Смекни!
smekni.com

Период Речи Посполитой (стр. 3 из 3)

В конце жизни Спиридон Соболь постригся в монахи и окончательно поселился в Киево-Печерской лавре, где вскоре и умер. Однако кутеинская типография продолжала существовать под руководством И. Труцевича еще четверть века. В 1654 г. по указу патриарха Никона типография была переведена под Новгород в Иверский монастырь, а затем – Ново-Иерусалимский на Истре.

2.6. ЯЗЕП РУЦКИЙ (1574 – 1637)

Язеп Руцкий крещен в православии, образование получил в Виленской кальвинистской школе, где изучал латинский, греческий, иврит, посещал диспуты представителей разных конфессий, слушал проповеди Симона Будного, Василия Тяпинского, Андрея Волана (1530 – 1610), идеолога реформационного движения в Беларуси, философа, правоведа. Дальнейшее образование (с 16 лет) продолжил в университетах Праги, Вюрцбурга, Рима. По возвращении на родину стал ректором Виленской униатской семинарии. В научно-педагогическом трактате «Дискурс» обосновал необходимость коренных реформ в обучении и воспитании. Благодаря его стараниям развивались школы, типографии, открывались госпиталя. При монастырях и церквях он основал многочисленные скриптории, где переписывали произведения самого разного содержания: летописи, жития святых и т.п. Униатский митрополит, основатель базилианского ордена, писатель, педагог и проповедник, Язен Руцкий владел огромной властью, имел прочные контакты с европейскими монархами, папой Римским, существенно влиял на политику.

В 1615 г. был издан социально-политический трактат белорусского гуманиста и мыслителя Михаила Литвина «О нравах татар, литовцев и москвитян», что говорит о нарастающем интересе к выявлению качеств у представителей разных народов.

В 1618 – 1628 гг. в Полоцкой иезуитской коллегии университетские лекции по теории поэзии, красноречию и античной мифологии читал замечательный поэт-новолатинист, философ и литературовед М.К. Скарбевский (1651 – 1714), выпускник слуцкого училища. Он является автором около 20 учебников, словарей, научных пособий, изданных собственноручно в Амстердаме. Капиевич разработал новый шрифт, так называемую гражданскую кириллицу, в которой в отличие от церковной буквы стали округлыми. Именно капиевской пользуются сейчас все, кто применяет кириллицу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зерна просвещения, брошенные щедрой рукой Франциска Скорины, дали обильный урожай: получило дальнейшее развитие книгопечатание. Типографии были основаны практически во всех белорусских городах – Несвиже, Минске, Полоцке, Гродно, Ошмянах, Могилеве, Любче, Ивье, Белыничах, Заславле и др. Можно утверждать, что Беларусь представляла собой одну из мощных полиграфических баз Европы.

Выходцы с белорусских земель оказали значительное влияние на соседние государства, особенно Московию, Россию.

Централизованное московское государство было образовано в 15 в. Москву объявили «третьим Римом», защитницей и покровительницей православия во всех странах и наследницей византийской культуры с целью повышения политического значения. Возникла острая потребность в образованных людях. Знания, которые приобретались у мастеров грамоты или в церковной школе, оказались к тому времени уже недостаточными.

Между сторонниками приобщения к западноевропейской науке, т.е. нового образования, и старорусским духовенством, поддерживаемым восточными патриархами, шла острая борьба за содержание образования во вновь открываемых школах. Консервативные церковники рьяно возражали против латинского языка и элементов светской науки и требовали, чтобы учащиеся, «не учася сим хитростям», ограничивались лишь чтением священного писания. Самостоятельные поездки за границу ставятся властями под контроль, и к 16 в. становятся почти невозможными.

В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия в Москве – первое собственно русское высшее учебное заведение. Выдвигая на первый план образовательные задачи, академия была в то же время блюстительницей православия и оплотом борьбы с ересеями и отступничеством.

В 1694 г. старорусское духовенство, недовольное введением в академии латинского языка, добилось их устранения из академии и заточения в 1701 г. в один из провинциальных монастырей. Лишь через пять им позволено было переселиться в Новгород, где они открыли славяно-греко-латинское училище по образцу московской академии и стали в нем преподавать.

С открытием в 1755 г. Московского университета славяно-греко-латинская академия потеряла свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского характера и постепенно превратилась в духовную академию, переведенную в Троице-Сергиеву лавру.

Таким образом, несмотря на все социально-экономические и мировоззренческие сложности, развитие культуры, образования и педагогической мысли в период Речи Посполитой было весьма продуктивным. В 1773 г. началась прогрессивная школьная реформа на основе устава, разработанного Эдукационной комиссией. Усилиями комиссии в центальных и западных частях Беларуси было открыто 20 окружных и подокружных школ.

Список литературы

Варенова Т.В. Краткая история педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. – Мн.: ООО «Асар», 2004. – 256 с.

Гiсторыя Беларусi у кантэксце сусветных цывiлiзацый. / Пад рэд. В. I. Галубовiча. – Мн., 2005, - 584 с.

Гiсторыя Беларусi: у 2 ч. / Пад рэд. Новiка Я.К., Морцуля Г.С. – Мн., 1998. – 400 с.

Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

История Беларуси. Словарь-справочник. – Мн., 2000

История Беларуси. Часть 2 / Под ред. Трещенка Я.И. – Могилев, 2005. – 310 с.

Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн., 2002. – 592 с., 1998, - 592 с.

Нарысы гiсторыi Беларусi. / Пад рэд. М.П. Касцюка: У 2-х ч. Мн., 1994, 1995. – 500 с.

Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi: Вучэбны дапаможнiк. – Мазыр: РВФ «Белы вецер», 2000. - 432 c.

Трещенок Я.И. История Беларуси: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Досоветский период. 2-е изд. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.

Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 463 с.