В начале 1906 г. дом Луцкевичей попал в поле зрения охраны, что привело к тому, что Луцкевичи вынуждены были покинуть Минск и переехать в Вильно, перейдя на нелегальное положение и жить по фальшивым документам. Иван был теперь Иваном Михальчуком, Антон – Генриком Буковецким [9,c.99]. Этот период времени оказался нелёгким для Антона Луцкевича, но тем не менее он не отказался от своих убеждений и продолжал вести активную работу. Так было подготовлено выступление сельхозрабочих на Виленшчине. На что же жили Луцкевичи как пишет А.Бергман: «Поначалу им помогала одна Алаиза Пашкевич (Цетка), которая сама вынуждена была скрываться» [27,c.122].
Переехав в Вильно Луцкевичи фактически перенесли с собой центр белорусского возрождения коим стала бывшая столица ВКЛ. Именно с 1906 года начинается новый этап в развитии белорусского национального движения, получивший название «Нашенивский период» и был связан с издательством газеты «Наша Нiва».
Таким образом, удалось в некоторой степени, проследить общественно-политическую деятельность Антона Луцкевича на протяжении 10-и лет. Следует отметить, что же повлияло на формирование мировоззрения Антона Луцкевича в течении всего этого периода. Являясь шляхтичем-католиком, А.Луцкевич еще в годы учебы в гимназии осознал себя белорусом. Во многом на это повлияло его социальное положение, которое «вынуждало» Антона общаться с людьми, язык которых не походил ни на польский, ни на русский. У Антона Луцкевича возникал ряд вопросов, на каком же языке разговаривает западный край России. В этот период А.Луцкевич осознавал уже себя белорусом. Процесс созревания национального самоопределения белорусов не был чем-то случайным. Начало его было положено еще в XIX в. Но только в н. XX в. он представлял собой довольно организованный поток, вступив в который А.Луцкевич прошел до конца жизни. Именно это позволило ему избежать влияния польских социалистов и обозначить свой путь к самоопределению.
Национальное возрождение, это не только политическая борьба: но и социальное, национальное, культурное, литературное и просветительское движение. Не удивительно и то, что представители его были одновременно политиками и общественными деятелями, просветителями и писателями.
2.2 А. Луцкевич в «нашенивский период» (1906-1915)
Важнейшим моментом в национальном уважении Белоруссии было появлении легальной печати на белорусском языке. Еще в 1906 г. зародились первые издательства, имеющие своей целью разбудить белорусское самосознание.
Так в Минске вышла белорусская газета на русском языке «Голос Белоруссии», которая была закрыта еще на первом номере. Активнейшая роль в организации этих издательств принадлежала БСГ, ее лидерам. Так, в мае 1906 г. в Петербурге, где находился член БСГ В.Ивановский, было организовано издательство «Заглянет солнце и в наше оконце» [29,с.538]. Это издательство, вплоть до его закрытия в 1914 г., много сделала для белорусского возрождения. Н все же, по настоящему титаническую работу, вплоть до своего закрытия в 1915 г., сделала газета «Наша Нива», по названию которой и называется период белорусского возрождения, охватывающий 10 лет Истории Белоруссии.
Начало издательства этой газеты предшествовала «Наша Доля». Она являлась фактически первой легальной общественно-политической и литературной газетой для рабочего класса. Первый номер газеты увидел свет 1 сентября 1906 года и был набран двумя шрифтами. Известно, что неофициальными редакторами этой газеты были братья Луцкевичи, А.Пашкевич (Тетка), Уместовский. Газета «Наша Доля» призывала всех белорусов к работе на благо национального возрождения и выступала за белоруссизацию системы образования: делала попытки образовать сельские союзы по принципу профсоюзов городских рабочих – и вместе с ними добиться единства действия рабочих и крестьян в тех обстоятельствах. «Ни штыки и плети не успокоят народ! Для успокоения народа есть одна только Рада: исполнить то, что добивается народ…» [31,c.185].
Вообще статьи «Нашей Доли» отличались революционностью, но тем не менее, как отмечает сама редакция газеты, что не смотря на репрессии, она как и раньше «будем защищать дела народные и всей рабочего пролетариата» [31, с.185]. Известно, что уже на первый номер «Нашей Доли» был наложен арест, но тем не менее арест был отменен. Но не смотря на это судьба газеты слаживалась не в ее пользу. Судебные процессы проходили по 3 и 4 номерам. Все это говорило о бесперспективности борьбы в таком направлении.
Все это понимал и А.Луцкевич, который с другими лидерами БСГ (А.Власовым и В.Ивановским) начали склоняться к либерально-народническим позициям. Это выяснилось в редакционном заявлении 4 номера газеты «Наша Доля»: «Землю нужно добывать не силой и грабежом, а законам» [32,с.411]. В принципе редакция заявила о закрытии газеты, но нашлись люди, которые продолжили ее издательство, но успеха она, как известно, не имела. 5-й и 6-й номера были конфискованы, а 7-й полиция уничтожила еще при ее наборе.
Покинув редакцию «издатели газеты во главе с Иваном и Антоном Луцкевичами» [33,с.78] взяли более последовательный, либеральный курс. А.Луцкевич прекрасно понимал, что идти на открытое столкновение с самодержавием в тех обстоятельствах не только глупо, но и являлось политической недальновидностью и своеобразным безумием. Начав издавать новую газету «Наша Нива», уже в первом номере обозначилось направление деятельности газеты: «Не думайте, что мы хотим служить только панам или одним мужикам. Нет, никогда нет! Мы будем служить всему белорусскому угнетенному народу» [34,с.1].
То есть, взяв на вооружение развитие, прежде всего, культурно-просветительские работы, редакции да и Грамадавцем, в целом, удалось сохранить не только свои кадры, т.е. избежать репрессий, объединить, как говорил И.Дворчанин, «всю сознательную Беларусь на борьбу за национальные идеалы» [35,с.29].
Смотря с высоты, фактически, столетия на эти события А.Луцкевич и остальные лидеры БСГ, которые последовали этой тактике, сделали правильный выбор. Первый номер газеты ярко показывает реформистский путь, который выбрала БСГ. Особенно хорошо это видно в статье «Выборы в Государственную Думу», где решение основных социально-экономических вопросов связывается не с революцией, а с Государственной Думой. В ней отмечается следующее: «Правительство в манифесте 17 октября 1905 г. само признало, что от этого дня «ни один закон не может иметь силы, пока народ через своих избранных депутатов… не даст на это свое согласие», с этой Думы народ должен получить, сколько это возможно» [34,с.2].
Как же восприняли появление новой газеты на белорусском языке в Беларуси. Как отмечает в своих воспоминаниях Витан-Дубейковская, на появление в продаже газеты «Наша Нива» фактически не обратили внимания, и многие говорили: «Otchlopskagazeta» [36,с.61]. Но она, которую называли «холопской», нашла своего читателя среди интеллигенции как польской, так и российской. По-разному смотрели на нее эти два противоположных крыла Российской империи. Если поляки считали, что появление белорусской газеты подрывало полонизацию белорусского крестьянства, то россияне считали, что она мешала русификации [36,с.61].
Каждая из сторон имела свои интересы и не была заинтересована в пробуждении у белорусских крестьян своего лично-белорусского самосознания. Ярким примером тому может служить заявление западно-русов к «Нашей Ниве», где они говорят о бесперспективности этого мероприятия и непригодности его для жизни отдельно взятого человека. Но, тем не менее, с течением времени, сила влияния газеты возрастала. В первую очередь, благодаря тому, что она «более или менее последовательно и глубоко, однако всегда поднимала наболевшие вопросы и проблемы, которыми жила белорусская деревня» [6,с.204].
Но все же необходимо вернутся к личности, с именем которого связана деятельность этой газеты. К личности А.Луцкевича. Мы знаем, что «душой» «Нашей Нивы», ее двигателем, своеобразным «генератором» идей были братья Луцкевичи. Но, тем не менее, именно этих деятелей белорусского возрождения читатель, который впервые берет в руки «Нашу Ниву», перед тем не изучавший ее архивов, как раз и не заметит. В чем же причина? Как известно, А.Луцкевич находился на нелегальном положении, да и ставить во главе газеты радикально-настроенных редакторов, означало бы поставить под удар издательство самой «Нашей Нивы». И чтобы спасти газету от репрессий, он выводит на авансцену довольно лояльных и ни в чем не замешанных редакторов [10,с.4]. Таковыми являлись З.Вольский, А.Власов, беспартийный и довольно популярный в народе своими публикациями Янка Купала. Сам же А.Луцкевич оставался в тени, анонимным автором многочисленных ее редакционных и «бегучих» материалов. В.Конан делает вывод, с которым можно согласится, что естественноведческое образование А.Луцкевича, которое он получил в Питербурге, довольно сильно повлияло на социальную философию и эстетику А.Луцкевича. Да и популярная тогда эволюционная теория имела место во всей деятельности А.Луцкевича.
Литературное наследие А.Луцкевича довольно богатое. Только за 1906 – 1908 гг. он в «Нашей Ниве» опубликовал около двадцати статей, в том числе: «О свободах», «Работа Думы», «Как живут американские рабочие», «Третья Дума и инородцы» и многие другие. Рассмотрим некоторые из них, чтобы представит, что побуждало А.Луцкевича к их написанию, и чего он хотел добиться [11,с.4].
Так, в статье «О свободе» [38,с.2], опубликованной в 4-м номере газеты за 1907 г., говорится о причинах, которые вызывают неравенство среди людей, и добавляет, что «не каждый хорошо живет как сделать так чтоб беду побороть» [38,с.2]. Что же предполагает А.Луцкевич, автор этой статьи, в которой обозначил себя лишь одной буквой «Г…». Прежде всего, он ставит вопрос о главенстве закона над всеми, и чтобы последний обеспечивал прежде всего свободу человека: «Чтобы каждый отдельный человек был свободен и арестовать его можно было только по приказу суда. Чтобы паспорта были отменены и каждый человек имел право свободно передвигаться куда захочет» [38,с.3]. Последний пункт актуален и по сей день, не говоря уже о царской России начала XX века.