Смекни!
smekni.com

Новая Франция - французская колония в Северной Америке (стр. 3 из 4)

Военные действия в Северной Америке открылись на сей раз за два года до объявления войны в Старом Свете — в 1754 г. Как говорил Вольтер, «выстрелы в Америке бросили в огонь войны всю Европу». Пока на море сохранялось равновесие, метрополия поддерживала Новую Францию и перевес в борьбе был на стороне французов. Безграмотно, но смело действовавший французский флот ценой потери нескольких военных кораблей кроме припасов и воинских подразделений доставил в Квебек главнокомандующего — маркиза Луи де Монкальма. Опытный военный, отличившийся в Европе Монкальм имел чин «полевого маршала» (полковника).

Участь акадийцев подогревала стойкость и ожесточение франкоквебекцев. Британия же опрометчиво доверила нести всю тяжесть войны с французами американским колонистам и ирокезам. Британские губернаторы и правительство в Лондоне слишком полагались на тройное превосходство в живой силе над противником и на активность действий. О военном искусстве словно забыли.

Наступавшие американцы и их союзники ирокезы очень скоро поплатились за это. Небольшой отряд ополченцев из Виргинии и Южной Каролины под командованием майора Джорджа Вашингтона вторгся в долину Огайо, где был разбит в бою у Форт-Дюкеня французами и гуронами. Последние, действовавшие из засад, почти не понесли потерь. Вашингтон был вынужден сдать врагу окруженный отряд и только благодаря великодушию французского командира отпущен на свободу, избежав таким образом тюрем королевской Франции. Затем французы меньшими силами разбили англо-американскую бригаду генерала Брэддока у Ниагары, обезопасив Квебек с юга на добрых пять лет. Брэддок пал в бою. Отражено было и нападение англичан на Луисбур (1756). Вовремя прибывшая из метрополии французская эскадра не разбила противника, но заставила его отступить в Галифакс.

С прибытием в 1756—1757 гг. подкреплений из метрополии не ординарно мысливший и энергичный губернатор Новой Франции Пьер де Риго де Водрель предпринял наступление сразу на нескольких направлениях. Он штурмом взял ряд британских фортов на западе, установив тем самым господство французов на Великих озерах. На озере Онтарио с успехом стала действовать наскоро созданная французская флотилия. Одновременно с этим партизанские отряды вояжеров и индейцев-гуронов перенесли боевые действия на неприятельскую территорию. Внезапными ударами они опустошили приграничные местности Новой Англии и Виргинии. Американские ополченцы были бессильны защитить родные колонии, так как их силы оказались разбросаны.

В июле 1758 г. войска Монкальма, перейдя южную границу, разбили англо-американские силы «главнокомандующего в Америке» генерала Джеймса Эберкромби в искусно проведенном оборонительном сражении при Форте-Карильоне (Тайкондероге). Французы потеряли несколько сотен человек ранеными и убитыми, неприятель — свыше 4 тыс. человек. Англо-американцы отступили в Массачусетс. Король Людовик XV произвел маркиза в генерал-лейтенанты. Британское правительство отозвало незадачливого Эберкромби.

В ходе этих операций численное превосходство англо-американцев было сведено к нулю франкоквебекцами, которые умело использовали в операциях буреломы и болота, а ополченцы-снайперы из вояжеров редкими, но точными выстрелами выбивали офицеров неприятеля, превращая английские войска в толпу. Лондон был вынужден срочно направить в Америку свыше 20 тыс. кадровых солдат и двинуть большую часть флота на блокаду французских гаваней. В морской битве при Кибероне победа ввиду бездарности французского командования досталась англичанам.

На пятом году военных действий — к весне 1759 г. — Новая Франция была отрезана от метрополии. Численное превосходство англо-американцев неуклонно возрастало. Их насчитывалось уже 60 тыс. человек. Снабжены они были тоже лучше благодаря британскому преобладанию на море. Осознававший опасность Монкальм тщетно требовал у королевского двора подкреплений. Водрейль тем временем мобилизовал почти всех взрослых мужчин Новой Франции, но это дало только 17 тыс. человек.

Первого существенного успеха англичане во главе с новым главкомом — генералом Джефри Эмхерстом — добились на акадийско-квебекской границе. Обложив втрое превосходящими силами с суши и с моря Луисбур, они после нескольких месяцев осады и бомбардировок 27 июля 1758 г. заставили гарнизон сдаться. Захватив «американский Гибралтар», англичане основательно разрушили его. Падение Луисбура, считавшегося первоклассной крепостью и ключом к долине Святого Лаврентия, вызвало в Новой Франции замешательство.

Положение колонии на пятом году войны осложнялось разногласиями между сторонником малой войны губернатором Водрелем и приверженцем немедленных крупномасштабных сражений Монкальмом. (Нам подобные разногласия знакомы по Отечественной войне 1812 г.). Но дело было не только в различии стратегических воззрений; генерал-лейтенант Монкальм был недоволен тем, что был вынужден подчиняться губернатору, который был младше чином и менее знатен. Британская сторона в той войне не знала подобных коллизий — все военные и гражданские должностные лица подчинялись главнокомандующему, что облегчало согласованность действий всех вооруженных сил.

В июле 1759 г. английский флот доставил из Галифакса в устье реки Святого Лаврентия армию генерала Томаса Уолфа, отличившегося во Фландрии и под Луисбуром. Экспедиция имела задание от Эмхерста овладеть неприятельской столицей. Операции предшествовала тщательная навигационная и картографическая подготовка. Борьба у стен Квебека, прикрытого с разных сторон скалами и многоводной рекой, затянулась. Лобовой удар Уолфа с северо-востока 31 июля окончился победой французов в бою при Монморанси — англичане отступили, потеряв 500 человек ранеными и убитыми. Но у них было достаточно припасов, тогда как в блокированном с моря и окруженном бездорожьем городе они подходили к концу.

Англичане приступили к методической бомбардировке города, разрушив за несколько недель все высокие здания Квебека, в том числе собор и резиденцию архиепископа. Малый калибр французских пушек и нехватка снарядов не позволили защитникам Квебека подавить вражескую артиллерию. По предложению моряков Уолф ночью незаметно преодолел узкий участок реки с отмелями и туманным утром высадил армию в нескольких километрах выше Квебека, вне досягаемости его орудий, окончательно отрезав столицу от Монреаля и основных продовольственных районов колонии. Французы недооценили искусство и решительность английских «просвещенных мореплавателей». Англичане же воспользовались беспечностью неприятеля. Занятая англичанами на прибрежной равнине позиция не была безупречной — французские партизаны могли нанести им удары с фланга. Но осмотрительный Водрель находился далеко — в Монреале, а Монкальм решил немедленно сразиться с врагом. Успехи при Карильоне и Монморанси сделали его самонадеянным.

Силы противников были приблизительно равны — 4, 5 тыс. бойцов у Уолфа и 5 тыс. у Монкальма. Но в распоряжении английского генерала были кадровые солдаты и офицеры, его поддерживала эскадра, а у Монкальма больше половины войска составляли непривычные к регулярному бою ополченцы, включая смелых, но плохо вооруженных индейцев. Артиллерии и снарядов у французов было меньше, чем у англичан.

Битва у стен Квебека 13 сентября 1759 г. была начата Монкальмом и проиграна им. Решительному натиску французов британцы противопоставили плотный огонь и отличную дисциплину. Французские потери составили 1, 3 тыс. человек, английские — вдвое меньше. В сражении были смертельно ранены оба вождя. Уолф умер в тот же день, Монкальм — на следующий. Гибель нерасчетливого, но бесстрашного Монкальма оплакивали не только белые поселенцы, но и поддерживавшие французов индейцы. «Канадская энциклопедия» осуждает Монкальма, проигравшего крупнейшую в канадской истории битву. Часть зарубежных и российских исследователей оправдывает смелого маркиза, решившего предотвратить усиление англичан и выгрузку ими на сушу артиллерии, что сделало бы положение французов абсолютно безнадежным.

Разбитые войска Новой Франции отступили в крепость и сдались через несколько дней, получив гарантии безопасности всем находившимся в ней. Обещание было сдержано — расправ и грабежей не последовало. Но через несколько месяцев британцы, опасаясь предательства, изгнали из города его население. Губернатор Водрель и его помощники Робер Бурлямак и Гастон де Леви, имевшие армию в составе нескольких тысяч бойцов и поддержку партизанских отрядов, не считали борьбу проигранной. Им не приходилось опасаться ударов с юга или с запада. Базируясь в Монреале и имея прочный тыл, они позволили англичанам провести зиму в холодном полуразрушенном Квебеке, а в апреле 1760 г. поступили с ними, как Уолф с Монкальмом: выманили неприятеля из крепости и одержали над ним победу в сражении при Сен-Фуа. Французы захватили трофеи, в том числе несколько десятков пушек, и едва не ворвались в Квебек на плечах отступавшего противника.

Но сделать это им не удалось: англичане укрылись за прочными стенами Квебека, и к ним из Галифакса подоспели корабли с новыми подкреплениями. Прибытия же французского флота не ожидалось. Правительство Людовика XV утратило значительную часть морской мощи страны и не смогло грамотно использовать то, что осталось. Наследие де Турвилля и Кольбера, сделавших военно-морскую силу неотъемлемой частью государственной политики, было безвозвратно потеряно. Что касается англичан, то они, возглавляемые Эмхерстом, уверенно наращивали силы, добиваясь все большего преимущества. На юге они заняли форты у Ниагары, на западе овладели Великими озерами. Французская озерная флотилия погибла.