Смекни!
smekni.com

Борьба американских колоний Англии за независимость. Образование США (стр. 3 из 6)

Повсеместная политизация и радикализация колониальной прессы служила катализатором революционных событий, интерпретатором провозглашаемых лозунгов, своеобразным стражем конституционных свобод. С 1763 по 1783 годы двести американских типографий выпустили около девяти тысяч печатных изданий - книг, газет и плакатов; из них, по крайней мере, две тысячи были политическими памфлетами. Их назначение - попасть как можно быстрее в руки читателя и склонить его на сторону того или иного лагеря - делало памфлеты необычайно злободневными. Вторая половина 1760-х гг. - время расцвета таланта таких выдающихся публицистов и журналистов периода Революции, как Бенджамин Франклин, Джеймс Отис, Джон Дикинсон, Томас Пейн, Томас Джефферсон, Александр Гамильтон, Джон Адамс, Сэмюэл Адамс, Дэниэл Дюлани, Сэмюэл Сибери.

В конце 1767 г. в газете "ThePennsylvaniaChronicle" ("Пенсильванская хроника") начали публиковаться "Письма пенсильванского фермера жителям британских колоний", направленные против британских актов и получившие чрезвычайно широкий резонанс как в самих колониях, так и в Англии. "Письма", выходившие в период с 1767 по 1768 годы, представляли собой публицистические размышления не только о насущных проблемах американцев, но и о будущем нации. Их автором был юрист и политический деятель Джон Дикинсон, он апеллировал к здравому смыслу, требуя уравнивания колоний в правах с метрополией и контроля над правительством[27].

Итак, в 1760-1770-х гг. в Америке стала развиваться революция, которую можно назвать внутриполитической и которая развивалась от ограничения привилегий и власти провинциальной элиты и расширения прав среднего и нижнего классов к ликвидации колониальной зависимости Северной Америки от Англии, затем к развитию демократии. Как идейная революция, она сплотила разные по социальному статусу слои в общую американскую нацию.

2. Экономические причины войны за независимость колоний

Экономически невыгодно складывались отношения между английским деловым миром и американцами. Начиная с середины 17 века, Великобритания старалась установить полный контроль над экономическими операциями американских колоний, реализуя схему, при которой все промышленные товары (от металлических пуговиц до рыболовецких судов) импортировались в колонии из метрополии в обмен на сырье и сельскохозяйственные товары. При этой схеме английские предприниматели, равно как и английское правительство, были крайне незаинтересованы в развитии промышленности в колониях, а также в торговле колоний с кем бы то ни было кроме метрополии[28].

А тем временем американская промышленность (главным образом в северных колониях) достигла значительных успехов. Особенно американские промышленники преуспели в постройке судов, что позволило быстро наладить торговлю с Вест-Индией и тем самым найти рынок сбыта для отечественной мануфактуры. Английский парламент счел эти успехи настолько угрожающими, что с 1750 году издавал законы, запрещающие колониям то или другое. И это не считая множества пошлин и налоговых сборов на товары, которые колонисты собственноручно ввозили домой.

В 18 веке не существовало налога на доходы, как в наши дни. Именно поэтому, если британцы хотели чтобы американские колонисты платили больше налогов в английскую казну, то необходимо было поднять налоги на некоторые потребляемые товары или же повысить налоги на импортируемые товары [29].

Например, в 1765 году парламент Англии принял Закон о гербовом сборе, который предусматривал, что все официальные документы, контракты, газеты, включая лицензии на деятельность таверн должны оформляться по закону и иметь специальный герб, который можно приобрести у печатника. По закону, все торговые и иные гражданские документы облагались штемпельным сбором. Закон о гербовом сборе был открыто несправедлив к американцам. Так, например, чтобы получить права нотариуса в Англии надо было заплатить 2 фунта стерлингов, а в Америке - 10. [30]

В 1767 году премьер министр Англии объявил, что у него есть секретный план, как выудить деньги из американцев. План заключался в повышении налогов на некоторые импортированные товары: чай, краски, стекло, бумагу (Акты Тауншенда). Но этим нарушалось обещание, данное колонистам, при выселении их из Англии: "Они, так и все их потомки будут иметь одинаковые права с английскими подданными, все равно как-бы они жили в самой Англии"[31]. Американцы согласились платить эти пошлины в таком только случае, когда их уполномоченные будут заседать в английском парламенте, когда они будут иметь там право голоса и дадут на них свое согласие. Английский парламента не обратил на это требование никакого внимания, издавши в 1765 году, как было сказано выше, для северной Америки "штемпельный акт", по которому все жители ее должны были употреблять бумагу со штемпелем для всех торговых и судебных дел. Во многих местах в Америке начались тогда волнения. Введение налога на газеты вызвали к жизни брошюры массачусетского юриста Джеймса Отиса "Права британских колоний" и будущего губернатора Род-Айленда Гопкинса "Права колонистов", в которых доказывалось, что право обложения налогами должно находиться в связи с представительством.

В том же 1765 г. в Нью-Йорке собрался "Конгресс против штемпельного сбора", представлявший собою большую часть колоний; он выработал Декларацию прав колоний. Почти во всех колониях стали появляться организации "Сыны свободы". Среди лидеров "Сынов свободы" был Джон Адамс - один из отцов-основателей США и будущий второй президент страны.

Все эти события произвели впечатление на английский парламент, и в 1766 г. Акт о гербовом сборе был отменен; но вместе с тем английский парламент торжественно объявил о своем праве и впредь "издавать законы и постановления, касающиеся всех сторон жизни колоний"[32]. Это заявление, несмотря на декларативный его характер, могло только усилить негодование в Америке, которому, вместе с тем, реальная победа в вопросе о штемпельном сборе придавала энергию и силы.

В 1767 г. Англия обложила таможенными пошлинами ввозимые в американские колонии стекло, свинец, бумагу, краски и чай; затем, когда нью-йоркское законодательное собрание отказало в субсидии английскому гарнизону, английский парламент ответил отказом в утверждении каких бы то ни было постановлений нью-йоркского законодательного собрания, пока оно не смирится; в то же время министерство приказало губернаторам распускать законодательные собрания, которые будут протестовать против английских властей. Американцы отвечали агитацией за неупотребление подлежащих оплате пошлинами товаров (например, колонисты объявили, что назовут бесчестным каждого, кто вздумает покупать чай в английском магазине) - и действительно, эти товары стали доставлять английскому казначейству доходов менее, чем ожидалось[33].

Таким образом, ко второй половине 18 века население американских колоний все явственнее выступало как общность людей, находившихся в конфронтации с метрополией.

3. Ход войны за независимость английских колоний

Искрой, из которой разгорелась американская революция, стало "Бостонское чаепитие". Бостон, как и вся Массачусетская колония, уже давно считались в Британии "возмутителями спокойствия". В 1773 г. группа заговорщиков из ячейки "Сыны свободы", переоделись индейцами, забралась на три судна в Бостонской гавани и побросали в воду 342 ящика с чаем. Это событие стали называть Бостонским чаепитием. Правительство ответило репрессиями против Массачусетса: в Бостоне запрещалась морская торговля, отменялась партия Массачусетса, распускалось её законодательное собрание[34].

Но за Массачусетсом стояла вся Америка: пришлось распустить и другие законодательные собрания. Английское правительство пошло на самые решительные шаги для усмирения мятежников. Порт был блокирован вплоть до уплаты городскими войсками компенсации за уничтоженный груз. Англичане упорно не хотели замечать широты мятежа, полагая его делом группы радикально настроенных фанатиков. Но карательная акция против Бостона не только не усмирила мятежников, но и послужила всем американским колониям призывом сплотиться воедино для борьбы за независимость.

После бостонского инцидента, запретившего законодательные собрания, они, однако, продолжали собираться, а 5 сентября 1774 года открылся в Филадельфии совершенно уже нелегальный Конгресс представителей от 12 колоний (55 представителей от всех американских колоний Великобритании, за исключением Джорджии), выбранных законодательными собраниями. Конгресс получил название - Первый Континентальный конгресс, на нем присутствовали Джордж Вашингтон, Самуель и Джон Адамс и другие видные американские деятели. Первый Континентальный конгресс сделал обзор законов, нарушающих интересы колоний. Конгресс выработал петицию к королю и воззвание к английскому народу, эти документы признавали связь Америки с метрополией, но настаивали на отмене последних парламентских актов относительно колоний и требовали справедливости, угрожая в противном случае прекращением торговли с Англией. Была издана "Декларация прав и жалоб", которая содержала заявление о правах американских колоний на "жизнь, свободу и собственность", а также выражала протест против таможенной и налоговой политики метрополии. Конгресс объявлял бойкот английским товарам вплоть до полной отмены дискриминационных актов[35].