В этот период особенное внимание уделялось развитию Великого шелкового пути, обеспечивалась его безопасность. Поэтому из Индии сюда прибывали караваны с большим количеством парфюмерных и красочных изделий. Китай отправлял шелковые ткани, различные фарфоровые изделия, драгоценные камни. С севера доставлялись уникальные меха. В общем, привезенные из разных континентов товары на базарах Самарканда фасовались и отсылались в крупные центры Азии и через Великий шелковый путь доходили до Западной Европы. Торговцы по одному пути направлялись через Хорезм, Астрабад, Нижний Новгород, Москву и выходили на дорогу Ганзы. По второму пути – Китай – Казвин – Табриз – Трапезунд добирались до торговых судов генуэзцев, венецианцев и попадали в Европу. Несмотря на очень беспокойные времена, когда многие регионы были охвачены войнами, во всех землях, на которые распространялась власть Темура, торговля шла оживленно и безопасно.
Эти суждения говорят о том, что государство Амира Темура обладало прочной правовой системой и законы всемерно охранялись. Амир Темур в своей политике управления страной руководствовался твердыми правилами и справедливыми законами. Лозунг – «справедливость не в силе, а сила в справедливости» действовал на всей территории владений Амира Темура, являясь нравственно-духовным критерием.
Оставив достойный след в истории народов мира как государственный деятель, Сахибкиран Амир Темур был также выдающимся военачальником, от природы наделенным великим военным талантом. Благодаря такому дару, им была создана сильная армия, которая сыграла важную роль в устранении феодальной раздробленности, в создании и упрочении мощного централизованного государства – империи Темура. Как признает академик И. Муминов, «военная история считает Темура одним из крупнейших военачальников средневековья».
Военное мастерство Сахибкирана проявилось в двух направлениях. Он прославился как организатор своих войск и в качестве знаменитого, неповторимого полководца. Об этом подробно свидетельствует разработанная им и изучаемая в течение веков военная политика. Организация его войска опиралась на традиции Чингисхана. Во-первых, воины Сахибкирана состояли из добровольцев, во-вторых, они были организованы на основе десятичной системы, то есть разделялись на туманы, тысячи, сотни и десятки. Разница состояла в том, что во времена Чингисхана основное войско состояло из кочевников, а оседлое население завоеванных земель насильно заселялось в города. А в государстве Темура, хотя оседлое население и составляло основную часть военной силы, но имело почти одинаковое значение с кочевниками. Вилаяты с оседлым населением поставляли пеших воинов, а также артиллерийские подразделения того времени – снабжали воинами, умеющими обращаться с артиллерийскими снарядами – машинами, стреляющими камнями, стенобитным орудием и др.
При необходимости сбора определенного количества конных или пеших воинов, Сахибкиран отправлял в туманы лиц, исполняющих специальные поручения правителя (табачи). Посланный представитель собирал пеших солдат и всадников из среды оседлых и кочевых турок, а также таджиков. В военных частях государства Сахибкирана помимо отмеченных были и нижеследующие:
– части, занимающиеся строительством переносных мостов (понтонеры) и кораблестроители;
– стрелки григорианским, или греческим огнем;
– разнорабочие, умеющие работать с техникой при осаждении городов. Взятие множества осажденных крепостей под руководством Сахибкирана при помощи умелого использования пушек, стреляющих григорианскими огнем, продемонстрировало высокое мастерство воинов этих частей;
– а также специальная часть пеших, состоящая из горцев, способных участвовать в боях в горной местности. Бойцы этой части оказывали большую услугу при взятии крепостей, расположенных в ущельях, горных дорогах, гористой местности.
Войска Темура, согласно правилам того времени, разделялись на десятки, сотни, тысячи и туманы (10 или 12 тысяч воинов), и ими руководили десятники, сотники, тысячники и амиры. Темур запретил физические наказания, отметив, что правитель, властвующий лишь силой кнута, недостоин своей должности. Таким образом, простые воины могли дослужиться до десятников и сотников, но для достижения высших чинов сотники должны были добиться серьезных успехов или обладать большими способностями. Воины, проявившие себя в боевых действиях, получали поощрения в виде премии, похвалы, добавки к жалованию, увеличенной доли при дележе захваченных трофеев, повышения в должности, получения почетного звания, наподобие «баходир» (герой), «мард» (смельчак), «ботир» (молодец), а для воинской части такие события отмечались барабанным маршем, вручением знамени и др. Итак, военная политика Амира Темура была направлена прежде всего на укрепление власти и защиту от внешней опасности.
Еще одной важнейшей особенностью Сахибкирана было то, что он опирался на деятелей науки, культуры, искусства, на духовенство, получал от них необходимые советы по различным вопросам. Он проявлял большую заботу о развитии науки, культуры, искусства, любил беседовать, делиться мыслями с учеными относительно истории народов и истории великих властелинов, всегда творчески подходил к делам предшествовавших ему великих личностей, правителей, дотошно изучал причины их крушений, кризисов и поражений, с тем, чтобы не повторить допущенных ими ошибок. У него был специальный человек, который рассказывал об этих фактах.
Сам Амир Темур был хорошо осведомлен о таких науках, как астрономия, медицина, архитектура, теология, знал шахматную игру. С любовью изучал историю, в особенности военную. Как отмечает арабский философ Ибн Халдун, которому удалось беседовать с Темуром, он глубоко знал историю турецких, арабских, персидских народов, тонко понимал сложнейшие особенности религиозных, светских и философских знаний.
Известный востоковед Л. Лянглэ в своем произведении «Жизнь Темура» пишет: «Темур с почтением относился к ученым. Заметив чистосердечность знатоков, он проявлял к ним доверие. Для беседы с историками, философами, а также с людьми, хорошо знающими научные, управленческие дела, он сходил с престола и приближался к ним. Ибо Темур уделял большое внимание этим отраслям».
Как отмечает академик И. Муминов, еще одно важное качество Сахибкирана состояло в том, что перед решением какого-либо серьезного вопроса он заранее обменивался мнениями с представителями духовенства, знающими людьми, деятелями науки, всесторонне анализировал данный вопрос, лишь затем приходил к тому или иному выводу. Обычно, Амир Темур проводил индивидуальные беседы с представителями медицины, астрономии, литературы, языкознания, а также с известными людьми в области теологии и религии.
О том, какое большое внимание уделял Амир Темур деятелям науки и исламской религии, можно судить по его речи на собраниях ученых: «Знаменитые люди науки и религии всегда помогали властителям своими советами. А от вас я не вижу этого. Моя цель – установление справедливости, упрочение порядка и спокойствия, улучшение жизни простого народа, увеличение строительства в стране, развитие государства. Вы должны помочь мне в осуществлении этих дел своими советами. Положение страны, использование своих должностей в корыстных целях, угнетение простого народа хакимами на местах больше всех известны вам. Большую пользу принесете вы, если поделитесь своим мнениями о подобных фактах, поможете устранению несправедливости, принятию мер, необходимых в подобных случаях, соответственно с шариатом и законами».
В общем, Амир Темур не оставлял вне поля зрения деятелей науки, творческих работников, ценил их, не удалял от себя, плодотворно использовал их мудрые советы и оказывал им особую почесть.
Не секретом является то, что Амир Темур после завоеваний привозил много захваченного добра. Как утверждает Херман Вамбери, Темур собрал невероятное количество богатства, но не относился к этому с алчностью, а расходовал все это на дальнейшее упрочение созданного им государства, на его развитие, на укрепление, на возведение в нем мечетей и медресе, на создание садов и парков, на последующее развитие исламской религии, науки, культуры, литературы, искусства, архитектуры, на благоустройство населенных пунктов. Заслуживает внимания высказывание Хермана Вамбери о том, что «дважды ошибочно мнение людей, назвавших Темура хищным, жестоким грабителем, поставив его в один ряд с Чингисханом».
Во всех регионах Мовароуннахра, в других регионах централизованного государства Амир Темур внимательно следил за архитектурными работами, работами по благоустройству. В этой связи известный востоковед В.В. Бартольд признавал, что: «Темур в одно и то же время был не только разрушителем, но и активным созидателем. Он воздвигнул величавые здания, разбив вокруг них прекрасные сады, восстановил города и кишлаки, построил водные сооружения, восстановил разрушенные. Творческая деятельность Темура, как и его способность разрушать поражала людей. Самый лучший период в мусульманской архитектуре связан с именем Темура и его потомков. Разумеется, Темур старался, прежде всего, благоустроить свою столицу – Самарканд, совершенствовать его величие и красоту. Но наряду с этим он строил и благоустраивал, воздвигал водные сооружения также в других городах Мовароуннахра и Хорасана, даже в далеких регионах Западного Азербайджана и Кабула».
Шарафиддин Али Язди в «Зафарнаме» («Описание победы»), подробно осветив деятельность династии Темура, все отрасли основанного им государства, высказал очень ценные мысли и оставил записи фактических примеров. «Был дан приказ о воссоздании города Багдада, в течение одного года, - пишет Али Язди, с тем, чтобы город принял свой прежней вид, чтобы в нем получило развитие ремесленное дело, вокруг совершенствовалось земледелие, расширились сети торговли и культурная жизнь, и как прежде распространилась исламская религия».