Чураков Д. О.
Новые веяния во взаимоотношениях интеллигенции и власти в годы «оттепели»
Культура и духовная жизнь в 1953—1964 гг. были подчинены тем же влияниям, что и общее развитие страны. Смерть И.В. Сталина, борьба за власть в советском руководстве, определённая либерализация, рост свободомыслия в обществе, политика сближения со странами Запада при одновременном разрыве с наиболее радикальными коммунистическими режимами, — всё это не могло не повлиять отечественную культуру. В свою очередь именно советская интеллигенция, определённая её часть наиболее живо откликнулась на реформаторские идеи, выдвинутые Н. Хрущёвым, оказалась наиболее чувствительна к духу эпохи. Деятели культуры, учёные, студенческая молодежь активно влияли на другие социальные группы, заражали их своим радикализмом и оптимизмом, определяли общий настрой общественного мнения в стране. Вовсе не случайно вся хрущёвская эпоха получила название по написанной в 1954 г. повести И. Эренбурга “Оттепель” — в ней наиболее точно нашли отражение надежды на перемены и обновление, порождённые XX съездом. С другой стороны предложенное Эренбургом понятие “оттепели” как нельзя лучше передавало двойственность, неокончательный характер происходящих перемен, возможность возвращение к старому.
Важной приметой времени становится политика, на повышение роли общественных творческих организаций в развитии культуры. В отличие от прежних лет, начинают регулярно проводиться съезды художественной интеллигенции. В 1957 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд художников, на котором было завершено формирование Союза художников СССР. Одними из первых своё Всесоюзное совещание в 1954 г. провели представители строителей и архитекторов. В октябре 1959 г. на Всесоюзном совещании по философским проблемам прошло обсуждение состояние общественных наук, а также прозвучала критика в адрес прежних авторитарных оценок кибернетики, биологии и других направлений современного знания. В 1962 г. состоялось Всесоюзное совещание историков, на котором шёл принципиальный разговор о состоянии и перспективах развития исторической науки в СССР. Заметно активизировались писательские организации: в 1954 г. состоялся Второй, а в 1959 г. Третий всесоюзный писательский съезд.
Новые веянья в культурной и духовной жизни проявились в реабилитации деятелей искусства и науки, подвергшихся репрессиям в прежние годы, свет увидели многие произведения, незаслуженно забытые или вовсе неизвестные публике. Был признан вклад в копилку отечественной культуры Б. Пильняка, О. Мандельштама и многих других. Вновь широко начала печататься лирика С. Есенина и А. Ахматовой, сатира М. Зощенко. На экраны стали выходить фильмы, которым прежде, по разным причинам был закрыт доступ к зрителю, среди которых были и такие известные киноленты, как вторая серия “Большой жизни” Л. Лукьянова. Отменялись прежде принимавшиеся решения по различным произведениям театрального искусства, в частности были сняты идеологические обвинения с оперы В. Мурадели “Великая дружба”. Вновь начали выходить закрывавшиеся прежде литературно-художественные журналы “Нева”, “Юность”, “Иностранная литература”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “Москва” и др. Серьёзно меняется характер публикаций существовавших литературно-художественных журналов, таких как “Новый мир”, и научных, таких как “Вопросы истории”. В 1957—1958 гг. выходит собрание сочинений в пяти томах Г. Плеханова, завершается издание 4-го издания сочинений Ленина и начинается работа над новым, полным собранием сочинений основателя советского государства.
В послесталинский меняется стиль взаимоотношений советского общества с зарубежными странами. Символичным событием, воспринятым общественностью как важное подтверждение намерений власти преодолевать прежнюю самоизоляцию, становится проходившая в Москве в 1956 г. выставка художника-абстракциониста П. Пикассо. Помимо этого, проходят различные другие выставки зарубежных авторов, фестивали, гастроли “Комеди Франсез”. Именно в эти годы, в 1958 г. проходит первый Международный конкурс исполнителей им. П. Чайковского, получивший высокий авторитет и известность во всём мире. С 1954 г. возобновляется и отныне проводится регулярно Московский кинофестиваль. Начинаются визиты советской творческой интеллигенции за границу. Советские учёные также получают возможность бывать в других странах, знакомится с достижением в них науки и техники. С 1953 г. в СССР стали издаваться реферативные журналы с изложением важнейших работ зарубежных учёных по многим отраслям научного знания. Вехой в развитии культуры и духовной жизни общества становится состоявшийся в 1957 г. Международный фестиваль молодёжи и студентов, именно тогда многие советские юноши и девушки смогли впервые познакомиться со своими зарубежными сверстниками, узнать их настроения и мысли.
Многие литературные произведения, появлявшиеся в годы “оттепели” явились важным общественно-политическим памятником своей переломной эпохи. К числу наиболее значимых произведений тех лет относится повесть А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”. Только личное вмешательство Хрущёва позволило этому произведению появиться в печати. Номер журнала “Новых мир”, где она была опубликована, сразу же стал библиографической редкостью, а сама повесть широко обсуждалась интеллигенцией. Большую известность в те годы получает роман Дудинцева “Не хлебом единым”.
Центральной фигурой произведений того времени, далеко выходивших за официальные каноны “социалистического реализма”, становится “маленький человек”, которого бьёт жизнь и который, нередко, и не стремится противостоять ей. К числу подобных произведений относятся получившие широкую популярность повести А. Гладилина “Хроника времен Виктора Подгурского” и В. Семина “Семеро в одном доме”. И, конечно же, в ряду знаковых произведений хрущёвской эпохи стоит и роман И. Эренбурга “Оттепель”.
Ветры перемен, стремление к обновлению проявились в невиданном ни прежде, ни в последующие годы интересе к поэзии. Велением времени становится проведение осенью 1955 г. первого Дня поэзии. В дальнейшем Дни поэзии отмечались регулярно и собирали огромную читательскую аудиторию. Любимым местом московской молодёжи становится площадь В. Маяковского, здесь нередко выступали молодые, но уже нашумевшие поэты-эстрадники, чьё творчество начинается именно в те годы Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина. По-новому высветилось творчество Н. Асеева, В. Луговского, А. Твардовского, создающего в эти годы поэму “За далью — даль”, ставшую своеобразным поэтическим осмыслением и символом той эпохи. Во всю мощь заговорили поэты “фронтового поколения” С. Наровчатов, М. Луконин, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, Е. Винокуров, Ю. Друнина и др. В эти же годы на волне интереса к поэзии идёт становление авторской песни, которая породила целую плеяду бардов, поэтов-песенников, авторов-исполнителей. На всю страну стали известны имена Б. Окуджавы, А. Галича, Ю. Визбора.
Под сильным воздействием новых тенденций в литературе в пятидесятые — начале шестидесятых годов прошлого века развивался кинематограф. В пьесах, киносценариях авторы так же пытались средствами художественных образов передать своё отношение к “крушению кумиров”, “воцарению маленького человека”. Многие фильмы тех лет получили широкую известность не только в стране, но и за рубежом, среди них такие картины, как “Летят журавли” М. Калатозова, “Баллада о солдате” Г. Чухрая, “Судьба человека” С. Бондарчука. Ярким символом нового искусства становится фильм Хуциева “Застава Ильича” (вышел в прокат под названием “Мне двадцать лет”).
XX съезд КПСС открыл дорогу и к некоторым изменениям в живописи, скульптуре, архитектуре, градостроительстве. Вскоре после первого съезда художников СССР, в том 1957 г. открылась грандиозная Всесоюзная художественная выставка. На ней свои полотна представили не только маститые, но и молодые талантливые художники. Наладился выпуск журналов “Творчество”, “Декоративное искусство”, “Художник”. Постепенно уходят в прошлое патетические, повествовательно-натуралистические произведения. Художники начинают решать проблему общения со зрителем без декламаций и пафоса. В то же время в центре внимания художников остаются люди труда, трудовые будни. Но взгляд на них меняется. Как и в литературе, в театре и киноискусстве приоритет отдаётся реальному человеку. Характерна в этом смысле для своего времени картина П. Николаева, которая так и называется “Наши будни”, а также картины Н. Андронова “Плотогоны”, В. Попкова “Воспоминания вдовы” и др.
Меняется архитектурный стиль. “Сталинский классицизм” с его помпезностью и основательностью, уступает место типовым жилым застройкам окраин, так называемым “хрущёбам”, новым административным зданиям из стекла и бетона, таким как Московский дворец съездов и др. В скульптуре в эти годы господствует архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал. Как правило, мемориалы этих лет посвящены минувшей войне и выражают признательность молодых поколений отцам, защитивших страну от фашизма.
В то же время постепенно интеллигенция всё более разочаровывается в культурной политике, проводимой властями. Это было вызвано отходом руководства страны от первоначальных либеральных реформ в области культуры первых лет “оттепели”. Начинается возврат к методам ограничения свободы творчества и цензурных запретов. Жертвой очередного поворота становятся даже такие известные писатели, как Б. Пастернак. В 1957 г. он выдвигается на соискание Нобелевской премии за роман “Доктор Живаго”. В ответ на это в СССР против писателя была начата целая волна разоблачений, а в октябре 1958 г. он был изгнан из Союза писателей. Резкой критике за “идеологическую сомнительность”, “формализм” и т.п. подвергались поэты А. Вознесенский, Е. Евтушенко, писатели В. Дудинцев, С. Кирсанов, К. Паустовский, скульптор Э. Неизвестный, художник Р. Фальк, режиссёр М. Хуциев. Так и не увидела свет рукопись романа В. Гроссмана о войне “Жизнь и судьба”, которая была изъята у писателя органами госбезопасности и была опубликована только в 1988 г. Не пошёл на экраны фильм М. Швейцера “Тугой узел”, другие произведения. Самым ярким эпизодом, ставшим своеобразным символом окончания эпохи “оттепели”, исследователи часто называют посещение в 1962 г. Хрущёвым выставки в честь 30-летия МОСХ и последующее её закрытие. Трагическим событием периода “оттепели” становится самоубийство 13 мая 1956 г. видного отечественного писателя А. Фадеева.