Не ясными остаются и последствия союза, заключенного 16 октября 1291 года между Цюрихом, Ури и Швицем. Именно этот заключенный на три года договор является, наверное, единственным документом, фиксирующим контакты представителей «трех кантонов» с антигабсбургскими силами. Однако об антигабсбургской коалиции военного характера, тем более о ярко выраженном желании «конфедератов» участвовать в боевых действиях против Габсбургов, речи также вести не приходится.
Скорее всего, жители земель Швиц и Ури хотели, тем самым, обезопасить торговые пути, обеспечивавшие, в частности, столь важную для них торговлю солью с Цюрихом. Цюрихцам, в свою очередь, наверняка было выгодно иметь у себя под боком источник рекрутирования новых наемных солдат. Был ли союз Цюриха с землями Ури и Швиц реализован в действительности нам не известно, однако можно предположить, что, скорее всего, он так и остался на бумаге.
Таким образом, если возвратиться к союзу 1291 года, следует согласиться с тем, что это был союз во имя обеспечения локального мира с некоторыми побочными целями политического характера. Смерть Рудольфа, который выступал на землях «Центральной Швейцарии» в качестве хранителя мира и арбитражного судьи, конечно же, вызвало здесь сильное чувство политической озабоченности и неопределенности. Никто не мог предположить, что будет в будущем, как будут развиваться события после смерти признанного и авторитетного политического лидера.
Именно на фоне всех этих обстоятельств и следует анализировать союз 1291 года, который означал решимость «трех кантонов» взять свою политическую судьбу в собственные руки и реализовать на практике тезис «помоги себе сам» - не больше и не меньше того! Главным мотивом, который привел «лесные кантоны» к такому решению, был не террор и беззаконие, творимые, якобы, Габсбургами, а как раз отсутствие какого-либо интереса со стороны габсбургского дома по отношению к этим землям.
Если же встать на сторону жителей (или лидирующих родов местной знати) земли Швиц, то можно увидеть и другой аспект дела. С 1283 года Габсбурги выступали покровителями монастыря в Айнзидельне, находясь, при этом, в двусмысленной ситуации. Предоставляя помощь и защиту как монастырю, так и земле Швиц, Рудольфу IV удавалось проскользнуть по лезвию ножа между двумя враждебными партиями при помощи давления, которое он оказывал как на землю Швиц, так и на монастырь, принуждая и тех и других к умеренности.
Однако в долгосрочной перспективе такая ситуация не могла устраивать ни тех, ни других. Швицерская аристократия желала бы, чтобы ее покровитель находился однозначно на ее, и только на ее стороне. Смерть Рудольфа стала шансом для того, чтобы изменить статус-кво (о конфликте с монастырем Айнзидельн мы поговорим ниже), не говоря уже о том, что, с точки зрения швицерцев, покровитель, не осуществляющий свои «покровительственные» функции на все сто процентов, не заслуживал и того, чтобы подчиняться ему в политическом смысле.
Именно поэтому союз 1291 г. и «Союзная грамота» не просто фиксируют стремление сохранить локальный мир, но и закрепляют положение, при котором местная знать берет на себя функции, обычно исполнявшиеся габсбургскими чиновниками. Таким образом, мы имеем дело со стремлением взять в свои руки управленческие функции Габсбургов, однако это вовсе не означало наличия прямого, тем более вооруженного, антигабсбургского движения. На союз 1291 года Габсбурги реагировали скорее пассивно, а, по большому счету, они не обратили на него никакого особенного внимания. Никаких попыток Габсбургов «подавить » союз никогда не было.
Однако теперь возникает вопрос достоверности источников, которые, например «Белая Сарнская Книга», рисуют нам совсем иную картину. Кроме того, какова доля достоверности в знаменитой «Клятве на лугу Рютли»? Конечно, удобно расположенный на берегу Фирвальдштетского озера луг Рютли наверняка служил целям политических собраний и народных торжеств, особенно в XIV веке, когда отношения «трех кантонов» начинают становиться все более и более интенсивными. В остальном же средневековые хронисты, как представляется, использовали при описании событий вокруг союза 1291 года обычную тогда схему, наиболее распространенную мыслительную матрицу, которая исходит из обязательной каузальной взаимосвязи факта локального «союза» с негативной реакцией на такой «союз» со стороны вышестоящих политических сил.
Таким образом, уже тогда хронисты понимали, что любая история, а в особенности история писанная, есть модель, интерпретация, созданная под тем или иным углом зрения и учитывающая только те факты, которые наиболее удобно ложатся в выбранный сценарий. Конечно, не следует здесь говорить о преднамеренной фальсификации, речь, скорее, идет об особенностях ремесла историка и о замечательном факте из « истории методологии истории».
Как мы уже отмечали, антигабсбургское движение, охватившее в период около 1291 года пространство между Боденским озером и бассейном реки Ааре, обошло стороной земли Центральной Швейцарии. Местные конфликты носили характер локальных стычек и, конечно же, не годились на роль антигабсбургского восстания.
Кроме того, авторитет Габсбургов и так был здесь невелик, о чем свидетельствует, например, принятое общиной земли Швиц в 1294 году решение запретить « монастырям и чужакам » приобретать земли на территории общины.
Кроме того, монастырям было приказано платить налоги за использование земель общины, в противном случае они исключались из списка тех, кто имеет доступ к лугам, лесам и иным угодьям.
Наряду с положениями, регулирующими порядок уплаты налогов и штрафов, а также наследственные дела, эти распоряжения составили основу зарождавшегося швицерского земельного (кантонального) права, в котором Габсбурги не упоминались уже ни единым словом. Жалобы монастырей в адрес имперской власти и следовавшие затем грозные имперские предупреждения швицерцами игнорировались, как это было, например, в случае с женским монастырем Индер Аубай Штайнен.
В 1297 году герцог Альбрехт, сын Рудольфа IV, обойденный, по его мнению, во время избрания нового императора Адольфа фон Нассау, поднял восстание против него. Урнцы и швицерцы четко дистанцировались от мятежника и вновь перешли под непосредственное покровительство Империи. Однако это покровительство продлилось совсем недолго, 2 июня 1298 года Адольф фон Нассау погиб в битве при Гёлльхайме, что привело Альбрехта 28 июля 1298 года к избранию на императорский трон в качестве короля Альбрехта I. Таким образом «три кантона» вновь очутились в ситуации 1273 года, когда в лице графа Рудольфа «правитель» земель «внутренней Швейцарии» стал одновременно императором Священной Римской империи.
Швейцарский хронист Эгидиус Чуди (Agidius Tschudi), создавший приблизительно в 1560 году историческую хронику с подробным описанием «героического» варианта ранней швейцарской истории, характеризовал нового императора как темную, обуреваемую алчностью, личность тиранического характера. Чуди красочно описывает, как представители земель Ури, Швиц и Нидвальден встретились с ним в Страсбурге и испросили его возобновить и продолжить им статус их земель как областей прямого имперского подчинения, на что император ответил грубостью и попросту вышвырнул их вон.
Как показывают новейшие исследования, эта история была придумана хронистом от начала до конца. Кроме того, нужды в таком «посольстве» вообще не было. Император, будучи одновременно и «правителем» земель Ури, Швиц и Унтервальден, и так имел все права «покровителя». Речь должна была бы идти скорее о том, собирается ли он воспользоваться своими правами и реализовать их на практике. А вот тут как раз дело обстояло совсем не так, как этого хотелось бы «конфедератам».
Альбрехт I практически не интересовался землями «Внутренней Швейцарии». О них он вспоминал только в случае поступления в его адрес очередной жалобы со стороны монастырей, которых заставляла платить налоги местная земельная знать. В 1299 году так было в случае с уже упоминавшимся монастырем « Ин дер Ау бай Штайнен » и в 1302 году с монастырем Веттинген. Чиновники Альбрехта также не особенно вмешивались в дела «трех кантонов», выступая всего лишь в качестве арбитражных судей в рамках местных усобиц.
Этому соответствуют и результаты «каталогизации» габсбургских прав в Эльзасе, Швабии и Швейцарии, проведенной в 1307 году. В областях Ааргау и Цюрихгау упоминаются габсбургские наместничества Майенберг, Цуг, Земпах, Виллизау, Ротенбург, Рихензее, в Бернском Оберланде — Интерлакен, Гларус и Лаакс, в районе Фирвальдштетского озера - Люцерн, Ной-Габсбург, Кюснахт, Керзиттен, Арт, Лауэртц. Отдельно упоминаются владения Айнзидельн, Геризау и Урзрен. Никаких других прав и владений во «Внутренней Швейцарии» зафиксировано не было.
В швейцарской историографии была распространена версия, что швейцарцы, захватив в 1415 году габсбургский каталог, уничтожили соответствующие записи. Однако более реалистичным является подозрение, что земли «Внутренней Швейцарии» вообще не были занесены в каталог, с учетом того, что после смерти Альбрехта в 1308 году работы над ним были прерваны, а также того, что эти владения играли для Габсбургов настолько незначительную роль, что создатели каталога не торопились вносить их в официальных реестр земель, прав и владений. Такое равнодушие было взаимным — убийство Альбрехта I на берегах Фирвальдштедского озера особых эмоций не вызвало.