Смекни!
smekni.com

Антифеодальное движение (стр. 3 из 3)

Следующее десятилетие (1638—1647), названное польскими панами «золотым покоем», было временем жестокого феодального и национального угнетения украинского народа, нарастания его сопротивления, сплочения сил для освободительной войны. В 1639 г. была отстроена крепость Кодак. Осматривая стены крепости, коронный гетман Конецпольский спросил у присутствовавшего там Богдана Хмельницкого мнение о ее мощи. Тот ответил двусмысленно: «Построенное руками можно руками и разрушить». Это был достойный ответ человека, вынашивавшего планы свержения гнета на Украине.

На западно-украинских землях не угасало опришковское движение, которое отвлекало на себя значительные польско-шляхетские военные силы. Особенной активностью отличались действия отрядов опришков под предводительством Игната Высочана и его сына Семена.

Повсюду на украинских землях народные массы готовились к решающей борьбе за освобождение из-под иностранного господства и воссоединение Украины с Россией.

5. Братства и освободительное движение

В условиях усиления освободительного движения на Украине возникали братства — общественные союзы православного украинского населения — горожан, духовенства, шляхты, казаков. Они играли заметную роль в политической и культурной жизни, противостояли наступлению католичества и униатства, национальным притеснениям. Такие братства появились и в Белоруссии, испытывавшей такие же притеснения.

На Украине первое братство возникло во Львове (1586) при церкви Успения вместе со школой и типографией. В конце XVI и в начале XVII в. братства были основаны в Рогатине, Городке, Галиче, Сатанове, Виннице, Дрогобыче, Кременце, Луцке, Немирове, Лубнах, Киеве и других городах.

Особенно активно действовало Киевское братство, основанное в 1615 г. В него вступило Войско Запорожское во главе с гетманом Петром Сагайдачным (1620). Это братство принимало участие в восстановлении деятельности православной церкви на Украине, выступало за освобождение Украины и воссоединение ее с Россией, поддерживало связи с Москвой.

Братства формально подчинялись вселенскому патриарху в Иерусалиме и высшему православному духовенству (митрополиту, епископам) на Украине. Но они действовали независимо и пытались даже контролировать церкви и монастыри. Среди известных деятелей братств были высокообразованные люди, просветители Юрий Рогатинец, Дмитрий Красовский, Кирилл Ставровецкий.

Деятельность братств была достаточно широкой. Они основывали школы, типографии и больницы, отстаивали интересы православных церквей и городского населения. Деятельность братчиков противостояла наступлению феодалов, католичества и унии, объединяла общественные силы освободительного движения против господства Речи Посполитой. Они выступали за воссоединение Украины с Россией. Братства укрепляли связи украинского народа с народами Болгарии, Сербии и других славянских стран, находившихся под гнетом султанской Турции, поддерживали их освободительную борьбу.

Братства, православное духовенство, шляхта, казачество, мещане добивались восстановления деятельности православной церкви, фактически ликвидированной после; Брестской церковной унии. В 1620 г. из Москвы в Иерусалим возвращался патриарх (глава) православной церкви Феофан. В Киеве он высветил митрополитом киевским и галицким ректора Киевской братской школы Иова Борецкого, а также нескольких епископов на православные кафедры (епархии или епископские округа) Украины и Белоруссии. На Украине патриарха сопровождал и охранял казацкий полк Петра Сагайдачного. Польско-шляхетское правительство и униаты не смогли этому помешать.

Православное духовенство Украины активизировало связи с Россией. Иов Борецкий направлял в Москву свои посольства (1622, 1624), которые поднимали вопрос о воссоединении Украины с Россией. После смерти Иова Борецкого (1631) на арену религиозной борьбы выдвинулся Петр Могила (1596— 1647) — сын молдавского воеводы, церковный и просветительный деятель, архимандрит Печерского монастыря, а вскоре — митрополит киевский и галицкий. Петр Могила учился во Львовской братской школе, служил в польском войске, был выразителем интересов украинских магнатов. Поэтому он не пользовался авторитетом среди низшего православного духовенства, украинской шляхты, мещан и казаков. Могила заботился об укреплении православной церкви и возвращении ей поместий. Но заложенные ранее связи православного духовенства с Россией не нашли развития вплоть до освободительной войны 1648 —1654 гг. Низшее православное духовенство приняло активное участие в освободительном движении.

Освободительное движение украинского народа в конце XVI и первой половине XVII в. подготовило силы для решительной и успешной борьбы против господства шляхетской Речи Посполитой, осуществления великой исторической цели — воссоединения Украины с Россией.


Список литературы

1. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» - К., 1989

2. Сергиенко Г.Я. «Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» - К., 1987

3. Власов В.Ф. «История 8 класса» - К., 2002

4. Телихов Б.В. «Развитие Украины» – М., 1987

5. Сарбей В.Г. «СССР в истории Украины» – Х., 1999