Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет
Кафедра украинской и зарубежной культуры
РЕФЕРАТ
«Античный полис Херсонес Таврический»
Севастополь-2002
Содержание
Введение
1. Основание Херсонеса
2. Период независимости
2.1 Государственное устройство
2.2 Культура
2.3 Экономика
3. Период зависимости от Митридата и Боспора
4. Римский период
4.1 Экономика в римский период
4.2 Культура в римский период
5. Поздне-римский период
Заключение
Библиографический список
Введение
Херсонес Таврический—это единственный на территории нашей страны сравнительно хорошо сохранившийся античный город. Территории остальных античных городов большей частью застроены, поэтому вести исследования их остатков почти невозможно. На примере Херсонеса мы можем изучать культуру, обычаи, нравы древних греков. Мало того, Херсонес являлся высокоразвитым городом и долгое время влиял на обстановку в черноморском регионе. Поэтому необходимо уделять должное время изучению Херсонеса.
В реферате описывается античный период истории Херсонеса—со времени его основания в VI веке до н. э. и до заката античности. Особое внимание уделяется описанию культуры и экономики Херсонеса.
1. Основание Херсонеса
Все греческие города Северного Причерноморья, за исключением Калос Лимена, были основаны в первой половине VI века до н. э. В первой половине столетия греки-ионийцы освоили восточное побережье Таврики, а ближе к его концу началась колонизация юго-западной части полуострова.
Процесс расселения греков по Средиземному, Чёрному и Азовскому морям называется «Великой греческой колонизацией». Процесс начался в VII веке и длился около 200 лет. Причиной расселения послужил недостаток в Греции территорий для проживания и пропитания. Колонизаторами нередко были изгнанники из Греции.
Оседая на новых землях, греки налаживали торговлю с другими колониями и метрополией, заимствовали традиционные обычаи, обряды, религию.
Греки в то время не являлись единым народом: они делились на несколько «племён», самыми крупными из которых были дорийцы и ионийцы.
Ионийцы жили преимущественно по берегам Эгейского моря. Самым крупным городом ионийцев был Милет. Считались поклонниками культуры и цивилизованности.
Самым известным государственным образованием дорийцев была Спарта. Они считали своими покровителями Зевса и Ареса. Отличались суровыми условиями жизни.
Итак, Херсонес Таврический был основан дорийцами. Рассмотрим, при каких обстоятельствах он был основан.
Метрополией Херсонеса был город Гераклея Понтийская, находившийся на южном побережье Черного моря. Гераклею основали в первой половине VI века до н. э. ионийцы, которых через некоторое время вытеснили дорийцы. Вследствие политической нестабильности часть населения Гераклеи покидает её, основывает на западном берегу Черного моря город Калиатис, но вскоре возвращаются и свергают оппонентов. Новые изгнанники поселяются на юго-запалном побережье Таврики и в 528 году до н. э. основывают город Херсонес. Им пришлось действовать решительно и даже применять военную силу, так как эти земли были населены таврами. Грекам удалось оттеснить тавров, а часть даже подчинить своему влиянию.
2. Период независимости
С VI по I век до н. э. Херсонес существовал как полис—независимое государство. В первые века своего существования он испытывал влияние своей метрополии—Гераклеи, но затем окончательно обретает черты самостоятельности. Период независимости можно разделить на два подпериода: классический и эллинистический. Первый период длился с VI по IV века до н. э. В это время происходит становление херсонесского полиса и формируется государственный строй—демократическая республика. Второй период характеризуется некоторыми изменениями в культурной жизни города, изменениями в экономике и торговых отношениях, так как произошли крупные изменения в эллинистическом мире, связанные, в частности, с походами Александра Македонского.
Херсонес не был городом-государством. Он подчинил себе побережье западной Таврики с городами Керкинитида и Калос Лимен. Таким образом, Херсонес имел все возможности для успешного развития.
2.1 Государственное устройство
Основную массу свободного населения Херсонеса составляли греки-дорийцы. В Херсонесе жили также тавры и скифы. Скифские имена, в частности, встречаются на амфорных ручках.
Некоторые лица таврского и скифского происхождения наряду с греками пользовались гражданскими правами, что свидетельствует о тесной взаимосвязи Херсонеса с местным населением.
В Херсонесе, как и в иных античных полисах, существовали такие классы, как рабовладельцы, рабы и свободное население. К рабовладельцам мы можем отнести крупных землевладельцев, хозяев мастерских, торговцев. К свободному классу—мелких крестьян и ремесленников. Что касается рабов, значительную часть их составляли скифы. Известно, что в соседнем Боспорском царстве в конце II века до н. э. произошло восстание скифов под руководством раба Савмака. Восставшие захватили Пантикапей и убили царя Перисада V. Это свидетельствует о том, что скифы эксплуатировались греками.
В независимом Херсонесе была демократическая республика. Этот строй, а также само государственное устройство, заимствованы херсонеситами у метрополии—Гераклеи.
Важным документом, дающем представление о государственном устройстве Херсонеса, является «присяга граждан Херсонеса», которую произносили достигшие совершеннолетия юноши—эфебы.
Высшими законодательными органами в Херсонесе были Совет и Народное собрание. Совет подготовлял декреты и передавал их на утверждение Народного собрания. Председатель и члены Совета менялись ежемесячно. Народное собрание также рассматривало вопрос о предоставлении или лишении гражданства, о войне и мире. Любой гражданин мог быть избран в Совет и Народное собрание.
Исполнительные органы были большей частью коллегиальными. Архонты(или стратеги) были предводителями войска, они составляли коллегию из четырёх лиц. Коллегия номофилаков наблюдала за правильным исполнением законов в государстве и имела право вносить проекты новых законов. Существовала должность «царя» (базилевса), который был главным жрецом и был представителем государства на торжественных мероприятиях. Продик, по-видимому, исполнял обязанности государственного прокурора. Астиномы контролировали правильность мер веса и объёма и следили за чеканкой монет. Агораномы были рыночными надзирателями. Гимнасиархи были начальниками гимнасий. Для выполнения поручений временного характера избирались эпимелеты. За вырезкой надписей наблюдала коллегия симнамонов.
В IV—II веках до н. э. Херсонес уже чеканит собственную монету и во внешних отношениях выступает как независимое государство. Об этом свидетельствует подписание в 179 году до н. э. договора с понтийским царём о мирных отношениях между собой и Римом.
Определённые разногласия возникают у Херсонеса с Боспорским царством, где не было демократии, а правила династия Спартокидов. В частности, Херсонес вместе с Гераклеей принимал участие в борьбе Феодосии против Боспорского царства.
Также Херсонес вёл борьбу с таврами и скифами: в IV—III веках до н. э. Херсонес смог отбить у них некоторые территории. Однако были совершены крупные набеги варваров на город, которые учащаются в III веке до н. э. Особую опасность для Херсонеса представляли скифы, в борьбе с которыми Херсонес заключает временные союзы с Боспором, а затем прибегает к помощи Понта, жертвуя своей независимостью.
2.2 Культура
Херсонеситы придерживались той же религии, что и остальные греки. Верховное божество—Зевс. Почитались также Гея (Земля), Гелиос (солнце) и Дева (заимствованный у тавров), что явствует из херсонесской присяги.
Культ Девы получил значительное развитие: Дева являлась покровительницей Херсонеса. В её честь в центре города был построен храм. Изображение Девы чеканилось на монетах, присутствует среди памятников искусства.
Почиталось также и иное божество, олицетворение города—Херсонас, изображение которого можно также увидеть на монетах.
В Херсонесе почитались и такие олимпийские боги, как Геракл, Афина, портреты. Известно, что на священной площади города (теменос) стояла статуя Афины высотой несколько метров.
Херсонес поддерживал религиозные связи с Делосом и Дельфами. Херсонес вносил значительные суммы в фонд храмов. Начиная с III века до н. э. в Делосе проводился праздник «Херсонесий».
В Херсонесе были распространены жертвоприношения. В жертву приносились животные, птицы и злаки. Жертвенники и алтари ставили перед храмом под открытым небом.
Древние греки верили в загробный мир, поэтому клали в могилу погребённого необходимые вещи и украшения, а также монеты.Дионис. Найдены мраморные жертвенники, посвящённые Гераклу, остатки статуй Афины, Изображения Диониса на мраморе, терракоте, его скульптурные
Количество вещей и украшений говорит об имущественном и социальном положении погребённого. Различались также способы погребения. Например, в1899 году был открыт склеп с семью погребениями. Это были сожжённые останки, часть которых находилась в урнах. Обилие украшений говорит о высоком положении погребённых.
А в 1936-1937 годах в северной части города были найдены около 130 погребений. Большинство похоронено без гробов и без каких-либо вещей. По-видимому, это могилы простого люда.
Как мы видим, в Херсонесе в то время существовало два способа погребения: трупосожжение и трупоположение. Первый способ относится скорей к элите населения Херсонеса, поэтому таких захоронений меньше: отношение примерно 1:90.
Греки называли кладбище «некрополь»—город мёртвых. Он находился за городскими стенами. На могилах ставились памятники. Они бывали разных видов: например, известняковая плита обрабатывалась в виде головы или бюста; встречались и большие надгробия в виде прямоугольных плит с фронтоном, розетками, иногда с изображением оружия и с надписью имени и отчества умершего: «Аполлоний, сын Полиарха», «Теламон, сын Епифания». Иногда имена писались на встроенных мраморных табличках.