Смекни!
smekni.com

Участники и субъекты уголовно-процессуального процесса (стр. 2 из 2)

Потерпевшим признается гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред.

Гражданским истцом признается гражданин, предприятие, учреждение или организация, понесшие материальный ущерб от преступления и требующие его возмещения. Гражданским ответчиком, как правило, выступает сам обвиняемый.Специально в качестве ответчика он не привлекается. За совершение преступления, повлекшего материальный ущерб,он несет одновременно и уголовную, и гражданскую ответственность.

Иногда в процессе появляется истинно гражданский ответчик: родители, опекуны, попечители, администрация детских учреждений, предприятия (граждане) - владельцы автомобилей и др., которые несут гражданскую ответственность за ущерб, причиненный обвиняемым.

4. Субъекты и участники уголовного процесса с неопределенным правовым положением

В УПК Российской Федерации упоминается более шестидесяти субъектов (физических и юридических лиц), которые выполняют различные функции и занимают соответствующее процессуальное положение. В тоже время лица, процессуальный статус которых не определен либо предоставленные им субъективные права недостаточны, принимают участие фактически на всех этапах уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст.ст.109, 110 УПК Российской Федерации гражданин, сделавший заявление (устное или письменное) о преступлении, определен законом как заявитель. Рассматриваемое лицо вступает в уголовно-процессуальные отношения в стадии возбуждения уголовного дела, следовательно является субъектом уголовного судопроизводства и его правовой статус должен быть четко определен. В УПК Российской Федерации этот субъект наделен определенными обязанностями, поскольку несет ответственность за правдивость предоставляемой информации и имеет право знать о принятом по его заявлению решении (ч.4 ст.109 УПК Российской Федерации). Однако могут иметь место две процессуальные ситуации: 1) когда лицо, выступающее в роли заявителя, имеет личный интерес и в дальнейшем может быть признано потерпевшим по возбужденному уголовному делу и, 2) когда заявитель такого интереса не имеет. Во втором случае существующее процессуальное положение заявителя возможно следует признать достаточным. В первой же ситуации оно не удовлетворяет интересы личности[2].

Кроме заявителя в стадии возбуждения уголовного дела, как правило, принимают участие и другие лица: очевидец, лицо, которому что-либо известно об обстоятельствах исследуемого события; лицо, в отношении которого решается вопрос о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела; явившийся с повинной и др. УПК Российской Федерации не содержит упоминаний о правах и обязанностях этих участников, а отдельные из них даже не поименованы в законе.

Не меньший круг участников судопроизводства с неопределенным процессуальным положением имеется и в стадии предварительного расследования. Так, из-за ненадлежащей законодательной регламентации затруднительно определить юридический статус лица, в отношении которого уголовное дело возбуждено судом в порядке ст.256 УПК Российской Федерации. В юридической литературе по этому вопросу имеются различные мнения.

К числу субъектов, процессуальное положение которых в законе не определено следует отнести и соучастников преступления, в отношении которых вступил в законную силу приговор с назначенной им мерой наказания и вновь участвующих в процессе в связи с привлечением к уголовной ответственности за это же преступление других лиц. Это часто бывает, когда один из обвиняемых скрылся от следствия и суда или не может быть привлечен к уголовной ответственности в связи с длительным тяжелым заболеванием, вследствие чего в отношении таких обвиняемых дело выделяется в самостоятельное производство и приостанавливается. В дальнейшем, при производстве расследования или судебного разбирательства, указанные соучастники преступления занимают различное процессуальное положение - один из них обвиняемый или подсудимый, другой - осужденный за это преступление и, как правило, по аналогичному обвинению. Правовой статус последнего в уголовном процессе фактически не определен.

Сходная ситуация возникает при прекращении уголовного дела в отношении одного из соучастников в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, передачей лица на поруки и т.п. Будучи участником продолжающегося расследования и судебного разбирательства в отношении иных лиц он имеет также неопределенное процессуальное положение. Практикой выработано два пути. Лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено, в одних случаях наделяют правами и обязанностями свидетеля и в ходе расследования и судебного разбирательства допрашивают в соответствии со ст.73 УПК Российской Федерации, предупреждая об уголовной ответственности по ст.ст.181,182 УК Российской Федерации, хотя из зала судебного заседания не удаляют. В других - допрашивают по правилам допроса свидетеля, но об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний не предупреждают. Лицо, осужденное за преступление, иногда в судебное заседание не вызывается (особенно когда оно отбывает наказание в виде лишения свободы), а в ходе судебного процесса оглашаются его показания. Но если оно вызывается, то в виду отсутствия четкого регулирования в законе, правами и обязанностями наделяется по-разному. В том числе имеются попытки и на этого субъекта распространить статус свидетеля в полном объеме.

До конца остается невыясненным процессуальный статус и круг лиц, участвующих в стадии возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Участников, процессуальное положение которых не определено, можно обнаружить и при анализе институтов уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих особые производства. Среди них следует выделить представителей государственных органов и учреждений, допущенных законом к участию в уголовном процессе при осуществлении производства по делам несовершеннолетних: представителя комиссии по делам несовершеннолетних, представителя инспекции по делам несовершеннолетних, администрацию закрытых детских учебных заведений.

Представляется, что вопросы, связанные с законодательным регламентированием субъективных прав и обязанностей участников судопроизводства, следует рассматривать на качественно новом уровне, исходя из позиций общей теории права, теории уголовного процесса и, что самое главное, в комплексе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Субъект права - это свободный, автономный индивид, за которым закон признает равную с другими способность вступать в правоотношения, приобретать права и обязанности.

В уголовно-процессуальной деятельности участвуют различные субъекты: суд, судья, прокурор, органы расследования, представители общественности, участники процесса, лица, содействующие судопроизводству.

Суды осуществляют рассмотрение уголовных дел.

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения - прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты - подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика.

Иные участники уголовного судопроизводства - свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

Функции и полномочия субъектов уголовного процесса устанавливаются в разделе II УПК РФ.

Ряд субъектов уголовного процесса заинтересованы в определенном исходе уголовного дела, так как решение по делу их касается непосредственно. Личная заинтересованность в исходе дела является одним из главных признаков выделения определенной группы субъектов уголовного судопроизводства - участников процесса.

Участниками уголовного процесса являются физические и юридические лица, защищающие в уголовном судопроизводстве свои личные или представляемые ими права и охраняемые законом интересы других лиц и наделенные в связи с этим определенными процессуальными правами и обязанностями. В соответствии с законом участниками уголовного процесса называются обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик.

В то же время правовое положение некоторых субъектов и участников уголовного процесса расплывчато, неконкретно или не определено вообще. Вопросы, возникающие в связи с вовлечением их в уголовно-процессуальную деятельность, мало исследованы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ

2. Альперт С.А.. Участники российского уголовного процесса. М., Юрайт, 2003.

3. Ашитко В.П. Функция контроля начальника следственного управления в уголовном судопроизводстве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., Инфра-М, 2002.

4. Болтошев Е.В. Функции прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002.

5. Быков В., Макаров Н. О регламентации следственных действий // Российская юстиция. 2003. №2.

6. Дворянский А.М., Костаков А.А., Рохлин В.И. и др. Организация и методика работы прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства: Учебное пособие. СПб., 2003.

7. Калиновский К.Б. Систематизация участников уголовного процесса в современном российском уголовном процессе // Проблемы совершенствования правовой системы в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 23-24 апреля 2004 года. СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2004.

8. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2003.

9. Марфицин П.Г. Участники уголовного процесса с неопределенным правовым положением. // Законность и правопорядок. 2006. №3.

10. Рахунов Р. Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности по российскому праву. М., Бек, 2004.


[1] Калиновский К.Б. Систематизация участников уголовного процесса в современном российском уголовном процессе // Проблемы совершенствования правовой системы в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 23-24 апреля 2004 года. СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2004. С. 145-146.

[2] Марфицин П.Г. Участники уголовного процесса с неопределенным правовым положением. // Законность и правопорядок. 2006. №3.