Специальный Фонд химической промышленности финансировал в Германии, в 1997 году работу 1900 научных сотрудников на общую сумму 24 млн. дм. Среди работ, финансируемых фондом были такие, как «новые материалы», «супрамолекулярная химия клетки». Средства из Фонда распределялись по следующим направлениям (в млн. дм): научно-исследовательские работы — 12,3; подготовка специалистов — 5,5; информатика — 2,4; прочее — 0,4.
Если говорить об общих вложениях химической промышленности Германии в научные исследования и разработки, то они выросли в 1996 году на 27%, в 1997 году — на 6%, достигнув уровня 10,9 млрд. дм. Значительная часть пошла на разработку и исследования в области новых медикаментов (4,8 млрд. дм), а также средств защиты растений (всего с медикаментами на эти цели пошло более 50% всех затрат).
С созданием Европейского валютного союза (ЕВС) с января 1999 года внешняя торговля между странами-участницами Европейского союза (ЕС) фактически превратится во внутреннюю торговлю. Изменения в соотношении валют не будут при этом играть никакой роли, от чего в первую очередь выиграют ориентированные на экспорт химические предприятия, для химической отрасли в целом возникает огромный «внутренний» рынок — самый крупный в мире.
Уже на начало 1997 года химическая промышленность стран Европейского союза достигла оборота 450 млрд. долларов, опередив химические гиганты США (373 млрд. долл.) и Японию (216 млрд. долл.). Значение химической промышленности в европейском масштабе подчеркивает и такой факт, что она занимает в ЕС второе место среди обрабатывающих отраслей промышленности после пищевкусовой (на химию падает 11% общего оборота промышленных предприятий).
Что касается химической промышленности ФРГ, то на ее долю приходится 26% оборота всей европейской химии. Со значительным отрывом далее следуют Франция (19%), Великобритания и Италия (по 12%). И именно химическая промышленность ФРГ получит наибольшие выгоды от создания ЕВС, поскольку исчезнет такой барьер, как разница в курсах валют европейских стран. Это благоприятно скажется как на экспортных, так и на импортных сделках химических предприятий. Более того, появятся долгосрочные преимущества для химической промышленности Европы вследствие будущего стабильного курса евро по отношению к валютам основных внешнеторговых партнеров вне европейского региона.
С экспортной квотой 45% (доля зарубежного оборота в отрасли) германская химическая промышленность имеет наибольшую экспортную ориентированность. Для сравнения: обрабатывающие отрасли промышленности в целом имеют экспортную квоту 32%. С учетом же химических товаров, которые косвенно, т. е. через оптовую торговлю сбываются зa рубежом, уровень внешнеторговой направленности химической отрасли повышается почти до 60%.
Около половины (44%) германского экспорта химической продукции идет в 10 европейских стран-членов ЕС, которые являются первоочередными кандидатами для вступления в ЕВС (самые крупные импортеры — Франция, Италия и Нидерланды), что приведет к некоторому снижению (до 56%) зкспортной доли химической промышленности ФРГ, зависимой от внутриевропейских валютных обменных курсов. В Великобританию, Швецию, Данию, Грецию — т. е. в те страны, которые присоединятся к ЕВС во вторую очередь, идут 12% вывоза. Данным странам потребуется больше времени, чтобы привязать свои валюты к евро в рамках второго этапа создания Европейского валютного союза и избежать слишком сильных колебаний курсов национальных валют.
Что касается доллара США, то колебания курса евро по отношению к нему будут, как правило, меньше, чем колебания курсов отдельных европейских валют. Единая европейская валюта станет опираться на значительно большее монетарное пространство, чем ныне существующие национальные валюты, и сумеет тем самым абсорбировать как приток, так и отток капиталов. Это, прежде всего, скажется на германских предприятиях, поскольку немецкая марка — одна из наиболее предпочтительных валют для создания валютных резервов и инвестирования [13, с. 43].
По подсчетам Германского института экономических исследований, особенно сильно на изменение обменных курсов реагирует зарубежный спрос на химические товары. Продолжительная реальная ревальвация немецкой марки на 1% по отношению к валютам 18 промышленно развитых стран приведет к сокращению спроса на 1,3%. В тех же самых условиях спрос на германские товары упадет только на 0,7%. Уменьшение риска ревальвации немецкой марки в связи с вступлением ФРГ в EВC благоприятно повлияет на химическую промышленность Германии в международной конкуренции цен. Менее выражены преимущества гибкости цен при импорте: в Германии ревальвация германской марки на 1% повышает импортный спрос только на 0,25%.
При значительном доминировании стран Европейского союза в германском импорте химической продукции (не менее двух третей импорта ФРГ приходится на эти страны) введение евро принесет химической промышленности как минимум краткосрочные преимущества. С одной стороны, валютные курсы в рамках Европейского валютного союза, исходя из опыта прошлых лет, подвержены незначительным колебаниям. С другой, и это должно пониматься в расчет прежде всего — импортные цены за химическую продукцию зависят в высшей степени от доллара США. в этих условиях для химической промышленности на длительную перспективу могут возникнуть благоприятные условия в связи с введением евро — общей валюты международных расчетов в рамках ЕВС.
Эти обещания вполне реалистичны: если в будущем все 15 членов ЕС войдут в ЕВС, то доля евро во взаимных расчетах превысит, по оценкам, 40%. При удельном весе доллара США в размере 48% в настоящее время, евро буквально станет наступать доллару на пятки. Более того, по некоторьм долгосрочным оценкам, доля евро в международных расчетах может быть выше, чем суммарная доля существующих ныне валют стран ЕС, поскольку вырастет спрос на евро со стороны третьих стран.
Об этом сигнализируют сегодня страны Центральной и Восточной Европы. Кроме того «пороговые» и новые индустриальные страны Восточной Азии, расчетной валютой которых до сих пор остается доллар США, могут частично переключиться на евро. Не исключено, что так же поступят страны-зкспортеры энергоносителей и сырьевых товаров, чтобы избежать диктата валюты США. Связанное с этим сокращение рисков обменных курсов благоприятнее всего скажется на химической промышленности.
Уже до создания Европейского валютного союза химическая промышленность Германии могла выиграть от достигнутой стабилизации валютных курсов потенциальных стран-участниц союза, в частности, путем сокращения издержек по валютным операциям и мерам по поддержанию валютных курсов и уменьшения до минимума риска потерь на обменных курсах между датами заключения контрактов, поставок и платежей. Важными для зарубежных прямых инвестиций являются долгосрочные преимущества стабильности обменного курса и безопасности планирования на уровне предприятий.
Введение евро одновременно приведет как к обострению конкуренции вследствие увеличения транспарентности цен в рамках европейского внутреннего рынка, так и к росту конкурентного давления со стороны третьих стран. Это вызовет политическую необходимость принятия мер по гармонизации соответствующих стандартов в так называемых «евространах» и повысит давление на предприятия с целью повышения эффективности действий в международной конкурентной борьбе [1, с. 32].
По данным Германского федерального статистического ведомства за первое полугодие 2006 года химическая промышленность страны достигла отличных результатов. Обороты и объёмы производства существенно расширились. Общий оборот химической индустрии в размере 80,4 миллиарда евро превзошёл в первом полугодии 2006 года уровень за тот же период прошлого года на 5%. Также увеличились внешнеторговый оборот - на 7,1% (до 44,1 миллиарда евро), и оборот на внутренних рынках страны - на 2,5% (до 36,3 миллиарда евро). Чистая продукция (часть валового продукта, остающаяся после вычета стоимости материальных затрат, представляющая собой вновь созданную стоимость) в химической индустрии Германии в первом полугодии 2006 года выросла на 3,4%.
Хорошие экономические результаты химической индустрии в первом полугодии нашли своё отражение и в заработках работников отрасли. Так, средняя заработная плата в химической промышленности за данный период возросла на 3,8%. При более или менее стабильных расходах на заработную плату в расчёте на единицу выпускаемой продукции (-0,9%) производительность труда за этот период повысилась на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С одной стороны, это отражает общий подъём химического производства в стране, а с другой - дальнейшее снижение уровня занятости в химической промышленности. Здесь, по состоянию на июнь текущего года, трудоустроено чуть менее 434 тысяч человек (на 1,3% меньше, чем год назад). Еще одним фактором роста немецкого химпрома является то обстоятельство, что большинство компаний в указанный период повысило цены на свою продукцию. Рост закупочных цен на химическую продукцию по сравнению с 2,8% прошлого года в первом полугодии нынешнего составил 3,4%. Закупочные цены в третьем квартале 2006 года продолжают расти. Однако необходимо учитывать, что при повышении цен на нефтехимическое сырьё и, соответственно, базовые химические продукты, немалые трудности у немецких химиков стали возникать в системе сбыта.
Следует также отметить, что из-за ревальвации евро затрудняется экспорт немецкой химпродукции в страны, где базовыми являются другие валюты (в частности, это касается американского доллара, британского фунта и японской йены), а импорт, напротив, облегчается. Об этом свидетельствует увеличение объёмов ввезённого в страну в I полугодии химического сырья более, чем на 16%. Однако слишком высокая зависимость от импорта также таит в себе риск: общее охлаждение мировой экономики весьма сильно отражается на немецкой химии. Эксперты предполагают, что химическая промышленность страны, цикл развития которой традиционно начинается раньше, чем в других отраслях, пережила очередной свой зенит.