Смекни!
smekni.com

Алексей Александрович фон Лампе (стр. 2 из 2)

Исследуя комплекс вопросов А А фон Лампе говорит: «Нельзя не обратить внимания еще на одно обстоятельство. При всем разнообразии белых фронтов или вернее областей, в которых им приходилось действовать, при разнообразии условий времени, лиц и обстановки, все белые фронты, без исключения, пережили одинаковые стадии бытия; и это, мне кажется, подтверждает те обобщения и выводы, которые я попробовал установить для всех них

Сбор со всех сторон. Энтузиазм первых кадров... Приведу по фронтам — переворот адмирала Колчака на востоке, выступление капитана II ранга Чаплина на севере, успехи ничтожных сил генерала Родзянко на западе и движение в сплошной массе противника армии генерала Корнилова на юге...

Наступление, успех... Выдвижение к Казани и Волге на востоке, выдвижение передовых отрядов к Вологде на севере, подход к Петрограду на западе и линия Саратов — Воронеж — Курск — Киев — Могилев Подольский — на юге...

Неурядицы тыла... восстание во Владивостоке — в Сибири, правительственные осложнения на севере, то же самое на западе, и Махно на юге...

Союзники... противодействие чехословаков на востоке, уход англичан на севере, английский флот под Петроградом на западе, первая Одесса и первый Крым на юге...

Отход... разложение».

Мы видим подробное описание событий, оценку с точки зрения автора, а так же характеристику основных черт каждой из представленных проблем.

Излагается история формирования белого движения (и у его истоков, действительно кроется «проблемность» развития белого движения, укрепления позиций белой армии, причины упадка). Итак: «Белое движение, как вооруженная борьба, зародилось сначала на южной окраине России и лишь потом вспыхнуло в других местах. Борьба велась дольше всего там, где она началась ранее всего, на юге, где 15 ноября 1917 г. (по новому стилю) генерал Алексеев поднял в Ростове на Дону знамя протеста. Этот фронт просуществовал почти день в день три года. На востоке, считая с момента переворота адмирала Колчака до его убийства (с ноября 1918 года до 7 февраля 1920 года), борьба длилась год и три месяца. На севере фронт генерала Миллера жил с августа 1918 года по февраль 1920 года, т. е. почти полтора года. Западный фронт генерала Юденича просуществовал с октября 1918 г. по конец 1919 года».

Автор позволяет читателю самому проникнуть в суть влияния белого и красного фронтов друг на друга. Фон Лампе демонстрирует прямую зависимость этих течений.

В книге автором показывается характер движения:

1. «Белые обещали законность, брали немногое — и население было озлоблено...

2. Белые несли законность, и потому им ставилось всякое лыко в строку...

3. Белые, быть может в силу своего наименования, (данного им, как и их противникам, самою жизнью) «работали» в белых перчатках, насаждали законы, призывали к их исполнению и тем самым сами же связывали себе руки и не получали сочувствия уже распущенного и развращенного демагогией населения.

4. Белые обещали только то, что полагалось по закону...

5. Белые угрожали ... законом.

6. Белые, отрицая красных, конечно, не могли не отрицать и применяемые красными методы произвола и насилия...

7. Белые не сумели или не смогли быть фашистами, которые с первого момента своего бытия стали бороться методами своего противника! И, быть может, именно неудачный опыт белых и научил впоследствии фашистов?»

Фон Лампе говорит о влиянии белого движения на современную (современную для него) Россию:

«Мне кажется, что если бы истории угодно было поставить нас перед повторением возможности восстановления белых фронтов в России — последние две причины, непосредственно приведшие к проигрышу кампании — не могли бы иметь места! С одной стороны население узнало, что такое большевизм на горькой практике минувших годов; с другой стороны — белые, перенеся горечь поражения, несомненно, стали бы действовать иначе! Это несомненно уменьшило бы расстояние между ними и населением, разделявшее обе стороны во время существования белых фронтов!»

Подвергаются аргументированной критике причины поражения, в большей степени (по мнению автора) не имеющие прямого отношения к истинным причинам неудачи вооруженного выступления белых. Причины, которые были подняты «и врагами, и друзьями белого движения, и более левыми, и более правыми…» более подробно об этом сказано выше.

Необходимо признать, что придерживаясь мнения белых, автор дает адекватную и аргументированную оценку позиций и действий белой и красной армий.

Фон Лампе выделяет сущность белого движения и излагает свой подход к классификации причин поражения белой армии.

Оценивая, он исходит из того, что сам участвовал в описываемых событиях, видел проблемы белого фронта изнутри.

Фон Лампе четко разграничивает понятия белая и красная армия:

«Красные грозили и грозили весьма недвусмысленно взять все и брали часть — население было обмануто и... удовлетворено. Белые обещали законность, брали немногое — и население было озлоблено...

Если красные «работали» дубиной по обывательским головам, несли революционный режим, грабили «награбленное», уничтожали остатки старого режима и... казнили и убивали за все без исключения, за всякий намек на сопротивление, то белые, быть может в силу своего наименования, (данного им, как и их противникам, самою жизнью) «работали» в белых перчатках, насаждали законы, призывали к их исполнению и тем самым сами же связывали себе руки и не получали сочувствия уже распущенного и развращенного демагогией населения.

Красные обещали все, белые только то, что полагалось по закону...

Красные в виде аргумента и меры убеждения имели террор и пулеметы; белые угрожали ... законом.

Красные отрицали решительно все и возвели в закон произвол; белые, отрицая красных, конечно не могли не отрицать и применяемые красными методы произвола и насилия... Белые не сумели или не смогли быть фашистами, которые с первого момента своего бытия стали бороться методами своего противника! И, быть может, именно неудачный опыт белых и научил впоследствии фашистов?

Население ничего не требовало от красных, так как единственно, чего оно могло, попавши в их руки желать — покоя, оно требовать, конечно, не решалось! От белых же население требовало... чуда, требовало для того, чтобы дать им свою поддержку, в которой не отказывало с самого начала белого движения; оно требовало, чтобы белые, единым манием белой руки, смыли с России всю кровь... Это, конечно, было неосуществимо: белые не только не были чудотворцами, они не были и фокусниками, хотя бы в небольшой части того, насколько это было присуще красным!»

По мнению автора, важное значение имеют недостатки противопоставляющие население России к белому движению: « Вся сумма этих неприятностей, приводимых затянувшейся войной, очень остро переживалась населением; в то же время его усиленно развращала красная и социалистическая пропаганда обещаниями избавления от всех этих напастей, обещаниями полного благополучия и полного господства, как известно, соблазнившими не одну только Россию, но смущающими и доселе не малую часть населения всего мира...

Все это сводилось к тому, что неудобства, приносимые белыми, восстанавливали население против них.

Отсюда постоянное оппозиционное настроение, начиная от интеллигентских благоглупостей, о которых говорит приведенная мною выдержка из дневника И. А. Бунина, и кончая социалистическим противодействием, а также распространением среди населения нелепых теорий о готовности белых «насадить старый режим» (чего, конечно, не было), и о «возвращении земли помещикам» (что прорывалось только в чаяниях и вожделениях отдельных лиц, дорвавшихся до своих владений и не понявших, что между прошлым и настоящим прошла революция). Вот почему так легко верили красной пропаганде, изображавшей полуголое и голодное (и в прошлом, и в настоящем) русское офицерство, составлявшее кадры белых армий, как «помещиков», «банкиров» и т. д.»

Нельзя не согласиться с автором в вопросе «своекорыстной» политики стран Антанты (Франции и Англии). Я думаю, что «белые» понимали двойственность оказываемой им поддержки, и могли рассматривать эти страны в основном только как политическое убежище в случае поражения, а не как реального союзника.

Трудно не согласиться с фон Лампе и в том, что истинные причины неудач белой армии в гражданской войне заключались не в стратегическом положении и допущенных промахах, так как ошибки делались с обеих сторон. «Во всякой войне бывают и стратегические и тактические ошибки, но одни они к поражению ведут очень редко…»

Так же как и нельзя отрицать правильность его размышлений на счет наличия общей идеологии и лозунгов. Социальна база белого движения и основная масса России (народ) хотели слишком разного. И это тот случай когда компромисс не возможен ( в силу настроя обоих слоев населения).

Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что тыл белых является в большей степени надуманной проблемой. Я думаю, что базой для успеха является четкость именно внутренней системы. Если белые не могли держать под контролем собственный тыл, то, как бы они смогли контролировать целую страну, переживавшую в тот момент настолько глобальные и выстраданные перемены?

Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка вопроса о грабежах. Мне даже кажутся отчасти кощунственными слова фон Лампе: «Природа войны настолько ужасна, обыденность ее настолько жестока, что человеческая натура, в основу которой, как мы, к сожалению, хорошо убедились, заложено столько гнусного, не может не отозваться на соблазн «безнаказанного» преступления...»

Но в целом работа А А фон Лампе, на мой взгляд, является очень полезной и интересной для любого человека, стремящегося понять и разобраться в глобальном вопросе гражданской войны 1917 -1923гг, и в причинах поражения в этой войне белой армии, ровно как и победы красной. А особенно для студентов факультете ГМУ. Ведь нам придется регулировать ситуацию в стране, искать наилучшие пути решения проблем. Это очень сложно – учиться на чужих ошибках, но книга А. А. фон Лампе пригодится нам именно для этого.

Не возможно не отметить актуальность этих вопросов в 21 веке. Об этом говорит общественная заинтересованность в событиях гражданской войны.

Сегодня мы не оцениваем то, что было сделано в то время. Мы просто признаем подвиги совершенные нашими предками в гражданской войне и отдаем честь каждому кто принял в ней участие. Потому что теперь стало очевидно, что и «белые» и «красные» стремились изменить Россию и положение народа в лучшую сторону.