1 декабря 1989 г. Андрей Дмитриевич выступил в Межрегиональной группе, призывая ко всеобщей политической забастовке 2 декабря с требованием отмены 6-й статьи Конституции.[221] 2 декабря он выступил в ФИАНе во время проведения двухчасовой предупредительной забастовки, а также на заседании "Мемориала".[222] 12 декабря А.Д.Сахаров выступил на II Съезде народных депутатов СССР. Он предложил "обсудить вопрос об исключении из Конституции СССР тех статей, которые препятствуют принятию в Верховном Совете законов о собственности и земле". [223] Кроме того, Андрей Дмитриевич передал телеграммы, которые он получил относительно отмены 6 статьи Конституции в президиум. Принимая участие в работе I и II Съезда народных депутатов СССР, А.Д.Сахаров говорил от имени погибших в лагерях и проведших там многие годы. И еще от имени самой идеи Права, Справедливости, Человечности, наконец от имени здравого смысла. Он знал, что его собственная судьба и положение позволяют емуэто и обязывают считать свой мандат выходящим за пределы съезда. Об этом он прямо сказал однажды Горбачеву".[224]
14 декабре 1989 г. А.Д.Сахаров последний раз выступил в Кремле на собрании Межрегиональной депутатской группы. Он сказал, что МДГ должна стать организованной политической оппозицией по отношению к правящей власти".[225] После этого выступления он дал интервью О.Сулейменову для фильма о Семипалатинском полигоне. Андрей Дмитриевич высказался "против продолжения испытаний в Семипалатинске".[226]
Вечером того же дня А.Д.Сахаров внезапно скончался. Эта весть всколыхнула всю страну, проникла в души и сердца миллионов людей. А.Д.Сахаров всю свою жизнь посвятил Человеку и Человечеству, он был иостается для всех нас нравственным ориентиром, непререкаемым авторитетом.
Академик Д.С. Лихачев справедливо говорил: "А.Д. Сахаров был не только выдающимся ученым, он ушел далеко вперед от подавляющего большинства современников в своих мыслях и планах об общественном устройстве нашей страны, взаимодействии и сотрудничестве всего человечества. Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человек, призывавший своих современников к нравственному обновлению. Сумев шагнуть далеко в будущее, А.Д.Сахаров делал все, чтобы приблизить его к нам. Он хотел, чтобы уже сейчас люди начали строить это будущее, основанное на высочайших гуманистических и нравственных принципах. Он мечтал о построении такого общества, где нет места ненависти и злобе, бедности и нищете, войне и страху, и как мог, отдавая все силы, боролся за свои великие идеи.
Он показал себя человеком мысли и действия, принадлежащим национальной общности и вместе с тем находящимся в оппозиции к ней - ради новой общности, которая бы уже не обособлялась враждебно от всего мира во имя абсурдной идеологии, а творчески - деятельно входила в него".[227]
"Он оттуда, из того времени,когда только отдельные люди решались в условиях несвобода, в условиях террора быть свободными людьми... Им это дорого обошлось... Но они выстояли. И показали, что может сделать один человек, только один, если он решится стоять до конца".[228] "Мы всегда будемпомнить, что в трудное для нашего народа время - время торжества посредственности, конформизма и застоя - он дал нам эталон Человека, сочетающего абсолютную честность, высочайший интеллект и полное бесстрашие. Это качества, обеспечивающие абсолютную духовную свободу".[229]
17 декабря 1989 года, когда Москва прощалась с А.Д. Сахаровым, дул сильный ветер, мокрый снег бил в лицо, но люди все шли и шли. Проходя у гроба многие шептали: "Прости нас!". А кто-то кричал: "Прости нас!". Вместе с заледенелыми гвоздиками люди оставляли у гроба простые тетрадные листы с одним только словом: "Прости!". Простить, но за что? За то, что молча смотрели, как на себя одного взвалил непосильную ношу. За то, что позволили, допустили насилие над ним, да и над собой тоже.
"Имя А.Д.Сахарова - это напоминание нам о больной нашей совести. Он всегда был с нами, со своим народом, но мы много лет - не были с ним. Он заступался за нас, а мы, его соотечественники, в огромном своем большинстве (за крайне редким исключением) не только не слышали его, но и не заступались за него, когда в заступничестве нуждался он. Он жертвовал своим интеллектом, здоровьем и свободой - за нашу свободу, за гуманные и справедливые условия нашего существования. Он достойно отстаивал наши права, права народа великой страны",[230] которая прошла в своем развитии множество трагических поворотов истории. "Много пророков на Руси звало к топору, к насилию, но вряд ли был в российской истории человек, с такой пронзительной силой призывавший к миру, к уважению человеческой личности и достоинства, к уважению прав любого народа большого и малого, А.Д.Сахаров показал, что в любой стране можно и должно быть честным и принципиальным человеком, бороться за свои убеждения... Имя А.Д.Сахарова стало для всех символом надежды...".[231]
На данном этапе своей жизни А.Д. Сахаров предстает пред нами в образе общественно-политического деятеля, который борется за торжество конституции и гуманизма во всем мире. Он выступает и в роли депутата, и в роли общественно-международного посредника между конфликтующими сторонами.
Заключение.
Андрей Дмитриевич Сахаров является уникальным человеком, подтверждением этого служит вся его жизнь и деятельность.
Он был высоконравственным, моральным человеком. Несомненно, большое влияние на становление его как личности, оказала семья и окружение. Характер начал формироваться в раннем детстве, а завершил свою эволюцию уже в университете. Жизненные принципы Андрея Дмитриевича оставались неизменными. Обучение А.Д. Сахарова в университете проходило во время войны, именно благодаря разрушительной войне А.Д. Сахаров в будущем посвятит себя делу мира и гуманистическим идеалам.
Андрей Дмитриевич проявил себя как высококлассный физик-теоретик, подавая большие надежды еще в университете, в полной мере проявил себя в роли сотрудника лаборатории под управлением И.Е. Тамма. Его большой потенциал был виден уже сразу после окончание ВУЗа, свидетельством этому может служить блестяще защищенная диссертация и выход на ведущие позиции в лаборатории. А.Д. Сахаров совместно с коллегами совершил настоящий переворот в науке, создав водородную бомбу, что позволило создать ядерный щит над СССР и обезопасить страну от новых попыток оккупации. Несомненно, создание водородной бомбы было лишь трамплином для Андрея Дмитриевича, после окончания первых испытаний водородной бомбы Сахаров постоянно занимается ее модернизацией, параллельно с этим ведутся работы по разработке ракет стратегического назначения с ядерной боеголовкой. После первых испытаний Андрей Дмитриевич начинает осознавать опасность излишней ядерной активности на полигонах и вступает в новую фазу своей жизни. Теперь он является яростным противником ядерных испытаний, Сахаров активно начинает вести работу по изучению без испытательных тестов. Таким образом, можно сказать, что вклад А.Д. Сахаров в науку имеет историческое значение. В своей научной работе Сахаров сочетал традиционные методы с новаторскими, что позволяло ему находить решение самых сложных задач. Его постоянное самосовершенствование давало ему возможность заглядывать далеко вперед, он видел поставленную проблему сразу со всех сторон. Как ученого Сахарова можно поставить в один ряд с Курчатовым, Ломоносовым и другими выдающимися деятелями науки. Несомненно, научные изыскания А.Д. Сахарова продвинули отечественную науку далеко вперед.
Но А.Д. Сахаров внес не только научный вклад, но и выступал в роли общественного деятеля. Большую часть своей жизни Андрей Дмитриевич отдал защите прав человека. Он выступал за торжество демократии и конституционных идеалов. Не оставались без его внимания невинно осужденные, Андрей Дмитриевич выступал в роли их адвокатов, писал ходатайства и прошения, привлекал внимание общественности. Являлся организатором первого в Советском Союзе движения по защите прав человека. Масштабы его правозащитной деятельности быль столь велики, что он выступал представителем целых народов: этнических немцев, крымских татар. А.Д. Сахаров защищал интересы своих подопечных на самом высоком уровне, делая обращения в международные организации, к лидерам советского правительства, вел широкую кампанию в СМИ западных странах. Андрей Дмитриевич пытался нести голос демократии во всем мире, решал международные конфронтации, например конфликт Израиля и Палестины, выступал с жесткими протестами против локальных войн. Являлся противником войны в Афганистане, обосновывая свою позицию аргументированными доводами. Андрей Дмитриевич Сахаров получил признания во всем мире, свидетельством этому могут служить многочисленные премии и звания. Самой значительной премией, полученной А.Д. Сахаровым, стала Нобелевская, что еще раз доказывает значимость его личности. Андрей Дмитриевич стал одним из ярчайших представителей диссидентства в СССР. Против него были организованны клеветческие кампании в советских СМИ, его лишили всех наград и регалий, Андрей Дмитриевич был сослан в ссылку. Все эту свидетельствует о том, что А.Д. Сахаров, имея большой авторитет, как в мире, так и в СССР, представлял серьезную опасность для официальных властей. Пережив опалу, Андрей Дмитриевич становится депутатом народного собрания, и наконец-то получает реальный шанс, что-то изменить в существовавшей действительности. Его проект конституции начинает воплощать в себе надежды многих людей. А.Д. Сахаров становится маяком надежды для тысяч людей во времена «перестройки».