Крепостное право отменялось, сословия ликвидировались. К освобожденным крестьянам переходила половина всего земельного фонда. Другая половина оставалась в частной собственности помещиков и иных лиц, пожелавших приобрести землю.
Аграрная часть “Русской правды” отличалась продуманным подходом к проблеме. Впоследствии, когда готовилось освобождение крестьян была использована идея Пестеля о разделении земель частновладельческих и крестьянских.
В целом нужно отметить, что проект Муравьева был более реалистичным чем Пестеля. Но, к сожалению правительство и царь не хотело реформ общественного развития страны.
Александр I давно знал о существовании тайных обществ, но бездействовал. Осень 1825 г. находясь уже при смерти, он велел арестовать руководителей Южного общества. 19 ноября 1825 г. Александр I скончался в возрасте 47 лет. Сложности с престолонаследием (брат Александра Константин отказался от престола и царем должен был стать Николай, не слишком популярный тогда в армии) позволили прогрессивно настроенному дворянству попытаться взять власть в руки. Был даже избран диктатор – Трубецкой, но история не принимает сослагательного наклонения. Восстание декабристов на Сенатской площади было подавлено и власть перешла Николаю I.
Подводя итого 25-летнему правлению Александра I можно сделать следующие выводы. Несмотря на либеральный настрой императора в первые годы своего царствования и разработку проектов освобождения крестьян и конституции по инициативе царя особых изменений в стране сделано не было. Страна продолжала оставаться неразвитой капиталистически, практически не было акционерных обществ, мало банков, оставался неразрешенным вопрос крепостного права, личных свобод, что обусловливало отставание России от Запада. Тем не менее, необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.
Надежды возлагались на Николая I.
Правление Николая I.
С первых же месяцев царствования император Николай поставил на очередь вопрос о реформах. Настроение при дворе резко изменилось по сравнению с последними годами Александрова царствования. Решимость императора Николая начать реформы сказывалась не только в речах его, но и в мероприятиях. Работая в течение нескольких лет, специально созданный комитет выработал проекты преобразования как центральных, так и губернских учреждений, а кроме того, приготовил обширный проект нового закона о сословиях, в котором предполагалось, между прочим, улучшение быта крепостных. Но кардинальных изменений не произошло «вследствие того, что революционные движения 1830 г. на Западе внушили страх перед всякой реформой»[3]. Впрочем, принимало целый ряд практических мер для улучшения разных отраслей администрации и для упорядочения государственной жизни. Из таких мер наиболее замечательны: 1) устройство отделений "собственной Его Величества канцелярии"; 2) издание "Свода законов"; 3) уничтожение ассигнаций; 4) меры для улучшения быта крестьян и 5) меры в области народного просвещения.
Остановимся на крестьянском вопросе как наиболее важном подробнее. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками -- декабристами. Опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы. Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. В этих комитетах выделялись личности Сперанского и Киселева. Но дело не пошло далее отдельных мер, направленных на ограничение помещичьего произвола.
Итак, новый царь оказался более деятельным.
«Однако позднейший наблюдатель с удивлением убеждается, что эта бодрая деятельность не привлекала к себе ни участия, ни сочувствия лучших интеллигентных сил тогдашнего общества и не создала императору Николаю I той популярности, которой пользовался в свои лучшие годы его предшественник Александр»[4]. Одну из причин этого явления можно видеть в том, что само правительство императора Николая I желало действовать независимо от общества и стремилось ограничить круг своих советников и сотрудников сферой бюрократии. Другая – настороженность широких масс, вызванная аракчеевщиной Александра и разгромом декабристов, что настроило общество против царской власти.
Поэтому создавались общественный движения, разрабатывались теории, но они были далеки от правительства, которое выдвинуло свою теорию (автор Уваров). Обо всех предлагаемых и правительством и обществом путях общественного развития России речь пойдет в следующем разделе.
Общественная мысль о путях развития России.
Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. Перед многими образованными людьми встали тогда вопросы о прошлом, настоящем и будущем страны, о том, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие. Споры между приверженцами различных философских и политических направлений носили часто острейший характер и явились главным событием общественной жизни России.
Для начала нужно упомянуть о триаде министра народного просвещения С. С. Уварова (1832): «Православие, самодержавие, народность». Согласно этой теории, Россия является самобытной страной. Причем нашей стране по мнению Уварова всегда были и будут присущи следующие черты самодержавие, как единственная форма правления, которую поддерживает русский народ. Кроме этого министр особо выделял православие, оправдывающее самодержавие и положение монарха. Религия (православие) вообще является духовным стержнем россиян. И отдельно Уваров выделял понятие «народность», неразрывно связующая царя и общество. Иными словами официальная теория настаивала на укреплении самодержавия и православия во благо народа. А о чем думал сам народ?
Кружки 20—30-х гг. XIXв. Во второй половине 20-х гг. среди московской молодежи выделялся Д. В. Веневитинов, талантливый поэт и философ, служивший в одном из московских архивов. Его привлекло учение великого немецкого философа Фридриха Шеллинга, в произведениях которого большое место отводилось проблеме свободы. Вокруг Веневитинова сплотился тесный кружок друзей (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, А. И. Кошелев и др.). Они издавали «Московский вестник» на страницах которого размышляли о судьбах России. Но после смерти Веневитинова кружок надолго распался.
Среди других кружков можно назвать кружок Н. В. Станкевича. Кружок посещали люди, связанные с Московским университетом: историк Т. Н. Грановский, студент К. С. Аксаков (сын писателя С. Т. Аксакова) и другие молодые люди, в том числе В.Г. Белинский. Члены кружка увлекались философией Шеллинга и пытались использовать ее для познания русской жизни. Белинский в ту пору руководствовался абстрактными идеями борьбы добра и зла, света и мрака. Он призывал к преодолению разрыва между народом и интеллигенцией, к тесному, органическому врастанию России в контекст европейской культуры при сохранении своей национальной самобытности. С 1835г. в том же кружке работал М.А. Бакунин. Он всегда кипел новыми идеями, увлеченно проповедовал учение немецкого философа, который в основу своего учения об обществе и государстве положил идею свободы, признавал право народа на революцию. Под влиянием Белинского и Бакунина в кружке Станкевича укреплялось критическое отношение к российской действительности.
1836 г. после публикации в издании кружка «Телескоп» «Философического письма» Чаадаева, на кружок начались гонения, в 1837г он распался.
Белинский и Бакунин обратились к философии Гегеля, чья сентенция “Все действительное—разумно, все разумное— действительно” была понята Белинским и Бакуниным в смысле оправдания существующей действительности. Белинский довел его до предела, оправдывая самодержавие, крепостное право. У него начались споры с Бакуниным и резкое расхождение произошло с А.И.Герценом —незаконнорожденный сын богатейшего помещика —который с детства воспитывался на идеях французской революции и его соратником Огаревым.
В Московском университете вокруг Герцена сложился кружок единомышленников. Они обсуждали события во Франции, где в1830 г. произошла революция, зачитывались произведениями социалиста Сен-Симона, обсуждали проблему равноправия женщин, а иногда устраивали веселые вечеринки. После одной из них Огарев был выслан в Пензенскую губернию, Герцен —в Пермь, затем в Вятку, после этого— во Владимир. В 1840г. Герцен вернулся в Москву. В это же время он познакомился с философией Гегеля. Ее он назвал “алгеброй революции”. В1839 г. Белинский, получив приглашение из редакции журнала “Отечественные записки”, переехал в Петербург. На следующий год туда же переехал Герцен. Уехал за границу Бакунин. Эти представители кружковцев настаивали на необходимости изменения пути развития России, за образец, как правило, брался опыт Запада, например Франции.
Именно на расхождении понимания пути и предназначения России и ее связи с Западом строилась борьба двух других наиболее ярких течений общественной мысли того времени, которые предлагали свои пути развития России.