Смекни!
smekni.com

Великое княжество Литовское. Альтернатива литовско-русского развития Руси (стр. 1 из 9)

Введение

Развитие Русского государства не могло не проходить в одиночку. Любые внешние отношения, будь то военные или же мирные, накладывали свой отпечаток на процесс становления Московского княжества. Не был исключением и сильный сосед Москвы – Литва. Государство по своей структуре достаточно интересное и необычное. Находясь между Польшей и Московской Русью оно представляло собой симбиоз, в различные периоды своего существования с приоритетом той или иной стороны, политической, социальной, религиозной жизни этих двух стран. В свою очередь Литовское государство и само диктовало свои правила. В том числе и на Руси. Отношения Руси и Литвы были настолько тесными, что существовала реальная возможность развития и существования Русского государства по литовскому пути.

История не дала Великому княжеству Литовскому долгой жизни, но она была очень яркой и насыщенной.

Предпосылки и образование Великого княжества Литовского

В том регионе, где впоследствии будет образовано Великое княжество Литовское, а именно по Неману, нижнему течению Западной Двины, в области Нижней Вислы и побережью Балтийского моря, издревле обитали литовские племена: летгалы, земгалы, жмудь (жемайты), литва, ятвяги, аушкайты, пруссы.

Создавая очередной очаг наступления на Западной Двине, немецкие крестоносцы, таким образом, вышли в 12 веке в Восточную Прибалтику. Население этих областей находилось на ещё довольно раннем периоде развития. Ни о каком государственном образовании у них не могло быть и речи, хотя литовцы «стояли несколько выше ливов, летгалов, эстов и других племён Восточной Прибалтики по своему общественно экономическому развитию»1. Существовали племенные князья, которые и руководили литовскими племенами, совершающими частые набеги на соседние русские и польские земли. Упоминание об этом встречается в «Слове о полку Игореве» и летописях.

Формирование феодальных отношений и возникновение крупного землевладения происходит у литовцев в 11-12 вв.[i] Следует отметить, что процесс формирования литовского государства происходил в период распада на отдельные княжества Киевской Руси, что давало дополнительные преимущества литовским племенам, продолжающим совершать набеги на русские земли, сопротивление которых ослабевало. До этого киевские князья не раз ходили войной на земли литовцев, захватывали их территории, брали дань.

Что касается отношений с Ливонским и Тевтонским орденами, то здесь нужно сделать отдельное отступление, так как на довольно большой период отношения Великого княжества будут связаны с этим непримиримым врагом и выгодным другом. Хотя появление немцев и произошло в конце 12 века, основная деятельность по захвату прибалтийских земель началась с первых лет 13 века с основания Риги и Ордена меченосцев (1202 г.). В начале 13 в. ими были отняты у племён многие земли Восточной Прибалтики. Наибольшее сопротивление орден встретил со стороны Литвы, к этому времени наращивающую свою силу в регионе. Захватчикам приходилось опасаться литовцев, зачастую выступавших совместно с русскими.[ii] Вторгаясь в русские земли, меченосцы стали угрожать Новгороду и Пскову, вследствие чего новгородский князь Ярослав Всеволодович пошёл на них в поход и в 1234 году нанёс серьёзное поражение у Дерпта. Окончательный разгром Ордена меченосцев произошёл в 1236 году под Шавлями (Шауляй).[iii] После этого в 1237 году остатки ордена объединились с Тевтонским орденом, и отделением его в Восточной Прибалтике стал Ливонский орден.

Такого результата в войне с меченосцами литовским племенам удалось достигнуть благодаря именно непрекращающейся агрессии со стороны немецких рыцарей. До этого отдельные княжеские дружины действовали не сплочённо. В результате этого многие племена были либо завоёваны, либо истреблены. Объединение литовских княжеств в единое государство начинает князь Живинбуд, но наиболее успешно действует в этом отношении князь Миндовг (ум. 1263 г.).[iv] К объединению под его властью литву и жемайтов подтолкнула возросшая необходимость борьбы с нараставшей агрессией немецких крестоносцев в Прибалтике.[v] Он же и становится первым великим князем Литовским в 30-е годы 13 века. Благодаря его деятельности удалось одержать победу под Шауляем, после чего ливонцы были отброшены едва ли не к границам 1208 года, а литовский князь восстановил своё влияние в Курсе и Земгалии. Под его властью объединились коренные литовские земли Аушкайтия и часть Жемайтии. Хотя он был единоправным властителем литовских племён, кроме него хватало и других князей, действующих если и не самостоятельно, то вполне свободно, так же как и великий князь. Они продолжали совершать набеги на пограничные земли Руси, Ливонии, Польши, Тевтонского ордена. Набеги, в частности на Русь, отличались кратковременностью и малочисленностью, но в то же время постоянством. Но в то же время именно с этого периода принято считать возникновение Великого княжества Литовского.

Миндовг – первый великий князь Литовский

Кровью и силой шёл первый крупный лидер нового государства к власти. По словам волынского летописца «нача избивати братью свою и сыновце свои, а другая выгна с земли и нача княжети один во всей земле Литовской».[vi] Устраняя таким образом противников, Миндовг оказался единоправным властителем крупной территории. Всё больше происходит укрепление его власти через устранение соперников. Хитрый и коварный, когда нужно попиравший любые принципы, он был серьёзным противником, как для внешних врагов, так и для внутренних. «Характер Миндовга ручался за успех дела в обществе варварском: … был жесток, хитр, не разбирал средств для достижения цели, никакое злодейство не могло остановить его; но где нельзя было действовать силою, там он сыпал золото, употреблял обман».[vii] Что, впрочем, и привело его к гибели. Он был человеком своего времени, впрочем, как и многие литовцы, воинственные и жестокие. По словам Плано-Карпини, папского посла к татарам, который проезжал землями Западной Руси, он во всё продолжение пути находился в беспрестанном страхе перед литовцами.[viii]

Внешние отношения князя развиваются в нескольких направлениях: 1) север и запад, где продолжаются захваты литовских земель, как впрочем, и других народов Прибалтики, со стороны немецких рыцарей; 2) восток – русские княжества, Новгород, Псков, куда не прекращаются набеги литовских войск, на которые русские князья незамедлительно отвечают; 3) юг, где происходит становление могучего и серьёзного Галицко-Волынского княжества.

Укрепившись в своих землях, Миндовг начинает проводить внешнюю политику в отношении к русским землям. И здесь несколько причин. Во-первых, под влиянием опасности со стороны Тевтонского ордена, многие литовские вожди кланов видели срочную необходимость в реформах, особенно касающихся политического объединения и создания хорошо обученной армии. Многие из них также понимали необходимость создания укреплённых городов и развития торговли. Во всех этих отношениях образцы русской политической и социальной организации могли оказать большую помощь литовцам.[ix]

Отсюда - захват близлежащих русских городов. С этого и начинает Миндовг. Первым объектом его наступления становится Чёрная Русь, где он объявляет себя правителем Новогродка (Новогрудка). В итоге в этих землях к 1250-м годам он контролирует также города Слоним, Гродно, Волковыск. Начинается присоединение Полоцкой земли, находившейся к тому времени раздробленной. В её состав входили княжества Полоцкое, Друцкое, Витебское и другие. В конце 40-ых годов 13 в. Миндовг, пользуясь ослаблением Руси после татарского нашествия, попытался овладеть Смоленском, литовские отряды заняли Торопец, совершали набеги на Торжок и Бежецк у границ Владимиро-Суздалской земли.[x] После ответных действий русских, часть территорий были освобождены. Но в Полоцке остался литовский князь Товтивил, племянник Миндовга[xi].

Многие русские города из-за опасения перед новыми набегами татар, сами приветствовали литовцев, слывших свирепыми воинами, и надеялись на их защиту от междоусобиц князей и нашествия татар. Так или иначе, а к 1263 году вся Чёрная Русь оказалась под властью Литвы.

Расширяя, таким образом, границы своего государства, Миндовгу неминуемо пришлось столкнуться с наиболее сильными в то время русскими князьями. Даниилом Романовичем, князем Галицким, под которым находилась вся Галицко-Волынская Русь, а так же и с Александром Ярославичем Невским. И тот, и другой склонялись больше к миру, чем к войне. С Александром был заключён союз против крестоносцев, выгодный обеим сторонам, пытающимся обезопасить свои границы от грозного врага. До этого же Миндовг нападал на территории Александра, заключая при этом союз с Орденом. Но потерпев неудачу в русских землях, начал борьбу с немецкими рыцарями. Интересно его поведение: чтобы развязать себе руки на востоке, он вступает в переговоры с немцами, принимает от них католичество(1251 г.) и коронуется королевской короной (1253 г.) римским папой Иннокентием IV. Он так же отдаёт Ордену часть непокорной земли жмуди и ятвягов. Но после восстания в Жемайтии и Земгалии, поняв, что есть шанс нанести серьёзный удар противнику, порвал с Орденом, и в 1260 году в битве у озера Дурбе литовские войска наголову разбили немецких крестоносцев. После этого, понимая, что в одиночку врага не добить, он обращается к Александру Ярославичу за помощью. В результате был заключён договор о помощи. Как следствие этого договора стал общий поход на Дерпт, захваченный ливонцами. Но когда войско Миндовга подошло под город, русских там не оказалось, повоевав окраины, литовцы ушли. Александр подошёл позднее, осадил город, но взять не смог. Так что союз не принёс серьёзной пользы, хотя, несомненно, позиции и русских и литовцев на этих территориях улучшились.