В тех случаях, когда явное несоответствие фальшивой купюры подлинной, исключающее ее участие в денежном обращении, а также иные обстоятельства дела свидетельствуют о направленности умысла виновного на грубый обман ограниченного числа лиц, такие действия могут быть квалифицированы как мошенничество.
В соответствие с указанным Постановлением Пленума ВС РФ как мошенничество должны расцениваться и случаи сбыта грубо подделанных денежных знаков, когда подделку можно отличить с первого взгляда. В случае таких подделок виновный рассчитывает, как правило, на индивидуальные особенности лица, которому сбывается подделка (плохое зрение, состояние сильного алкогольного или наркотического опьянения или на особые обстоятельства сбыта подделки (в темное время суток, когда нет возможности разглядеть купюру).
Так, например, в ноябре - декабре 1997 г. в г. Воронеже организованная преступная группа лиц в составе Хвостова С.В., обладавшего навыками изготовления поддельных денежных купюр достоинством 500.000 рублей путем видоизменения денежных купюр достоинством 50.000 рублей и ранее судимого Боброва В.П. совершила ряд мошеннических действий, изготавливая и сбывая в вечернее время поддельные денежные купюры достоинством 500.000 рублей. По данному факту 22 декабря 1997 г. было возбуждено уголовное дело по п. "а" ч.3 ст.159. Всего было выявлено 48 эпизодов преступной деятельности этой группы, связанных с изготовлением поддельных денежных знаков путем переделки. [10]
Иногда, несмотря на разъяснения Пленума, правоприменитель при квалификации по ст.186 идет по пути "подстраховки", инкриминируя виновным не только сбыт поддельных денежных знаков но и мошенничество. В первую очередь это связано с тем, что термин "явное несоответствие фальшивой купюры подлинной", употребляемый в указанном Постановлении, воспринимается правоприменителями достаточно субъективно, что в каждом отдельном случае влечет некоторые негативные последствия, связанные например с возвращением уголовного дела из суда на дополнительное расследование, в связи с тем, что следователь вменил виновному мошенничество, квалифицируя реализацию поддельных денежных знаков с подклеенным номиналом, а судья посчитал, что в действиях виновного содержаться признаки состава преступления предусмотренного статьей 186 УК РФ ввиду того, что поддельный денежный знак имеет существенное сходство с подлинным.
Представляется, что выход из сложившейся ситуации видится в более формализованном подходе к разграничению "явного" и "неявного" несоответствия поддельных денежных знаков подлинным.
Объективную сторону состава преступления составляют две самостоятельные формы: 1) изготовление в целях сбыта и 2) сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
Под изготовлением понимают полную или частичную подделку предметов преступления. При полной подделке фальшивые деньги создаются без применения настоящих, с нуля. Этот вид подделки встречается чаще. Частичная подделка связана с настоящими деньгами, в том числе валютой, и ценными бумагами. Виновный изменяет, например, достоинство денежного знака, искусно приклеивая или дорисовывая дополнительные нули или цифры; изменяет серию ценной бумаги и т.п.
Способы изготовления подделок, из анализа практики, следующие: 1) полиграфический, т.е. печатание денег. Он наиболее опасен с точки зрения обнаружения подделки; 2) электрографический, т.е. использование для фальшивомонетничества цветных ксероксов. Способ был очень распространен в начале 90-х гг., когда число ксероксов в стране значительно увеличилось. Опасен и сейчас, особенно при использовании высококачественных ксероксов типа "Кенон Си-эл-си 800"; 3) фотографический. Он встречается редко, поскольку требует высокого мастерства. В конце 80-х гг. была разоблачена группа Костюка, который достиг совершенства в производстве цветных фотографий поддельных денег; 4) рисовальческий. Также встречается крайне редко. Лица, его применяющие, - "чистоделы" пользуются повышенным уважением в преступной среде; 5) метод двукратного копирования, построенный на принципе растворимости красителей. используемой Гознаком, улучшилось; 6) печатание фальшивок посредством компьютерной техники (сканирование и последующая печать на цветных струйных или лазерных принтерах см. табл.2 в приложении). Этот способ изготовления поддельных денег все чаще стал использоваться злоумышленниками. Так, в начале января 1998 г. группа лиц в составе Сидорова Ю.И., Кукушкина А.В., Голубкова М.Н., владея информацией о том, что на персональном компьютере с использованием цветного струйного принтера можно изготовить купюры любого достоинства, действуя из корыстных побуждений, изготавливали и сбывали поддельные денежные купюры достоинством 50.000 рублей, заранее распределив роли и объединившись на основе преступного единого умысла в устойчивую организованную преступную группу. Сидоров и Голубков в период с 16 по 24 февраля 1998 г. изготовили 25 млн. поддельных денежных знаков по 50.000 рублей каждый, после чего Сидоров и Кукушкин 24.02.98 г. около 15 часов в одном из номеров гостиницы "Брно" сбыли купюры двум жителям Липецкой области за 11 млн. рублей. При попытке скрыться с места преступления были задержаны сотрудниками милиции.
Совершенное преступление было правильно квалифицировано следователями УРОПД УВД Воронежской области по п. "а" ч.3 ст.186 УК РФ.
Способ изготовления фальшивых денег или ценных бумаг не влияет на квалификацию, но должен учитываться при назначении наказания в рамках статьи.
Под сбытом понимают любые формы отчуждения поддельных денег: использование в качестве средства платежа, обмен, продажу, дарение, дачу в долг, оплату чьего-либо труда и т.д. Следует относить к сбыту также "возврат подделки лицу, оплатившему покупку фальшивой купюрой", и так называемый вторичный сбыт, который осуществляется лицом, "в силу стечения обстоятельств ставшим обладателем фальшивых денег или ценных бумаг, осознавшим их поддельный характер и несмотря на это использующим их как подлинные". В тоже время избавление от поддельных денег или ценных бумаг без цели в ведения их в обращение (разбрасывание на улице, уничтожение и т.п.) к сбыту отнесены не могут [11].
Приобретение заведомо поддельных денег в целях их последующего сбыта в качестве подлинных образуют приготовление к фальшивомонетничеству. По смыслу разъяснения Пленума Верховного Суда России, приобретение поддельных денежных знаков предполагает такие умышленные действия, которые как бы обратны их сбыту: покупку, взятие взаймы, получение в подарок и т.п. Однако приобретение фальшивок без цели их последующего сбыта в качестве подлинных, а равно случайное обнаружение (находка) и последующее хранение, перевозка, пересылка состава преступления не образуют.
Состав преступления формальный. Преступление окончено, когда изготовлена хотя бы одна поддельная ценная банкнота или монета; сбыт - когда хотя бы один фальшивый денежный знак отчужден. Не влияет на квалификацию факт сбыта лишь части предназначенных для этого поддельных денег.
Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Лицо сознает, что изготавливает с целью сбыта поддельные деньги, валюту или ценные бумаги, или сбывает их, и желает этого.
Для изготовления в обязательном порядке должна быть установлена цель сбыта. Если денежная купюра изготавливается для того, чтобы, например, утвердиться в своем умении, на спор, и т.д., ответственность по ст.186 УК за изготовление исключается. О цели сбыта могут свидетельствовать количество произведенных фальшивок, создание специального оборудования для производства поддельных денег или ценных бумаг и т.д.
При сбыте поддельных денег или ценных бумаг лицом, которое не изготавливало их, обязательным признаком субъективной стороны является осознание факта фальшивости денег или ценных бумаг. В противном случае привлечение к уголовной ответственности невозможно.
Мотив преступления не указан в законе в качестве обязательного признака субъективной стороны. Из смысла статьи им, в основном, является корысть.
Заблуждение лица, изготавливающего или сбывающего иностранную валюту, не имеющую в настоящее время хождения, рассматривается как фактическая ошибка, а потому влечет квалификацию как покушение на преступление, предусмотренное ст.186 УК.
Следует подчеркнуть, что использование фальшивых денег для приобретения предметов, изъятых из гражданского оборота (огнестрельное оружие, радиоактивные материалы, наркотические средства, сильнодействующие или ядовитые вещества), образуют совокупность преступлений и наряду с фальшивомонетничеством дополнительно квалифицируются по соответствующей статье Особенной части УК.
Субъект преступления общий, т.е. любое лицо, достигшее 16 лет. Это как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление не только на территории России, но и на территории государств участников Международной конвенции о борьбе с фальшивомонетничеством 1929г.
В ч.2 ст.186 УК предусмотрен квалифицирующий признак - крупный размер совершение данного преступления.
Количественные критерии крупного размера в анализируемой статье не приведены. В этой связи крупный размер следует определять в соответствии с примечанием к ст.169 УК в пересчете на номинал фальшивых денежных знаков или ценных бумаг. Таким образом, крупным размером изготовления в целях сбыта или сбыта поддельных денег или ценных бумаг по анализируемой статье будет признаваться их суммарный номинал, который превышает двести пятьдесят тысяч рублей[12].