Смекни!
smekni.com

Анализ неэкономической сферы деятельности Г. Беккером (стр. 2 из 3)

По мнению Беккера, главой семьи считается тот, кто «направляет денежные трансферты остальным членам, заботясь об их благосостоянии». Он добровольно передаёт им ресурсы. В какой-то степени это, по его мнению, является благотворительной деятельностью внутри семьи. Беккер говорит о воздействии «изменений доходов из различных источников на размер пожертвований и на расходы с целью ослабления чувства зависти».

Также интересной является работа «Несколько замечаний о ресторанных ценах и других примерах социальных воздействий на цены». Здесь Беккер утверждает, что существуют «социальные виды деятельности, для которых характерно совместное, отчасти публичное потребление продукта или услуги», и индивидуальный спрос на этот продукт или услугу зависит от спроса на них со стороны других потребителей. Он обнаруживает «два различных локальных равновесия, максимизирующих прибыль: одно при избыточных мощностях и низкой цене и другое при избыточном спросе и высокой цене». Это позволяет объяснить некоторые факты. Среди них, например, воздействие на потребителей рекламы и паблисити, разный успех почти одинаковых ресторанов, удачи и провалы на книжном рынке, особенности формирования цен на книги. Модель объясняет то, что «гораздо легче перейти из категории «популярный» в категорию «непопулярный», чем наоборот. Им рассматривается экономическая сфера через анализ социальной сферы.

Еще одной работой американского экономиста стала статья «Группы давления и политическое поведение». Здесь Беккер утверждает, что индивиды принадлежат к группам, использующим политическое давление для улучшения благосостояния своих членов. Конкуренция между группами определяет равновесную структуру налогов, субсидий и других политических благ. Доказывается теорема: группа, чья эффективность при оказании политического давления повышается, получает возможность снизить для себя налоги или увеличить субсидии (вследствие этого ключевую роль играют не абсолютные, а относительные показатели эффективности группы).

Работа «Выбор партнёров на брачных рынках» характеризует уровни «качества» и «производительности» в рыночной и нерыночной деятельности, соответствующие «цены». Начиная со случая моногамии, «брачный рынок максимизирует объём выпуска не в каком-либо отдельно взятом браке, а во всех браках» (выпуск при этом включает «количество и качество детей, сексуальное удовлетворение и другие блага, которые при подсчёте национального продукта никак не учитываются». Выбор партнёров может происходить по сходству (положительная сортировка) или по различию (отрицательная сортировка) тех или иных характеристик – финансовых, биологических или психологических. В работе подтверждается «распространённое мнение, что более красивые, обаятельные и талантливые женщины склонны к вступлению в брак с более богатыми и преуспевающими мужчинами».

Если численность мужчин и женщин неодинакова, то одинокими остаются самые низкокачественные представители избыточного пола (если выбор происходит по сходству) и самые высококачественные (если выбор происходит по различию). Равновесный доход и тип супруга при оптимальной сортировке зависят от характеристик всех участников рынка, а не только от него самого.

Этот анализ может учитывать различия в предпочтениях и как частный случай – эмоциональную привязанность. Специальное внимание уделено ситуации, когда распределение произведённых в браке благ не определяется рынком, а является жёстко заданным. Тогда у мужчин возникает необходимость передавать женщинам (или у женщин – мужчинам) деньги или имущество, чтобы склонить их к браку («выкуп за невест» и «приданое» соответственно).

В статье «Эволюция семьи» Беккер, опираясь на экономический подход, исследует эволюцию семьи. Для традиционных обществ характерны неопределённость и неполнота информации, и семья, по его мнению, приобрела огромное значение именно как институт, призванный защитить своих членов от неопределённости. Это объясняет многочисленные особенности традиционных обществ: чересполосицу земельных владений, «семейственность» в занятиях, почитание предков, важную роль родственных связей, института брака и фактический запрет на разводы.

По Беккеру, современное общество гораздо более динамично, поэтому накопленные старшими знания менее пригодны для младших членов семьи. «Семейные школы» оказываются менее эффективными, чем учреждения формального образования, дающие общие, более адаптированные к новым условиям знания. Многие механизмы, бывшие внутрисемейными, заменяются рыночными: родственное страхование – рыночным, семейные школы – публичными, семейная «сертификация» - экзаменами и контрактами. Кровное родство теряет своё значение, предки и старшие родственники начинают пользоваться меньшим уважением. Значительно сокращается вмешательство семьи в выбор брачных партнёров, сокращается число детей и растут инвестиции в них. Приводятся многочисленные графики и данные, иллюстрирующие эволюцию института семьи после 1950 года – снижение рождаемости, рост числа разводов, увеличение экономической активности и доходов женщин и т.д. Всему этому способствовали революция в средствах контрацепции, рост женского движения, развитие государства благосостояния.

В работе «Семья и государство» Г. Беккер показывает, что государственное вмешательство в дела семьи «в целом» согласуются «с требованием эффективности». Родители могут не откладывать средства для наследства, а направлять их на финансирование инвестиций в человеческий капитал детей, и здесь участие государства в предоставлении различных видов человеческого капитала может повысить вложения в детей до эффективного уровня, стимулируя эффективные действия со стороны родителей и предотвращая неэффективные действия со стороны детей. Важно, чтобы инвестиции в детей финансировались на эффективном уровне.

В работе также осуществлён анализ отношений меду родителями и «потенциальными» детьми и их эффект для рождаемости. («Виртуальные» дети влияют на реальную жизнь). Взаимоотношения между родителями и родившимися детьми помещаются в политический контекст: это «помогает понять, почему государственные расходы на детей в США не так уж малы по сравнению с государственными расходами на престарелых».

В статье «Экономика семьи и макроповедение» Беккер подчёркивает важную роль инвестиций в человеческий капитал. Родители, исходя из количества имеющихся ресурсов, включающих унаследованный капитал и трудовые заработки, выбирают количество детей и объём человеческого или физического капитала, передаваемого по наследству каждому ребёнку. Именно выбор количества детей и уровня вложений в человеческий капитал определяет, установится национальная экономика в «хорошем» или «плохом» равновесии. По мнению Беккера, поведение семьи «во многом является определяющим для длинных циклов деловой активности». Он убеждён, что если длинные циклы Кондратьева или Кузнеца существуют, то на них оказывает влияние уровень рождаемости и другие решения семьи.

В работе «Привычки, пристрастия и традиции» Беккер показывает, что привычки не менее рациональны, чем другие формы предпочтений, «привычка помогает экономить на издержках поиска информации и издержках её применения в изменившихся условиях». Доказывается, что давление со стороны окружения способно превратить «умеренно привычное поведение в устойчивую привычку или даже зависимость». Беккер согласен с З. Фрейдом в вопросе о «решающем влиянии раннего детства на дальнейшее поведение». Беккер показывает, что привычки и другие предпочтения, обусловленные прошлым выбором, могут заменять явные или формальные обязательства. В «институтах и культурах» привычное поведение играет стабилизирующую роль.

Основная идея "новой теории потребления", изложенной впервые в статье "Теория распределения времени" ("A Theory of the Allocation of Time") в сентябрьском номере "Экономического журнала" ("Economic Journal") за 1965 г., заключалась в подходе к семейной экономике как своего рода "малой фабрике", производящей основные товары - питание, образование и т. п. за счет использования рыночных товаров и времени ее членов и таким образом воспроизводящей кадры работников и обеспечивающей первичное разделение труда. Члены семейного хозяйства предлагают свое время на рынке труда за определенную заработную плату, а ее размер обеспечивает возможные затраты времени (cost of time) каждому потребителю. Идея Беккера заключается в том, что любое потребление стоит времени. Такой подход, по его мнению, приближает традиционную теорию потребления, оперирующую только ценами и доходом в качестве анализируемых переменных, к реальности.

В статье вначале анализировался родительский выбор относительно "качества" и количества детей в семье. Термин "качество" использовался для обозначения инвестиций родителей в поддержание здоровья, воспитание, обучение и образование детей. Беккер отталкивался от классического анализа проблем народонаселения, изложенного в знаменитом труде Т. Р. Мальтуса "Опыт о законе народонаселения". В отличие от Мальтуса, фиксировавшего, по мнению Беккера, внимание на ограничениях роста населения, связанных с ограниченностью ресурсов и технологическими факторами, Беккер сделал акцент на выборе и рациональном поведении как факторах, имеющих не меньшее, если не большее значение с точки зрения воспроизводства населения. Не подтверждается и положение теории Мальтуса о прямой зависимости между динамикой народонаселения и заработной платой, имеющей тенденцию держаться на уровне прожиточного минимума. В действительности наблюдается обратная зависимость между рождаемостью и доходом.