Амир Темур – историческая личность
Сахибкиран Амир Темур как дальновидный политик и крупный государственный деятель сумел основать на месте разрозненных феодальных государств большое централизованное, сильное государство. Стиль управления, обычаи, которыми он руководствовался, порядок и дисциплина были образцовыми, опыт его деятельности во многих областях в настоящее время имеют большое значение для получившего независимость Узбекистана. Прежде всего, следует отметить, что он всесторонне изучил и использовал положительный опыт строительства государств.
В деле успешного управления государством для Амира Темура была велика роль его духовных наставников Зайниддина Абу Бакра Тойбоди, Шайха Сайида Барака и других. В частности, первый из них в своем письме из Герата, пишет следующее: «В государственных делах уметь советоваться с окружающими, принимать твердые решения, быть предприимчивым и бдительным, но также не забывать об осторожности». В произведении «Уложение Темура» читаем их советы: «В управлении страной руководствуйся советами, будь предусмотрительным, с тем, чтобы затем в результате не сокрушаться и не досадовать. В общем, после характеристики и описания мер, выполнение которых обязательно (следует отметить), все дела осуществляются благодаря твердости, терпению, здоровью, бдительности, осторожности и напористости».
Наставник Амира Темура Шайх Сайид Барака в 1370 г. накануне взятия крепости Балх дал ему в руки домбру и знамя, считавшееся символом правления, и пророчествовал: «Ваше будущее свидетельствует об этом». Как рассказывает Ибн Арабшах: «Темур всегда повторял, что все, чего он достиг и завоевал – все это благодаря молитвам Шамсуддина ал-Фахури, великодушию шейха Зайниддина ал-Хавофий (Абу Бакр Тойбоди), а все достигнутые мной блага (барактлар) пришли с помощью Сайида Барака».
С преданностью исполняя указания своих учителей, Амир Темур придавал серьезное значение всем направлениям управления государством, и эти указания всегда находились в центре его внимания. В результате он достиг огромных успехов в создании централизованного государства, укреплении и упрочении его, обеспечении зависимых от него стран. В управлении государством он придавал особое значение Кенгашу (совету). Организация этих Кенгашев, расположение участников соответственно их степени, должности и в настоящее время заслуживает внимания.
Темур в своем «Уложении» обобщил политико-правовые взгляды на то, как именно следует управлять государственной системой сверху донизу. Сахибкиран подробно изложил, что управление государством основывается на двенадцати правилах. «Теперь назидания моим именитым детям и способным внукам, которым предстоит управлять страной; двенадцать правил сделал для себя лозунгом и благодаря им достиг такой степени управления. С помощью этих правил я занимал страну, управлял ею и украшал престол». Он разделял подданных на следующие общественно-политические слои:
Все земли, кроме Мовароуннахра, Амир Темур распределил между своими сыновьями, родственниками, военачальниками в виде «суюргол» (земля и воды, передаваемые на постоянное пользование своим близким). Получивший суюргол имел право взимать полностью или частично государственные налоги с населения данных земель.
Следует особо подчеркнуть, что Амир Темур в данном случае руководствовался древними тюрко-монгольскими обычаями и таким образом сумел сохранить Мовароуннахр в своей власти. Улусы подчинялись центральной власти и в то же время в определенной степени сохраняли самостоятельность. У руководителей улусов были свои рычаги государственного управления, казна, войско. Их зависимость от центральной власти отражалась в передаче определенной части собираемых налогов в центральную казну и в прибытии со своими воинами при необходимости. Все же, переданные таким образом на управление регионы не оставались в стороне от внимания Сахибкирана. В годы своего правления он усиленно занимался вопросами племенного (по улусам) управления государством. «Став властелином, – говорится в «Уложении», – я потерял покой, здоровье, спокойный сон в собственной постели, отказался от удовольствий».
После перевода центра своего государства в Самарканд в 1370 г. Сахибкиран серьезно занялся вопросами государственного строительства, принял меры по упрочению государственного аппарата, отбирая предприимчивых, способных руководителей, как утверждает он в «Уложении»: «с друзьями и недругами держался (во взаимоотношениях) ровно»2. В частности, при выборе визиря Сахибкиран придавал большое внимание таким качествам, как благородные корни происхождения; высокие умственные способности; осведомленность о положении воинов, хорошее обращение с ними; терпеливость и миролюбие.
При выборе визирей Амир Темур, обращая особое внимание на отмеченные качестве, требовал от них справедливости и добросовестного отношения к делу. После установления единовластия в Мовароуннахре Амир Темур назначил четырех визирей и возложил на них задачи по исполнению самых важных дел страны. Заслуживает внимания то, что утвержденные визири были отобраны из представителей, проживавших в стране племен. Об этом описывается в книге Ибн Арабшаха «История Амира Темура»: «Они (визири) считались (видными) вельможами, а все остальные прислушивались к их высказываниям. У тюрков имеется почти столько же племен и групп, сколько и у арабов. Каждый из этих визирей принадлежал к одному из племен, и светом своих мыслей он, словно факел, озарял дома и мысли людей этого племени. Одно из таких племен имело название флот, другое – жалаир, третье – ковчин, четвертое – барлас. Темур был сыном четвертого племени».
Как правило, визири каждый день находились при канцелярии (девонхона). Первый из них был визирем по налогам: он занимался ежедневными проблемами, распределением полученного от областей (вилаятов) урожая, налогов, подсчетом доходов и расходов, руководством благоустройства, благополучием трудового населения. Второй, будучи военным визирем, должен был следить за своевременной уплатой жалованья воинам, за их общим состоянием, за тем, чтобы не было разброда и шатаний. Третий из визирей выполнял обязанности по учету имущества, оставшегося от умерших, не имеющих хозяина (бесхозных), оставшегося от беглого люда, учет податей, получаемых от торговцев и пошлин, надзор над принадлежащим государству скотом, за относящимися к нему пастбищами и лугами, оберегал собранные доходы. Также этот визирь ведал имуществом пропавших без вести и умерших, передавая его наследникам. Наконец, четвертый из них руководил доходами и расходами всех учреждений страны, также ведал расходами из казны.
Была организована государственная коллегия, которую возглавлял визирь по финансовым делам, занимавшийся проблемами покоренных Сахибкираном стран. Тем самым Темур создал возможность для справедливого, согласованного осуществления правовых, финансовых вопросов его государства.
В государственном аппарате Амира Темура была должность арзбеги (по жалобам). Он оповещал эмира о положении воинов, простого народа, обращавшегося к нему с жалобой, о каких-либо новостях в стране, о незавершенных тех или иных важных делах. Перед ним также отчитывались должностные лица, ответственные за учет вакуфных земель (земля, здания, магазины, мельницы и др., выделенные для обеспечения мечетей, медресе) и имущества.
На меджлисах Темура назначались писари (секретари), которые поочередно должны были подробно записывать и сохранять записи обсуждаемых вопросов. Также существовали такие должности, как тысячный, сотский, пятидесятник, десятник, староста. О том, насколько они были связаны друг с другом, каким образом подчинялись друг другу, как безотлагательны были выполняемые ими обязанности, о форме оплаты их труда, о назначении руководителей на эти должности в «Уложении» Темура рассказывается интересно и содержательно.
Амир Темур придавал серьезное значение развитию экономики своих регионов, постоянному информированию о положении трудового народа, не допуская при этом злостных нарушений. Уделялось большое внимание основным направлениям государственного строительства, развитию всех отраслей ремесленного дела. Об этом можно судить и по словам Хермана Вамбери, который писал, что «хлопкопрядильные предприятия Темура, суконные фабрики Анкары, ювелиры Турции и Грузии, в общем, все самые лучшие мастера промышленности перебрались в Самарканд».
Его отношение к земле, к дехканам, политика взимания налогов были характерны для предшествующих и последующих времен. Как утверждает Д. Н. Логофет в произведении «В горах и равнинах Бухары»: «В его (Амира Темура) владениях к простому народу относились справедливо. Даже в финансовых вопросах царили твердые правила. Представьте себе, что налоги от прибыли, установить которые мы с усердием стремимся, в его стране существовали уже тогда. Темур требовал от чиновников при исполнении своих обязанностей подчинения законам и справедливости. «Внушение» плетью и палкой категорически запрещалось. Не выполнившие этих указаний приговаривались к смерти»1. По свидетельству академика В.В. Бартольда, во времена Амира Темура плодотворно использовались все земли, на которых можно было выращивать что-либо. Население Самарканда три года было освобождено от налогов.
Академик И. Муминов в своей книге «Место и роль Амира Темура в истории Средней Азии» также приводит ценные суждения Темура: «При сборе налогов следует быть очень осторожным, дабы не поставить народ в затруднительное положение и повергнуть край в нищету. Так как разорение народа приводит к обеднению государственной казны, а слабость казны становится причиной разъединения воинских сил, а это, в свою очередь, ведет к ослаблению власти»2. Также по всем областям на основе твердых правил и законов проводились ревизии и проверки. В стране развивалась торговля. Посол Испании Клавихо пишет о том, что в те времена в Самарканде можно было встретить торговцев из разных уголков мира, говорящих на разных языках. По его свидетельству, Самарканд в азиатской торговле занимал место своеобразного товарного склада. В частности, здесь развивались внешняя и внутренняя торговля, что имело большое значение.