Смекни!
smekni.com

Борьба чернокожего населения Соединенных Штатов Америки за гражданские права (стр. 10 из 21)

Через два месяца, когда войска были выведены, белые школьники стали травить чернокожих детей, чтобы те покинули школу. Однако последние решили продолжать обучение. Из девятерых детей восемь окончили учебный год, один был исключён за то, что ответил на оскорбление.

Сфера борьбы черных активистов за свои гражданские права постоянно расширялась. В начале 60-х борьба против дискриминации шла в парикмахерских, куда не пускали черных, на автобусных маршрутах, в залах ожидания. Часто протесты заканчивались избиениями и заключением в тюрьмы.

Хуже всего дело обстояло в Алабаме. В городе Аннистон этого штата шесть членов Ку-Клукс-Клана вошли в междугородный автобус, согнали всех чернокожих пассажиров в заднюю часть автобуса и приказали водителю ехать без остановок до Бирмингема. Там негров высадили и толпа избила их железными прутьями. Полиция приехала слишком поздно.

Другой раз в том же самом городе автобус с черными пассажирами окружила толпа с цепями и палками. Негры, беспокоясь за свои жизни, выйти отказались. Тогда были порезаны шины автобуса, и когда тот остановился, то в салон бросили бутылки с бензином и все это подожгли. Негры уцелели лишь чудом, но и они, и многие другие продолжали в знак протеста пользоваться междугородными автобусами. Эта форма протеста получила название «поездки за свободой».

В начале 60-х борьба за гражданские права все более сильно перемещалась на Юг Соединенных Штатов. Губернатор штата Алабама Джордж Уоллес в 1963 году сказал «Сегрегация сегодня... сегрегация завтра... сегрегация всегда». Во время бойкота автобусной компании в городе Монтгомери там была запрещена работа НААСП, в Бирмингеме особенно активным стал местный Ку-Клукс-Клан, взрывавший дома черных так часто, что тот район, в котором они жили, получил название «Гора на динамите».

В этой краткой главе, я затронул важнейшую проблему Америки второй половины XX века – сегрегацию. Более подробно об этой позорной главе в истории США я расскажу, в главе посвященной Мартину Лютеру Кингу, так как на примере анализа его действий я попытаюсь рассказать и о сегрегации и о движении ненасильственного сопротивления.


4. Апогей движения

Апогеем движения чернокожих за гражданские права я полагаю началом 60-х годов XX века. Именно после событий в Монтгомери приведших к десегрегации автобусных линий, и событий в Литтл-Роке, способствовавших последующей десегрегации школ, такие личности как Мартин Лютер Кинг, Хьюи Ньютон и Малкольм Икс заблистали во всей красе.

Именно через призму деятельности этих людей, стоявших во главе трех мощнейших организаций, боровшихся за гражданские права, я и планирую отследить превращение робкого движения в защиту прав негров в мощнейшее сопротивление, сломавшее вековые устои рабства и сегрегации. Так как трудно выделить какую либо точную периодизацию я постарался упорядочить время апогея движения к деятельности этих людей. Особняком здесь стоит Малкольм Икс. Свою борьбу за превосходство черных (Малкольм больше боролся именно за этот аспект, нежели за равенство), он начал несколько раньше, нежели Кинг и Ньютон, но последние годы его жизни явились особо значимыми в деле борьбы за равенство.

Безусловно, важнейшую позицию здесь занимает Мартин Лютер Кинг, чье учение и безграничная вера в успех снискали ему славу как самому влиятельному борцу за права чернокожих. Именно Кинг сумел сплотить большую часть чернокожих Америки, вместе доказавших торжество американской демократии.

Отдельной главы также заслуживает и движение «Черные пантеры», в противовес учению Мартина Лютера Кинга выступавшие за вооруженное сопротивление социальной агрессии в интересах афроамериканской справедливости.


4.1 Малкольм Икс

Малкольм Икс в отличие от Мартина Лютера Кинга не являлся священником. Деятельность этого человека, тем не менее, тоже была весьма эффективной. Для Америки рассматриваемого мной периода была очень характерна такая вещь как публичные выступления. Неважно, был ли человек образован, имел ли он ученую степень или его образование, как у Малкольма Икс было минимальным (об этом я еще упомяну), человек (в рассматриваемом периоде это были преимущественно негры), мог выйти на трибуну и излагать свои мысли. Согласно поправке первой в конституции США, существовала свобода слова, и чернокожие люди могли выражать свою волю открыто. Этим правом активно пользовался и Малкольм Икс. Он был совершенно не таким, каким был Мартин Лютер Кинг. Тем не менее, он тоже боролся за права чернокожих американцев.

Малкольм Икс, урожденный Малкольм Литтл, появился на свет 19 мая 1925 года, в городе Омаха, который находился в штате Небраска. Его отец был проповедником. Семья Малкольма постоянно испытывала на себе все отрицательные стороны расисткой идеологии. В 1929 году банда белых расистов подожгла дом, в котором жила семья Малкольма. В 1931 его отец был задавлен трамваем, и хотя, полиция посчитала эту смерть самоубийством, было ясно, что и здесь не обошлось без расистов. Отец Малкольма проповедовал людям идеи Маркуса Гарви, о которых я уже говорил. Без сомнения это вызывало ярость у сторонников законов Джима Кроу. Будучи фактически выведенными из социальной пирамиды, чернокожие люди выбрали для себя своеобразный протест, идея которого сводилась к тому, что каждый чернокожий гордился своей расовой принадлежностью. Это по сути своей являлось ответом на политику, проводимую во время Великой Депрессии. Избавляясь от ненужных работников, работодатели зачастую использовали напряженную ситуацию между черным и белым населением страны. Безусловно, человек, гордящийся ко всему прочему, черным цветом кожи, находился в значительно менее выигрышных условиях, нежели белый рабочий. К этому также необходимо добавить деятельность Ку-клукс-клана, для которых одной из целей являлась возможность продемонстрировать полную несостоятельность чернокожего населения. И если это «население» пыталось всячески противодействовать политике проводимой их работодателями, и активной борьбой за свои права, Ку-клукс-клан, не брезговал применять различные меры, которые начинались от простых предупреждений (обычно члены этой организации сжигали во дворе дома неугодного им чернокожего гражданина Соединенных штатов христианский крест), и доходили до погромов и убийств.[41]

В такой обстановке расовой неприязни и пришлось расти Малкольму. Его юность проходила в Бостоне, Лансинге, Нью-Хейвене, Кремни и в Нью-Йорке. Законы штатов того времени запрещали получать черным приличное образование, они также являлись последними кандидатами на хорошооплачиваемую работу (к слову и на низкооплачиваемую их брали неохотно). В этой ситуации становится неудивительным тот факт, что Малкольм Икс смог получить минимальное образование. Он закончил восемь классов школы. Его учеба сопровождалась исключениями и переводами в исправительно-учебные учреждения. После окончания школы Малкольм переезжает к сводной сестре в Бостон. Там он нанимается чистильщиком обуви, приобщаясь к городской афро-американской субкультуре. Он больше нигде не учится, но врожденная любознательность и пытливый ум Малкольма принуждает его заняться самообразованием. Во время Второй Мировой Войны, юноша устраивается работать проводником в поезд Нью-Йорк – Бостон. Жизнь в Гарлеме настолько захватывает Малкольма, что он не может совмещать ее с работой и в итоге его увольняют. Он устраивается на работу официанта в одном из кафе Гарлема, клиентами которого были, в том числе и деятели преступного мира. Начав общаться с ними, Малкольм перенимает их жизненный опыт, а также и «профессиональные» навыки. На этой работе он также не удержался какое-либо продолжительное время. Одному из посетителей имитировавшему южный акцент, Малкольм, вместе с меню предложил женщину. Посетитель оказался агентом полиции. Имя Малкольма попало в картотеки полиции, что в то время означало увольнение, и последующий поиск работы ни к чему бы не привел.[42]

Следующий год Малкольм проводит, занимаясь противоправными делами. Он продает наркотики, не чураясь впрочем, их потребления, он является сутенером, занимается кражами с взломом, сбывает краденое. В последствии он покидает Бостон из опасности быть убитым деятелем нелегального игорного бизнеса по кличке Арчи.

В феврале 1946 года Малкольм Икс предстает перед судом и признается виновным по 14 пунктам обвинения. Его приговаривают к десяти годам лишения свободы. Его сестра Элла добивается перевода Малкольма в Норфолкскую колонию, где режим был менее жестким. В тюрьме он получает кличку «Сатана», во многом благодаря своему поведению. Брат Малкольма Реджинальд, знакомит его в тюрьме с учением «Нации ислама», которая также была известна как «Черные мусульмане». Пытаясь написать письмо лидеру «Нации Ислама» Илайдже (Элайе) Мухаммеду, он понял, что его слварный запас настолько скуден, что его фактически составляет один сленг, а навыки письма находятся в зачаточном состоянии. Тогда Малкольм Икс берет в тюремной библиотеке иллюстрированный толковый словарь и заучивает статьи из него наизусть.

К своему освобождению Малкольм избавляется от наркотической зависимости и становится образованным человеком. В тюрьме он получает специальность столяра. Интересным фактом является то, что пенитенциарная система полностью контролировалась белыми, которых Малькольм в соответствии с доктриной «Нации ислама» именовал «дьяволами».

«Нация ислама», они же «черные мусульмане» являлась мусульманской сектой. Она была образована Илайджей Мухаммедом. Точно неизвестно кем он являлся. Привлечение в свои ряды Малкольма Икс явилось для «мусульман» большой удачей. Благодаря нему, «Нация ислама» приобрела значительную популярность у чернокожего населения Соединенных штатов. Их политика заключалась в противопоставлении черного расизма белому. Эта своеобразная доктрина упала в плодородную почву. Движение ненасильственного сопротивления, о котором рассказывалось в предыдущей главе, еще только зарождалось, и в любом случае не все негры готовы были последовать за Кингом. «Черные мусульмане» были здесь как нельзя кстати, озлобленные от расистского обращения, притеснения, чернокожие граждане Америки охотно слушали человека «с соседней улицы», каким являлся Малкольм Икс. Он доносил до них простыми словами учение Илайджи Мухаммеда, ему были понятны и близки проблемы негров. Если рассматривать проблему в более глобальном плане, то сепаратистские лозунги такие как «покупай у черных» и последующие экономические меры предпринятые «Нацией ислама» не были способны подорвать экономику Штатов, потому как данный призыв, в большей массе своей выражал расстройство и недовольство среднего класса чернокожих, владевших в лучших случаях небольшими магазинчиками в старых районах и гетто. В сумме своей «черный средний класс» составлял не более процента от экономически активных деятелей, и уж он никак не являлся определяющим среди таких экономических глыб, какими в свое время являлись Рокфеллер или Форд. Подведя итог доктрине «черных мусульман» относительно их экономической политики, можно сказать, что группа ограничивала свои атаки пределами, навязанными черному бизнесу белыми сторонниками превосходства — пределами, которые препятствовали их способности конкурировать на рынке и способствовали белому бизнесу. Несмотря на внешний радикализм этой теории, ее реакционная подоплека очевидна. Невозможно для целой расовой группы стать предпринимателями. Эта идея «черного бизнеса» попросту удовлетворяла маленькому слою чернокожих людей — среднему классу.