Взгляд Устрялова на унию был вполне характерен. Но с таким однобоким подходом трудно согласиться. Ведь как бы не была навязана уния, она в последствии стала религией подавляющего большинства белорусов. Хотя, с другой стороны, нельзя не заметить насильственный характер ее навязывания на раннем этапе.
Таким образом, Устрялов был характерным представителем российской исторической школы. Он не признавал национальной самобытности белорусского народа[6]. Борьбу белорусского народа против полонизации он представлял как борьбу за воссоединение с Россией, противостояние католичеству, унии, иезуитам. Не сильно, правда, рассматривая Беларусь, он подробно останавливается на тех же особенностях истории Украины, запорожских казаков[7].
Изменения в российской исторической науке произошли во второй половине 19 века. Они были связаны с ее переходом на качественно новый, более высокий уровень. Изучение политической истории в карамзиновском представлении перестало интересовать историков. Новое поколение уделяло большое значение аграрной истории, структуре и развитию государственных органов и т.д. В отношении Беларуси возникло такое культурно-историческое направление как западноруссизм. Тем не менее, в своей характеристике истории Беларуси оно не далеко ушло от российских историков предыдущего поколения. Все также подчеркивался клерикальный характер борьбы белорусов против полонизации за воссоединение с Россией. Так, например, Каялович в «Лекциях по истории Западной Руси» выдает антифеодальную борьбу за антикатолическую[8]. Базируясь на утверждении об определенной самобытности белорусов в составе русского народа, западноруссисты оставили почти без изменений представление об отрицательной роли католичества, унии и т.д.
Характерным представитель историографии того периода был Платонов С. Ф. В своей книге «Полный курс лекций по русской истории» он утверждает: « православные люди почувствовали опасность (католицизма после Люблинской унии) и поняли необходимость энергичного отпора… Но аристократия вследствие пропаганды иезуитов мало-помалу переходила в католицизм, благодаря чему получила большие политические права. С изменой аристократии борьба всей тяжестью легла на мелкий западнорусский люд. Он и вынес ее на своих плечах, пользуясь для борьбы теми средствами, какие давала ему церковная организация»[9]. Платонов выделяет два вида борьбы – легальную и нелегальную. Под легальной он понимает деятельность православных братств. Но именно эти братства, поставив под свой контроль архиереев, вызвали недовольство православных деятелей и склонила многих из них в пользу унии 1596 г.[10] Но и после заключения унии православные продолжали борьбу, добились сохранения Киево-Печорской лавры, духовной академии, кафедры митрополита в Киеве. Нелегальные формы борьбы – убийство И. Кунцевича, восстания казаков и т. д.
Следует отметить, что несмотря на высокий профессиональный уровень вышеназванного труда, Платонов не исследует антифеодальную борьбу белорусских крестьян против польских панов и т.д.
Во второй половине 19 века возникает и еще одно – совершенно новое явление – белорусская историография, которая была вестником начала белорусского национального возрождения. Пичета, Ластовский, Довнар-Запольский начинали свою работу именно в этот период. Выше не ставилась задача подробного рассмотрения того, как представляли борьбу белорусского народа против полонизации эти историки, следует только отметить, что их внимание к белорусскому Ренессансу 16 века само по себе было ответом на этот вопрос: культурный расцвет белорусской культуры 16 – 17 века, достижения белорусской общественной мысли были во многом направлены против католической и польской экспансии.
Таким образом, русская историография периода существования Российской империи, посвященная вопросу борьбы белорусского народа против полонизации, характеризовалась следующими признаками:
1) определение белорусского народа как части российского;
2) сведение борьбы против полонизации к клерикальной истории;
3) непринятие во внимание антифеодальной борьбы;
4) резко негативное отношение к унии и католичеству.
Российская историография была на службе у государства и отражала государственную политику в отношении белорусских земель, которая характеризовалась теми чертами, такими как негативное отношение к антифеодальной борьбе, противостояние с католической церковью. Однако в целом российская историография, посвященная борьбе белорусского народа против полонизации, имела прогрессивное значение, потому что она заложила основу изучения вопроса.
Глава 2. Историография советского периода
Октябрьская революция положила конец Российской империи. Новое государство складывалось на ее территории. Можно было предполагать, что отношение нового русского государства к Беларуси, судя по отдельным интернационалистическим тенденциям, изменится на более приемлемое. Создание СССР, в состав которого входила БССР, казалось, было подтверждением этому.
В 20-е годы происходило складывание советской историографии. В Беларуси шел активный процесс белорусизации, складывалась своя национальная элита, развивалась белорусская историография. Продолжалась деятельность таких видных фигур белорусской исторической науки, как Пичеты, Ластовского, Довнар-Запольского. Их работы по истории имели определенные националистические тенденции, воспевали Золотой век истории Беларуси (16 в.). В этих работах борьбе белорусского народа против полонизации уделялось небольшое внимание. Однако в начале 30-х годов, с первыми проявлениями политики репрессий, по белорусской элите был нанесен сильный удар. Многие деятели белорусской культуры были арестованы или расстреляны. Историческая мысль была загнана в догмы марксизма в вульгарно-сталинском понимании. Исчез трезвый исторический анализ. Эти тенденции продолжались и в послевоенный период.
Для советской историографии были характерны две тенденции. С одной стороны, советские историки как марксисты должны были в своих работах опираться на классиков марксизма-ленинизма, на т.наз. первоисточники. Но это была лишь видимость, под которой скрывалось истинное лицо значительной части российской историографии. Это лицо было исключительно националистическим. Россия, бывшая во главе СССР, в работах историков прославлялась как самое великое, самое справедливое государство. Все народы, входившие в состав СССР, объявлялись горячими сторонниками вхождения в Россию, а мешали им некие «злобные» феодалы.
Официальная историческая концепция советского периода была следующей: возникнув в Средневековье, русское государство было точкой притяжения для окружающих народов. Народы в большинстве своем добровольно присоединялись к России и в последствии собирали плоды вхождения в прогрессивное государство. Сопротивление присоединению народов к России оказывали феодалы, опиравшиеся на иностранную поддержку (Польши, Турции и т.д.), народные же массы не только хотели, но и боролись за присоединение к России. Особенно же это касалось белорусов и украинцев, которые, исходя их общепринятой в советское время концепции, были вместе с русскими потомками единого древнерусского народа, искусственно разделенного монгольским игом на части. Белорусы и украинцы сохраняли откровенные пророссийские симпатии. В случае с украинцами и белорусами речь шла не о присоединении, а о воссоединении. Кроме того, исходя из советских представлений о роли ВКЛ, эти народы находились под жестоким игом литовских феодалов, а с 1569 г. – и польских панов. В советской историографии старательно замалчивалась роль Люблинской унии, которая выставлялась как средство порабощения восточно-славянских народов. В условиях польско-литовского гнета белорусский и украинский народы активно боролись против своих угнетателей и просто-таки мечтали о воссоединении с Россией, что сулило им прогресс и процветание. Именно такая концепция понимания истории Беларуси, достаточно близкая по сути к дооктябрьской, господствовала в советской историографии.
Однако были и существенные различия. Например, исходя из своей марксистской сущности, из классового подхода, обязательного в советский период, советские историки не могли уделять большое внимание религии. История борьбы белорусского народа против полонизации перестала быть клерикальной. Роль церкви все больше и больше становилась экономической. Тут имеет смысл привести в качестве примера книгу Я. Мараша «Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви»[11]. К этой работе вернемся попозже. Гораздо большее внимание советские историки уделяли антифеодальной борьбе[12]. И самое главное: в отношении ее изменился знак с «минуса» на «плюс». Исходя из представлений марксизма о народной борьбе, советские историки внимательно изучали различные восстания, выступления крестьян, подчеркивая их классовую сущность. В крестьянских выступлениях советские историки просматривали и их антипольскую направленность. Именно в антифеодальных выступлений советские историки видели борьбу белорусского народа (народных масс Беларуси) против польского ига за присоединение к России. Такая двойная (марксистская и националистическая) сущность советской историографии немало повредила ей, подрывая ее авторитет.
Общественно-политическая жизнь Беларуси разрабатывалась многими советскими учеными. Одним из них был Я.Н. Мараш, о котором было уже сказано выше. Многие его работы так или иначе связаны с борьбой белорусского народа против полонизации, ига польских феодалов и их могущественного союзника – католической церкви. Первая его книга – «Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви» освещает различные формы и проявления протеста городских мещан и крестьянства против наступления католической церкви и насаждения унии в 17 – 18 вв., а также против феодального угнетения во владениях католических церквей и монастырей[13]. Названная работа – первое и в советской историографии исследование о положении крестьян поместий, принадлежавших католическому духовенству в белорусских землях. Автор прослеживает, как неуклонно, на протяжении 16 – 18 вв. проникали в Беларусь и основывали здесь монастыри, приобретали земельные владения и крепостных крестьян различные католические, а затем и униатские монашеские ордена. На основании различных архивных документальных материалов автор доказывает, что барщина на западе Беларуси в монастырских фольварках была выше, чем у светских землевладельцев[14]. В отношении северо-восточных районов Беларуси автор делает неопределенный вывод о том, что тут феодальная эксплуатация была более мягкой, чем в других районах, что объяснялось близостью к России[15]. Главный вопрос, исследованный в названной работе Мараша, -- борьба народных масс Беларуси против унии и католического наступления. Этот вопрос впервые освещается достаточно обстоятельно и убедительно на основе новых документальных материалов. Большое внимание автор уделяет выяснению сущности борьбы против католической агрессии и унии со стороны плебейских слоев белорусских городов и крестьянства, особенно накануне и во время национально-освободительной борьбы украинского и белорусского народов в середине 17 века и войны между Россией и Речью Посполитой. При этом он исходит их тезиса, что антикатолическая и антиуниатская борьба тесно переплеталась с борьбой против социального и национального угнетения народных масс светскими и духовными феодалами[16].