Смерть Дмитрия приближала исполнение властолюбивых замыслов Годунова. Когда 7 января 1598 года, на сорок первом году своей жизни, царь Федор умер, династия Ивана Калиты, которая шла еще от Рюрика, пресеклась. Это было очень серьезное событие для страны, с уже устоявшимися представлениями о совершенной необходимости царской власти, о том, что править в Москве могут только лица определенной династии, что страна в определенной мере не просто Россия, а их законная вотчина. Царь имеет право на жизнь, смерть и собственность любого. Царь — божий помазанник, его власть от бога, а потому он должен быть из определенной династии. Сознание, не только народа, но и знати было почти полностью проникнуто религиозными догмами, верой в сверхъестественное, в различные события нравственно-религиозного характера (например, несправедливыйразвод с супругой, несоблюдение церковногообета и прочее),которые могутиметь важнейшее значение для страны. С другой стороны, всяческие бедствия объяснялись господним гневом за те или иные грехи. Следовательно, за грехи царя могла страдать от бога, вся держава. Вэтихусловиях пресечение династии давало пищу для самых различных толкований, слухов, высказываний, юродствованийи т. п.
Загадочная смерть царевича Дмитрия в Угличе в 1591 году, выгодная Годунову, и смерть болезненного и бездетного царя Федора,поставили перед страной небывалуюпроблему: необходимостьвыбора царя. К 1598 году на царство был избран Борис Годунов.
Боясь остаться без царяна долгоевремя (а бесчинства бояр во времена малолетства Ивана IV были еще на памяти), Земский собор при поддержкепатриарха позвал на царство Бориса Годунова.
Первые годы его царствования проходили спокойно. Борис при многих отрицательных свойствах своего характера, в общем-то обычных для того времени, обладал государственным умом. В частности, он яснопонимал роль образования, необходимостьперенимать опыт передовых стран, учиться у европейцев. Им предпринимается попытка послать некоторых молодых людей учиться за границу. Он пытается выдать замуж свою дочь за датского принца (но жених неожиданно умер). Он учит своего сына Бориса государственным и иным наукам.
3. Усиление общественных противоречий 1601—1603 гг
Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостной и государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597 г.— о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601—02 о ограничении перевода крестьян одними землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.
Главной причиной обострения противоречий в конце XVI и начале XVII веков было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским - привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Состоящего из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство и бояр-дворян; во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.
В 1601—03 годах в стране разразился небывалый голод. Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Хотя царь делал многое, чтобы облегчить положение голодных: раздавал деньги и хлеб, сбивал цену на него, устраивал общественные работы и т.п., но последствия были тяжелыми. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек. Многие от голода отдавали себя в холопы, нередко господа, не в силах прокормить слуг, выгоняли их. Начались разбои и волнения беглых и гулящих людей, которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники бежали на юг, где присоединились к войскам самозванца, Болотникова и другим.
Голод и другие несчастья обострили все противоречия в стране. Народ связывал бедствия страны с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова.
4. Начало «смуты». Лжедмитрий и его свержение
Вскоре после голода появился самозванец. Звали его, по официальной версий, Григорием Отрепьевым. Он был монахом Чудова монастыря, бежал оттуда к казакам, там он и приобрел нужную сноровку. Затем он объявился в Польше, втерся в доверие к знати, в частности пану Мнишеку, и, притворившись смертельно больным, на исповеди «открыл» тайну, что он — «чудесно спасшийся! Дмитрий». Авантюра попала на нужную почву: в Польше нашлось достаточно охотников помочь «Дмитрию» вернуть законный престол, тем более, что «царевич» наобещал с три короба и Мнишеку, и королю, и церковникам.
В конце августа 1604 года войско самозванца выступило из Львова. На русских окраинных землях, он встретил мощную поддержку от казаков, южных дворян, которые были недовольны засильем московских дворян, горожан. Многие из народа очень хотели верить, что это и есть настоящий царь, потому что тогда все легко объяснялось: и притеснения народа, и трудная жизнь, и голод, и прочее. Не прочь воспользоваться случаем были готовы и многие бояре, недовольные правлением Годуновым. Первоначально царские воеводы разбили армию Лжедмитрия. Но народная поддержка оказалась столь велика, что он вновь оправился на Москву. Города присягали ему. А тут неожиданно умер Годунов. Возможно, что царю и удалось бы справиться с мятежом, во всяком случае, захватить Москву, для самозванца, оказалось бы очень сложным делом. Несовершеннолетний же сын Годунова власти не имел. В июне 1605 года самозванец вошел в Москву как законный царь. Его «опознала» и царица Мария Нагая (ставшая монахиней Марфой), мать убитого Дмитрия.
Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того, чтобы вникнуть в государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.
Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил. В конце концов поняв, что с приходом «истинного» царя ничего не изменится к лучшему, а лишь ухудшится, разобравшись, что это за царь, москвичи подстрекаемые боярами, подняли восстание и убили самозванца.
Московские бояре при поддержке горожан избрали царем знатного князя Василия Шуйского, который принимал активное участие в свержении Лжедмитрия. Стоит отметить, что Василий Иванович Шуйской проводил расследование убийства царевича Дмитрия в Угличе.
Однако с приходом нового правителя страна не успокоилась. Обиды, недовольство, стремление к «справедливости», которую разные группы понимали по-своему, и прочее, вырвались, словно джинн из бутылки, лишь только пробка крепкой царской власти оказалась сорванной.
Итак, с 1604 году в России вспыхнула «смута», иначе гражданская война. Участники ее были разнообразны: крестьяне и холопы, дворяне и казаки, горожане и бояре. Вся страна пришла в движение. Причинами гражданской войны были:
1. Обострение общественных и классовых противоречий, в первую очередь усиление крепостного и государственного гнета.
2. Пресечение династии московских царей и загадочная смерть царевича Дмитрия. Все это дало «идеологию» смуты, благодатную почву для самозванцев и борьбы за власть.
3. Ослаблению царской власти, кроме того, способствовала и скорая смерть Бориса Годунова. Власть эта стояла над обществом и скрепляла его.
4. Иностранное вмешательство в русские дела.
5. Восстание Болотникова
Летом, 1606 года, на юго-западе страны, на границе с Польшей начинается движение, которое переросло в мощное восстание против власти Шуйского. Движение возглавил беглый холоп Иван Болотников. Основу его войска составили казаки, беглые люди, городская беднота. Его поддержали также дворянские отряды П. Ляпунова, И. Пашкова, недовольные правительством Болотников выдал себя за воеводу царя Дмитрия и требовал замены Шуйского «хорошим царем Дмитрием». Что такое хороший царь, различные участники движения понимали по-разному. Восстание продолжалось больше года и в центральных районах к нему присоединилось много крестьян, недовольных своей жизнью и боярами. Так, впервые, пожалуй, в истории России крестьяне вышли на политическую сцену.