перенес икону в Москву, в Успенский собор. После Октябрьской революции 1917 г. икона была передана в Государственную Третьяковскую галерею. (Ненарокомова И.С.. Государственные музеи Московского Кремля. М., 1992. С. 151).
17. Далее в чинах поставления на царство Федора Алексеевича и Алексея Михайловича, до этого во многом совпадающих, наблюдаются существенные различия. Вплоть до выхода царя из собора Чин поставления Алексея Михайловича описывает следующий ритуал:
"Святейший же патриарх совершает божественную литургию стоя в Царских Дверях, и тогда приходит царь и великий князь и приемлет святую дору и укроп с вином, и потом отходит на свое место тем же царским путем.
И егда святитель раздаст святый антидор изшед изъ олтаря, и отпуск сотвори среди церкви по чину, и взем святую просфору, царь же приим свою просфору изволил звать патриарха и митрополитов и архиепископов и весь Освященный собор хлеба есть.
И потом патриарх благословил царя крестом и даде о Христе целование.
И Богом венчанный царь и великий князь Алексей Михайлович, всея России самодержец, изволил итти из соборной церкви Пречистыя Богородицы в царском своем венце и во святых бармах, южными дверми, к церкви архистратига Михаила".
18. ко Архангелу Михаилу — к Архангельскому собору Кремля.
19. Архангельский собор — усыпальница великих князей и царей московского периода российского царствования. Нынешний Архангельский собор сооружен в 1505–1508 гг. итальянским зодчим Алевизом Новым, но в XVI в. новый собор был построен на месте ранее существовавших (с XII в. — церкви Архангела Михаила, с 1333 г. — храма, возведенного по приказу Ивана Калиты). В 1340 г. в храме Архангела Михаила был похоронен Иван Калита, с этого момента этот храм и его преемник Архангельский собор приобрели значение государственного некрополя. Согласно всем чинам венчания на царство все московские правители после обряда венчания приходили сюда поклониться праху предков. Среди могил, посещенных Федором Алексеевичем, могилы Дмитрия Ивановича — сына Ивана Грозного, погибшего в Угличе при невыясненных обстоятельствах, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
20. Церковь Благовещения Пречистыя Богородицы — Благовещенский собор Московского Кремля, домовая церковь царской фамилии (как Рюриковичей, так и первых Романовых).
21. "а бояре и окольничие все были без мест..." — во время царского застолья по поводу венчания на царство Федора Алексеевича объявлено "безместие", т.е. запрещено вчинать местнические иски по поводу размещения за царским столом.